На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

Стеклянному символу советской эпохи – 70

Стеклянному символу советской эпохи – 70

 

История страны за стеклянной гранью. Сегодня отмечает 70-летие предмет, знакомый каждому с детства –гранёный стакан. Достоверно известно, что первый стеклянный сосуд для питья с гранями появился еще во времена Петра Первого – царю, увлекавшемуся корабельным делом, стакан презентовал мастер, сказав, что такая посуда при качке не упадёт со стола, а если и упадёт, то не разобьётся. Но классический гранёный стакан, ставший источником вдохновения для художников, мультипликаторов и домохозяек, появился лишь в прошлом веке. Об истории советской реликвии – в репортаже «Новостей культуры».

11 сентября 1943 года с конвейера Гусь-Хрустального стекольного завода вышел первый советский граненый стакан. Его дизайн, как заверяют заводские легенды, разработала сама Вера Мухина. Документально этот факт нигде не зафиксирован. Но именно автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница» вывела советскую школу художественного стекла на одно из лидирующих мест в мире.

 

«Мы должны гордиться тем, что такой великий скульптор полюбил стекло, пришел в стекольную промышленность, – говорит сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Иван Гольский. – Мухина собрала бригаду единомышленников, команду, которая с 1939 по 1941 год разрабатывала формы для советского стекла».

 

Стакан, который окрестили «мухинским», на советских заводах штамповали сотнями миллионов в год. Из расчета – пара на человека. Стеклянный четырнадцатигранник, опоясанный ободком, стал символом 15 республик Советского Союза. Впрочем, в коллекции крупнейшего за Уралом Омского музея изобразительных искусств количество стаканных граней варьируется. И, как утверждают музейщики, не в идеологии дело.

 

«Должна была появиться линия посудомоечных машин в системе общественного питания, которая должна была получить унифицированный стакан с элементами захвата, складирования, упаковки, перевозки», – поясняет Иван Гольский.

 

А вот проблему советского общепита – залипания стаканов – разработчики самой массовой модели не предусмотрели. В начале 80-х новгородский художник Чудовского стекольного завода Василий Крюков внес свое рационализаторское предложение – стакан с широким кольцом. Но в массовое производство эта авторская модель тогда не ушла.

 

Зато ушла в продажу миллионная партия бракованных стаканов. Семикопеечная стеклотара самопроизвольно взрывалась на столах советских граждан. Бракоделам посвятили спецвыпуск «Ну, погоди!».

 

Стеклянный символ советской эпохи вдохновлял не только мультипликаторов. Стакан нередко появлялся на полотнах художников.

 

«Граненый стакан и в творчестве Петрова-Водкина представлен, – рассказывает искусствовед Сергей Баранов. – А какие прекрасные стаканы у Константина Коровина. Это очень популярный образ в творчестве художников, потому что он прозрачный. С одной стороны, он – часть этого пространства - воздуха, с другой стороны, он совершенно отдельный, лаконичный».

 

Из них пили чай в поезде, домохозяйки отмеряли сыпучие продукты и вырезали тесто на пельмени. С остановкой конвейера на Гусь-Хрустальном заводе его эпоха, похоже, закончилась. На смену пришел собрат из пластика. Сегодня граненый стакан – это, скорее, музейная редкость, в стеклянных гранях которого – история огромной страны.

Новости культуры

http://tvkultura.ru/

Картина дня

наверх