✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Золотая «копейка» отечественного автопрома

развернуть
Почему «Копейка» стоит миллионы
ФОТО : Mir24.tv / Дмитрий Белицкий

48 лет назад, 9 сентября 1970 года, был начат серийный выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода «ВАЗ-2101» – «Жигули». В нашей стране найдется не так много людей, у которых в юности или детстве – в семье родителей, родственников, соседей – никогда не было автомобиля «Жигули». А уж первая модель, легендарная «копейка», как ее называли в народе, была невероятно популярной! Часто в семьях горожан ее помнят как первую машину дедушки, которой он так гордился. К ней относились почти с нежностью, ею хвастались, ее любили и ухаживали за ней. «Копейка» стала ярким символом целой эпохи отечественного автопрома. Эпохи, которая закончилась не так давно – всего лишь пять лет назад, в 2012 году, когда в сборке автомобилей Волжского автозавода перестали использовать детали, разработанные для первых «Жигулей».

Личный автомобиль в СССР


Чтобы понять, чем стало появление на российском рынке «копейки» – первого массового автомобиля – нужно представлять, насколько трудно было приобрести личный автомобиль до начала ее выпуска. В то время, когда в Европе и США автомобиль был привычным средством передвижения, в СССР он еще и в 50-х годах оставался роскошью для избранных. Например, в 1950 году советские заводы выпустили 64 554 легковые машины, из них только 23 тысячи были проданы индивидуальным владельцам, остальные ушли на экспорт или были переданы в различные ведомства, как служебные автомобили. К 1956 году количество машин, поступавших в продажу, выросло до 64 тысяч в год, но все равно в масштабах огромной страны это было очень мало.

Прежде чем приобрести автомобиль, надо было записаться в многотысячную очередь в специализированном магазине, которые имелись только в двенадцати крупнейших городах Советского Союза. Например, в 1954 году в Ленинграде очередь на «Победу» и «Москвич» составляла 22000 человек, в Ростове-на-Дону – 4100, в Тбилиси – 2800, в Киеве и Риге – примерно по 2000 человек, в Ереване – 1200 человек. В Москве только очередь на автомашину «Победа» составляла 13 тысяч человек, не считая тех, кто хотел приобрести автомобили других марок. Продавалось же в столице около 600 машин в месяц, а в других городах и того меньше.

В этих очередях стояли по несколько лет. Сколько страстей, сколько нервов и переживаний было по поводу того, что очередь никак не подходила! Купив автомобиль, автовладелец обычно сразу снова записывался в очередь на следующую машину, рассчитывая, что когда до него снова дойдет очередь, он продаст подержанный автомобиль и, возможно, даже не дешевле, чем купил. Одновременно владеть двумя автомобилями было запрещено. Существовала также возможность получить машину в качестве выигрыша в лотерею, что получалось, конечно, лишь у единиц. Кроме того, автомобиль можно было получить в личную собственность в качестве премии за ударный труд. Неудивительно, что личный автотранспорт в те годы был символом не только богатства, но и избранности.

Поэтому, когда был налажен массовый выпуск автомобиля ВАЗ 2101, началась эпоха, когда впервые личные автомобили стали доступны миллионам граждан. Этот поистине народный автомобиль давал огромному числу людей возможность ощутить принадлежность к достатку, к роскошной жизни «как в западном кино», и к классу тех немногих, кто мог себе позволить иметь личный автомобиль во времена СССР. Вот почему именно «копейка» стала таким знаковым автомобилем в нашей стране!

Как создавался Волжский автозавод

Первый автомобиль – «ВАЗ-2101» – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101».

Этому предшествовала история, которая могла бы стать сюжетом для остросюжетного приключенческого кино. В ней в тугой узел закручены бизнес-интриги, воля политических лидеров, интересы международных корпораций и даже деятельность спецслужб.

Строить гигантский автозавод было решено по предложению председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Выпуск новеньких автомобилей европейского уровня должен был решить сразу несколько задач, важнейших из которых было две. Первая – поправить экспортные позиции страны, которая очень много всего покупала за валюту, и гораздо меньше продавала за рубеж. Вторая же – извлечь из граждан собственной страны их накопления. Эти деньги были необходимы на строительство дорог и промышленное производство, которое не обеспечивало достаточного количества товаров. Люди постарше помнят еще эпоху дефицита, когда, даже имея деньги, трудно было приобрести на них хорошие вещи.

Для выпуска массового автомобиля решено было построить новый завод-гигант, для чего привлечь зарубежного партнера. К его поиску были привлечены даже сотрудники КГБ. Во всяком случае, широко известно как минимум об участии в переговорах сотрудника резидентуры внешней разведки под прикрытием Леонида Колосова, который в начале 60-х годов был направлен в Италию под видом корреспондента «Известий». Колосов, тогда еще капитан КГБ, помог заключить сделку с концерном «ФИАТ» и получить кредит от концерна для постройки автомобильного завода в Тольятти. Это дало возможность Советскому Союзу сэкономить 62 миллиона долларов, а Леонид Колосов за эту операцию получил внеочередное звание и дорогое ружье в подарок.

Концерну «ФИАТ» сделка тоже была выгодна, так как в Италии в это время шла всеобщая забастовка, причинявшая большие убытки производителю автомобилей. И крупный контракт с правительством СССР был как нельзя более кстати.

Генеральное соглашение было подписано 8 августа 1966 года в Москве. Подписи под документами оставили глава «ФИАТ» Витторио Валетта и министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов.

Новый советский автомобильный завод-гигант было решено строить в городе Тольятти, который всего за два года до того получил свое название в честь генсека итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, который приехал в Россию налаживать отношения с Никитой Хрущевым и умер во время посещения детского лагеря «Артек» от инсульта. До того город назывался Ставрополь Куйбышевской области и от него в начале 60-х оставались лишь окраины: весь город был почти целиком затоплен после завершения строительства Волжской ГЭС им. В. И. Ленина. С возведением завода-гиганта город Тольятти был отстроен фактически заново и снова возродился к жизни.

На строительство заводских помещений и установку оборудования ушло почти 4 года и около 5 миллиардов рублей. Почти все комплектующие для автомобилей планировалось производить на месте. Оборудование, станки и целые линии производства были закуплены в социалистических странах, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ): в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии. А также в странах капиталистического лагеря: Италии, ФРГ, Франции, Англии и США.

Чем отличался «ВАЗ-2101» от «Фиата»

Пока завод строился, в СССР во всю тестировали и усовершенствовали итальянский «Фиат-124», прообраз будущего массового российского автомобиля, который в 1966 году стал автомобилем года в Европе. Сперва итальянские «фиаты» тестировали, гоняя по всем дорогам СССР. Затем итальянские инженеры по просьбе советских внесли в конструкцию около восьмисот изменений. Так что бытовавшие рассказы автолюбителей о том, что «копейка» – это практически «Фиат-124», это всего лишь байки.

У «ВАЗ 2101» кузов стал намного прочнее, двигатель стал с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. Двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. Доработали и сцепление, и коробку передач. Изменилась конструкция подвески, а клиренс увеличился со 164 до 175 мм. Тормоза, вместо непрочных дисковых, установили барабанные. Кузов также был основательно доработан и усилен. Салон был европейского уровня. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских «Фиатов», стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили безопасными, не выступающими за габариты дверей.

Как только первые «ВАЗ-2101» поступили в продажу, они стали самыми популярными автомобилями в СССР. И не зря: в отличие от "Фиат-124", они были невероятно прочными, неприхотливыми и удобными в ремонте. Автолюбители отмечали также малый объем работ по техническому обслуживанию, хорошие динамику и управляемость автомобиля, плавность хода, комфортабельность салона. В придачу ко всему у машины очень хорошо работала печка, что было и остается важной опцией в нашем холодном климате.

Название «Жигули» выбрали на основе конкурса, который организовал среди своих читателей журнал «За рулем». Пришло больше 50 тысяч предложений, которые сейчас уже забыты. Известно лишь, что среди них было название «Лада», которое позже стали использовать для экспортной версии автомобиля. А также такие замысловатые имена, как «Перворожец» «Директивец» и «Мемориал». Название «Жигули» предложил конструктор по фамилии Черный: так называются горы, расположенные недалеко от города Тольятти.

Однако с этим названием, хорошо принятым на внутреннем рынке, случилась осечка, когда автомобили начали поступать на экспорт. Оказалось, что слово это непонятное, а ассоциации рождает в основном неприличные, поскольку созвучно сразу нескольким словам, имеющим отрицательную окраску в разных языках. Например, для тех, кто знает арабский язык, оно созвучно слову «джигуль», которое переводится как «вор», а для испаноязычных народов оно напоминает слово «жиголо» (молодой мужчина, оказывающий за плату интимные услуги состоятельным пожилым женщинам). Поэтому на экспорт машина стала поставляться под более нейтральным названием «Лада».

Первые автомобили «ВАЗ-2101» стоили 5500 советских рублей. Они были с восторгом приняты на внутреннем рынке, и вполне имели успех на Западе. Спустя 2 года Волжский автозавод даже удостоился престижной международной премии «Золотой Меркурий» за выпуск этой модели машины.

Нашу «копейку» экспортировали в Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, ГДР, Египет, Нигерию. А также в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию. Прочность экспортных версий автомобиля была так велика, что даже сейчас в западных странах существуют клубы любителей этого автомобиля, а в городском потоке машин нет-нет, да и мелькнет ее знакомый силуэт, который уже воспринимается, как модный ретро-стиль.

«ВАЗ-2101» выпускался в течении 13 лет. За это время было создано 2 700 000 «копеек», с появлением которых началась по-настоящему массовая автомобилизация в СССР. Уже к середине семидесятых годов «Жигули» составляли около половины парка легковушек в стране.

В 2000 году журнал «За рулем» провел опрос почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ. По результатам этого опроса «ВАЗ 2101», легендарная «копейка» была признана лучшим российским автомобилем столетия.


Источник →

Опубликовал Valera K. , 20.04.2018 в 22:05

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян 20 апреля, в 22:47 Насчёт "В то время, когда в Европе и США автомобиль был привычным средством передвижения, в СССР он еще и в 50-х годах оставался роскошью для избранных."
Во вторник по ОТР была передача о "копейке". Там было озвучено: на момент принятия решения о необходимости народного автомобиля в СССР было 7 автомашин на 1000 человек, а в США - 500. Огромный разрыв...
Текст скрыт развернуть
0
Въ .
Въ . Виген Егиазарян 21 апреля, в 05:48 Все силы ушли у страны на послевоенное восстановление...  К тому же космос , к тому же ядерная бомба....А США славно заработали на второй мировой...  Статистика знает... Текст скрыт развернуть
6
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян Въ . 22 апреля, в 00:23 Да при чём здесь "силы страны"? Вы так пишете, как будто автомобили выдавались бесплатно, поэтому на их "раздачу нуждающимся" не хватало денег. Текст скрыт развернуть
0
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян Въ . 22 апреля, в 00:42 Уйдем от темы послевоенного восстановления. Нырнем пораньше.
К концу 1929 года США выпускали 5,4 млн автомобилей ежегодно.
В СССР массовый гражданский автомобиль ГАЗ-А, купленный в 1929-м году по лицензии у Форда, за 1932-1936 годы был выпущен общим количеством под 42.000 штук.  Ну, добавим ещё 22.000 грузовиков "Полуторка" ГАЗ-АА в год. Ну, поскребем ещё по сусекам второстепенные машинки... Все равно получается на порядки меньше, чем в США.
Резюме: социалистическая плановая экономика всегда проигрывала в удовлетворении автомобильных потребностей своих граждан...
Почему? Ответ очевиден. Частная инициатива. И не было революции, разрушительной для экономики.
До революции же Россия не так сильно отставала от западных стран в разработке и производстве автомобилей...
Текст скрыт развернуть
-2
Въ .
Въ . Виген Егиазарян 22 апреля, в 07:14 Не оскорбляйте своих учителей своим публичным невежеством... Текст скрыт развернуть
0
2 ИВАНА иван
2 ИВАНА иван Виген Егиазарян 22 апреля, в 07:56 (До революции же Россия не так сильно отставала от западных стран в разработке и производстве автомобилей...)
В досоветское время Россия не имела своей автомобильной промышленности как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908 году, за время своей работы (до эвакуации в 1915 году) выпустил 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей.

В августе 1915 года в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве — завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой — завода правления «Руссо-балта», в Рыбинске — завода «Русский Рено», в Ярославле — завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону — Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 года предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.
В 1915 году только Форд производил полмиллиона машин в год, и это только легковых и не считая других производителей. В 1914 году в США было 1300000 авто, Англия 245000, Франция 100000, Россия всего 10000 и в основном это импорт, а те что собирались у нас были или по лицензии или единичные экземпляры отверточной сборки или явные самоделки. Также РИ катастрофически отставало в производстве тракторов и авиации и частная инициатива как то не очень помогала этому и лишь советская плановая система способствовала развитию и автомобилестраению и тракторостроению и авиации. Обратная картина на сегодняшний день полностью убита частной инициативой как авто так и тракторо и авио строение . Авто легковое только отверточная сборка и пренадлежат они инофирмам, ВАЗ без многомиллиардных субсидий государства давно бы уже загнулся бы. Вот она наглядная агитация за свободный рынок и частную инициативу которая якобы что то сможет лучше наладить и произвести, чем советская плановая. И это касается любого высокотехнологичного продукта, частники лучше только обувь шили с джинсами и только при плановой советской экономике а сейчас и это освоить не могут и все остальное у них хуже получается.
Текст скрыт развернуть
1
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян Въ . 22 апреля, в 17:15 ))))) Красивая фраза используется, когда нечего сказать по-существу... Текст скрыт развернуть
0
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян 2 ИВАНА иван 22 апреля, в 17:54 А кто в те годы имел такую "отрасль"? )
Из Ваших цифр вытекает, что Россия была на четвертом месте в мире по производству автомобилей. Для страны с пятым местом по ВВП это вполне хороший показатель.
Кроме того, нужно учитывать следующее. Российская империя, в отличие от перечисленных трёх стран, была абсолютной монархией. Она традиционно отставала от технически передовых стран на 50-100-150 лет по ключевым триггерам развития (отмена крепостного права, парламентаризм, дата совершения буржуазной революции). В результате этого к началу двадцатого века страна отставала в развитии финансово-промышленного сектора и у неё НЕ БЫЛО НАКОПЛЕНО достаточно финансовых ресурсов для развития тех отраслей, которые в этом нуждались. Вы сами написали фразу "на основе государственного кредита". То есть, частный капитал не мог самостоятельно саккумулировать необходимые суммы для этих заводов. Известно, что для своего развития Россия была вынуждена привлекать большие объёмы французских и немецких кредитов - так как своих финансов было недостаточно.
Кроме того, более отсталая аграрная экономика не предъявляла ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО спроса на эти технические новинки. Сравним с США: это была страна мелких фермеров, свободных в принятии решений о покупке необходимых им тракторов и автомобилей. В России земли принадлежали крупным аристократам, которые не были так уж сильно заинтересованы в повышении производительности труда (а зачем?).
Текст скрыт развернуть
0
Въ .
Въ . Виген Егиазарян 22 апреля, в 18:25 Вам говорить бесполезно...Вы из категории людей не желающих знать то, что идёт вразрез Вашим убеждениям... Вы будете осуждать соседа за бедность, даже если узнаете, что у него сгорел дом и всё нажитое  имущество...  "...Ну ведь правда бедно живёт...Посмотрите...Кто оспорит ? " А про пожар ни слова , ибо многие начнут понимать "Вашу правду" ... Текст скрыт развернуть
0
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян Въ . 22 апреля, в 18:34 Конечно, конечно! Когда нет аргументов - самое милое дело сказать "я не буду спорить, потому что это всё равно бесполезно" )) Текст скрыт развернуть
0
Въ .
Въ . Виген Егиазарян 22 апреля, в 19:07 Аргументов море, но зачем метать бисер перед.....Я знаю спорщиков Вашего пошиба...  Мне дорого своё время, а ликвидировать Вашу безграмотность мне не досуг... Я уже и так зря рассказывал про пожары...Отстаньте от меня... Идите учиться... Текст скрыт развернуть
0
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян Въ . 22 апреля, в 22:54 О великий знаток правды, сидящий на куче неназванных, оставшихся тайной аргументов! Продолжайте заблуждаться, подменяя истинные причины отставания ложными... ) Текст скрыт развернуть
0
Въ .
Въ . Виген Егиазарян 23 апреля, в 05:55 Какая же Вы липкая...   Фуууууууууууууууууу... Липких в игнор...))))) Текст скрыт развернуть
0
2 ИВАНА иван
2 ИВАНА иван Виген Егиазарян 23 апреля, в 06:44 (А кто в те годы имел такую "отрасль"? - ее имели США, Англия, Франция, Германия. 
И дело не в том какой был показатель ВВП в РИ , а в том куда она шла, а отставание от других передовых стран все больше увеличивалось. И если достижения РИ пятое место в мире вы  выдаете за какой то прогресс, то чем вас не устраивала второе место в мире экономики СССР.
И традиционно она начала отставать только в конце 17 начале 18 века, до этого никакого отставания не было.  Вы верно заметили что отставание было обусловлено не решенным аграрным вопросом РИ, и в том политическом устройстве она и не могла быть решена мирным путем, так как верхушка того общества это устраивало а крестьян и за людей не считали, и получили то что заслужили. 
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. 21 апреля, в 13:27 появление на российском рынке «копейки» – первого массового автомобиля
--------------------------
Дальше можно не читать.
Текст скрыт развернуть
-1
Искандер
Искандер 21 апреля, в 14:23 Вообще то появление в нашей стране СССР автозавода для "Жигулей" имеет своего рода детективную историю. Об этой детективной истории рассказал наш торговый представитель в Италии и напечатан этот рассказ был по моему  в журнале "Молодая гвардия". Так вот:  Идея строительства завода принадлежала председателю Совета министров СССР Алексею Косыгина, но на деньги взятые в долг у итальянцев, причем в долг под 6%, а не 7-8% как было принято на Западе. Но итальянцев это не устраивало, переговоры шли долго и трудно, и наши и итальянцы настаивали на своих условиях. Главным образом переговорами занимался автор этого рассказа, торговый представитель, по его рассказу было понятно, что он вел переговоры с представителем  денежных тузов. Косыгин был очень недоволен затяжкой переговоров и требовал ускорить, на нашего представителя  надавило начальство и он пошел на обман. Встретившись итальянцем он сообщил ему якобы под большим секретом, что СССР ведет точно такие же переговоры с фирмой Рено и там вроде французы соглашаются и договор на днях будет подписан. На другой день договор о строительстве завода был подписан на условиях СССР (А.Н. Косыгина). Правда, как признался далее наш дипломат, он получит втык от начальства за этот обман. Начальство втык своему дипломату мотивировало тем, что А ЕСЛИ БЫ  итальянцы отказали тогда что?    Кстати у меня их ("КОПЕЕК" было две: 1. 1979 года -подарил сыну, он на ней катается по Северу и 2.1976 года, на которой я проездил 10 лет и отдал цыгану). Отличная машинка, безотказная, проста и легка в ремонте (дешевые запчасти) Текст скрыт развернуть
1
Анна Белка
Анна Белка 21 апреля, в 23:22 Интересно, автолюбители испытывали благодарность к Алексею Николаевичу?  Великий все-таки был человек! Текст скрыт развернуть
0
Андрей Мирошниченко
Андрей Мирошниченко 22 апреля, в 23:08 Одна беда - развёл его господин Либерман на реформу. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 18
Комментарии Facebook
Вековой холод острова Мудьюг

Вековой холод острова Мудьюг

13 сен, 08:31
+1 4
Победа над Японией и роль ат…

Победа над Японией и роль атомных бомбардировок

10 сен, 00:06
+1 2
Как власовцы Прагу «спасали»

Как власовцы Прагу «спасали»

22 авг, 12:57
+1 1
Дети в блокадном Ленинграде.…

Дети в блокадном Ленинграде. (Просто воспоминания разных людей.)

22 авг, 12:57
0 0
Чехословацкий мятеж: к 100-л…

Чехословацкий мятеж: к 100-летию кровавых событий в Самаре

21 авг, 19:00
+60 26
Врагу не сдаётся «балтийский Варяг»

Врагу не сдаётся «балтийский Варяг»

21 авг, 18:59
+2 0
Расстановка точек над истори…

Расстановка точек над историей России

21 авг, 18:58
0 0
78 лет встрече Троцкого с ледорубом

78 лет встрече Троцкого с ледорубом

21 авг, 18:56
+5 11
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИ…

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА САМАРСКОГО КОМУЧА (ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ АСПЕКТ)

16 авг, 15:43
+3 0
Сколько евреев было в первом…

Сколько евреев было в первом советском правительстве?

16 авг, 15:42
+20 107
Последняя речь Сталина о США…

Последняя речь Сталина о США: послание целиком описывающее современное положение России.

16 авг, 15:41
+32 16
Тупики казачьего движения

Тупики казачьего движения

16 авг, 15:40
+1 1
БОЛЬШЕВИКИ И ТЕРРОРИЗМ В РОС…

БОЛЬШЕВИКИ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: Был ли Ленин сторонником террора?

2 авг, 16:34
+9 119
Русские крестьяне вспоминают…

Русские крестьяне вспоминают о жизни при Сталине

27 июл, 13:57
-10 257
«Я БЫЛА ЧАСТЬЮ ЭПОХИ»: АМЕРИ…

«Я БЫЛА ЧАСТЬЮ ЭПОХИ»: АМЕРИКАНСКАЯ ПЕВИЦА ДЖОАННА СТИНГРЕЙ РАССКАЗАЛА О ЦОЕ, ГРЕБЕНЩИКОВЕ И ЛЕНИНГРАДЕ 1980-Х.

11 июл, 12:34
+1 5
Военная присяга СССР "Служу …

Военная присяга СССР "Служу Советскому Союзу", д/ф "Присяга", 1978 г.

1 июл, 23:16
+4 3
Притяжение памяти: как свято…

Притяжение памяти: как святой иконописный образ помогает вернуть из небытия имена и события далеких лет войны.

26 июн, 23:04
+1 0
«Настоящий герой Украины»: к…

«Настоящий герой Украины»: как история жизни Сидора Ковпака помогает развеять мифы националистов.

19 июн, 23:53
+3 0
РОССИЯ ВСПОМИНАЕТ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ

РОССИЯ ВСПОМИНАЕТ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ

12 июн, 02:16
+3 2
Политрук с полной грудью гео…

Политрук с полной грудью георгиевских крестов

12 июн, 02:13
+8 1
Запомнить
Присоединиться
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
Победа над Японией и роль атомных бомбардировок

Победа над Японией и роль атомных бомбардировок

В дни славного 95-летия довелось еще раз побеседовать с генералом армии Махмутом Ахметовичем Гареевым, героем многих статей, вручить самую недавнюю. И еще р

Жека Просто 10 сен, 00:06
+1 2
Вековой холод острова Мудьюг

Вековой холод острова Мудьюг

100 лет назад англичане устроили концлагерь под Архангельском В этом концлагере на острове Мудьюг под Архангельском сотни русских людей содержались в н

Жека Просто 13 сен, 08:31
+1 4

Последние комментарии

Жека Просто
Валериан Борисов
https://vk.com/video17545613_456239310
Валериан Борисов Вековой холод острова Мудьюг
Валериан Борисов
https://ok.ru/video/876141808178?fromTime=280
Валериан Борисов Вековой холод острова Мудьюг
Валериан Борисов
Slav Sila
Тува тогда была отдельная республика. Как и Монголия.
Slav Sila Победа над Японией и роль атомных бомбардировок
Slav Sila
Валера_1964
Kонь в пальто Конь
Богдан Щербюк
Kонь в пальто Конь
Алексей Т.
"Уймись, дурак!" (с)
Алексей Т. БОЛЬШЕВИКИ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: Был ли Ленин сторонником террора?
Богдан Щербюк
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь
Гензик Колин
Богдан Щербюк
Kонь в пальто Конь
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Гензик Колин
Гензик Колин