На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

Педагогическая педагогика

 

Итак, август прошёл, страсти улеглись, ребятишек уму разуму начали обучать. А на главный вопрос так никто и не удосужился ответить. Даже не ответить, а просто моргая умными глазами непорочного младенца вопросить, нажимая на кнопочки,  а Хто главный то  в процессе обучения?  Ежели  учитель ва-аще, с чем или с кем его едят?
      Кажется, простенький вопрос, но если вникнуть в историю общества, ответ настолько обширный и многогранный, дух захватывает. Итак.
          Может  юродствую, но древнейшая профессия отнюдь не та, о которой полощем в дело и без онного.  Учитель! Кому как не старшему  поучать молодую поросль  обращению  с дубиной на охоте. Как её изготовить для ловкости?  Кому как не опытному ремесленнику обучить портняжному делу подмастерье? Кому, как не пахарю научить правильно ходить за плугом?  В конце концов,  молодуха, виляя задом у соседней пещеры, не со своего ума научилась завлекательным телодвижениям. Или я не прав?
Так что  учитель был всегда. Методы обучения, это другой вопрос. И опять отступление.
           Не  секрет, человечество из животного мира. И этот мир тысячелетиями воспитывался на подзатыльниках, и пряниках, образно говоря.  Не отставала и  природа:  человек   пробуя  лапой  кусок  жареного мамонта или высовывая нос из пещеры,   по урокам  природы обучался на собственной шкуре.     
           Спросите у Запашного, только ли лаской обучает льва  разевать пасть, чтобы тот в нужную минуту не сомкнул её?  Или собачки, вынюхивая наркоту, воспитывались исключительно на леденцах аэрофлотовских? Да нет же, так устроен мир.  И согласно этому закону,  происходило обучение, которое всегда соответствовало духу времени,  состоянию  общества, (моднячее -  социум), экономики.  И всегда присутствовал   кнут и пряник,  как день-ночь, холодно-жарко, полоса белая и  чёрная.  Ничего с этим не поделаешь, да и надо ли?
            Литература об учении  говорит много и подробно.  Подтверждая, что  обучаясь,  человек в бОльшей своей массе не шибко стремился к познанию, что и заставляло учителя,  обучая, прибегать к понуждению, как  нынче принято говорить.  Вспомните Пушкина:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
      Но хотели, чёрт возьми!  На первом этапе, когда не представляли, а как выглядит это  учение вообще.
 Вспомните себя, как завидовали первоклашкам, провожая через ограду детского сада вчерашних сотоварищей. "Филиппок",  Толстого.  И тут же первые лекции, да семинары в вузе. Но потом,   в любом веке развития, при любом общественном строе,  скатывались к словам великого поэта, или не так? Подчёркиваю, в общей своей массе.
          Итак, учитель это человек знающий и  умеющий чуть больше чем окружающие двуногие.  И тут переходим к главной черте человека, любопытству. Опять от природы это свойство всегда присутствовало в голове всякого. Не давало покоя, заставляло любого набивать шишки или наоборот, совершать открытия мирового уровня. Ну не просто так Создатель освободился от детища своего, турнув  из садов Райских, где как раз и отсутствовала противоположность.  А это скучно! Нынче не ведаю, а бывало изучали закон "единство и борьба противоположностей".  Навороченные могут возразить, да пожалуйста!
И вот  человек, знающий и умеющий  во все времена  пользовался уважением  любопытных  окружающих.  Снимали шапки, склонялись в поклоне  жители  деревень, при виде учителя.  Всего сто с небольшим лет назад это была обычная  картинка провинциальной жизни Российской империи.
          Потом проходит некоторое время, образование глубоко внедряется в сознание каждого и  учитель становится равным среди равных.  И  в современном мире уже не каждому учителю отвешивают поклон.  И уже в отличии предшественников,  учитель  своими знаниями  должен   заработать  уважение и авторитет. И никакая "корочка", никакие регалии в виде медалей на пузе  не прибавят уважение окружающих,  если учитель ежедневно не будет доказывать своё  превосходство в познании мира.  А  легко ли в современном мире быть умнее  остальных?  Вопрос...
          Наверное, мне повезло. Я не хочу ругать или хвалить советскую школу. В ней, как и положено в природе,  было  хорошее и не очень. Дни радости сменялись огорчениями.  "Двойки" соседствовали с "пятёрками". Дело не в этом. Всё же  главное образование  получил   в школе, а вот понять окружающий мир,  выстроить логическую систему в  развитии  общества. Отделить правду от лукавства,  тут поклон  моей   бабушке Любе. 
          Ученица  частной Царицынской гимназии Стеценко  1913 года  выпуска. Из семьи небогатого служащего.   В 1918 году поехала в глубинку на ликвидацию неграмотности.  Уже позже стала директором педагогического училища и за труд была удостоена "Заслуженный учитель РСФСР".
          Так получилось,  в тот год, второго  сентября бабуля овдовела  и праздник первоклассника для меня был испорчен. И вместо счастливых улыбок домочадцев, впервые увидал что такое похороны вообще. И  с первых дней, чтобы не оставлять бабушку в пустой квартире, меня  для "разнообразия"  прикрепили  к ней. Только сейчас я благодарен этому решению родителей, которые так же были преподавателями.
           Бабуля  была коммунистом ортодоксальным. По простому, человек твёрдой веры, а именно в строительство коммунизма.  Поэтому с детских лет я точно  знал,  кто такое коммунист  в  первоначальном понимании этого слова.  Потому глядя на нынешнюю одноимённую партию, сравниваю её членов с  "ряженым" казачеством. Опять подчёркиваю, в большей своей массе.    

          Память детская цепкая и воспоминания   откладываются на всю жизнь, потому первое что всплывает, старый граммофон. Бабуля торжественно ставила его на стол, молча накручивала пружину  механизма и  пластинка начинала пение.  С первого класса, под песни  о Чапаеве,   Шорсе, Варшавянка, рассказывала о борьбе пролетариата за рабочее дело. Да так это патриотично   получалось, что искренне верил в правоту слов. И по окончанию средней школы, твёрдо был уверен, ждут не дождутся новых комсомольцев в ряды  строителей коммунизма.  Но первое задание, которое получил от токарного мастера, в обед сбегать за бутылочкой "Портвейна".
          Итак, соглашаясь и впитывая как губка слова бабушки, единственно  пожалел царских детей, которых почему то расстреляли.  Бабуля была  тверда в правоте  казни, а мне было жалко. Наверное, в первые в тайне  души  я не согласился с бабулей.
          И ещё одна особенность отложилась в голове, это её  разговоры со своими бывшими одноклассницами, сослуживцами.  Не возможно передать словами, но дикция, манера  и темы  бесед, построение фраз, предложений  между собеседниками отличались настолько от разговоров на улице, в семье, просто во дворе дома, что казалось, бабуля  говорит  на понятном, но не нашем  языке . Лишь позже, общаясь с эмигрантами за "кордоном", поймал себя на мысли,  есть что то общее в разговоре  новых собеседников с интонацией разговора бабули.
          Сразу скажу, бабуся никогда не разговаривала поучительно,  всегда как с равным, но старшей.  Манера   была такова, что  мысль в моей голове о  не выполнении её заданий - указаний,  никогда не возникала.  
          Рассказывая о революции она не мешала мне читать и впитывать   книги дореволюционных изданий.   Авторов Минха, Носова, Иоана Кронштадского, историков 18-19 вв.   Потому уже в школе, а позже,   в институте,   замечал  вопиющую ложь  в учебниках. Например,   того же Кабанова.  А  какие  интересные  учебники  истории царской гимназии, географические атласы, где территория  империи раскрашена  в различные цвета. И каждый цвет говорил:  такая то земля  вошла в состав империи  при таком то царе. Такой то поход совершил Суворов,  и где  бежал Наполеон. Да, бумага пожелтела, корочки книг были потрёпаны, но образование  в то время существовало  понятное. Даже с упразднёнными новой властью буквами  алфавита!
          Бабуля  знала латынь, немецкий язык. Старославянское письмо. Забавно было наблюдать, как из под её пера ложились строчки  со знаком "Ъ", "I" Она говорила просто.
            - Для меня  писать так, как учили в гимназии,  и по новому, всё равно, что говорить на русском, а потом на любом другом  языке. 
            Бабуля  если начинала говорить о истории, это была сказка со всеми датами, фамилиями, короткими характеристиками. Обязательно строилась логическая цепь, почему именно так, а не эдак. И лишь потом, понимая логическую цепочку  темы,  самостоятельно можно  изложить историческое событие на карте мира, страны или где угодно.  Хоть  со стрелками и кружочками на классной доске.          По меркам того времени, из небогатой  многодетной семьи уездного городка  не только моя бабуля получила образование. Старший брат Николай стал ведущим инженером на крупном заводе в Самаре. Сестра врач, Младший, так же первоначальное образование получил в семье старших гимназистов. Лишь потом были рабфак, комсомол, бронетанковая академия, директор танкового завода в Москве. Все начинали обучение в царское время.  А вот тут возвращаемся к нашему нынешнему счастью и передовых взглядах  на современную  педагогику. Или как там мудрецы вворачивают?
          Итак, развивая тему образования,  вернёмся в конец девятнадцатого, начала двадцатого  веков.  Конечно, трудно дословно передать слова старого учителя, но смысл  постараемся сохранить.
         Самым наиглавнейшим предметом  в гимназиях был закон божий. Учили его на зубок! И попробуй не ответь "Отче наш", стоять в "углу" класса.  Не самый  кровожадное наказание, у мальчиков были другие методы.   И молодежь того времени  доподлинно верила,  по закону божьему все люди братья, справедливость, мир и благодать для всех.   И молодёжи, как и позже, в "моральном кодексе....",   предлагали равенство, но... только на небесах.   А на земле современники   видели  же  как живет окружающий мир. Как на рождественские  праздники  одноклассник старшего брата, купеческий сын  Репникова,  мог позволить себе кататься на тройке с колокольчиками,  лентами и тогда держись прохожий! А если кого покалечит, сойдёт с рук. (наши нынешние авто-пассажи  "крутых"?) Как тянулись родители, чтобы обуть, одеть, накормить и  выучить,  при  малой зарплате   (нынче не так?) А кругом  стремительный рост промышленности. Ручной труд заменяла машина. Строились новые железные дороги, появился телеграф, трамвайные линии.   Вместе с этим идёт бурный рост образовательной системы.  В 1909 году  открывается Саратовский университет. Рост издаваемой литературы, газет, журналов,  научных открытий. И  в это стремительное время среди   молодёжи, начинает распространяться  подпольная литература, (самиздат) которая  и  говорит, что царствие небесное возможно построить и на земле.           Да и коммунизм, если пролистать труды, мало чем отличался от постулатов церковных. Потому молодёжи было не трудно поменять главный стержень  обучения царской России  "Вера, царь и отечество", на "Партия, Ленин, отечество". Всё! Большевики знали, на что купить  молодёжь.   А  у руля партии  действительные страдальцы за народ?  Нет!   Это знаем  мы, а гимназистам  некогда  вникать  в конкретику. Поэтому просто   бросились претворять в жизнь теоретические труды бородатых немцев.
           А ну - ка вспомним 1985 год и  лозунги о перестройки? Кто как не молодежь ринулась в кущу событий?  "Купилась"  на  правильные слова центрального  руководства,  практически не представляя, что дальше то?  
Только между этими событиями есть одна существенная разница.  После революции  страну восстанавливать  начал народ, который имел за плечами   православное   образование (почитайте учебники той эпохи). С пониманием того, что царь  - это  вождь страны, Ленин,  а потом и Сталин. И  Программа партии, это как  библия.   С той разницей, что всеобщее равенство строится  не на небе, а на земле.
           И страна начинает возрождаться, где  педагогика в первых рядах.  Как и искусство. Потому  вплоть до войны шел такой энтузиазм населения. Ну, как же! Строительство рая! Да  появились  и результаты!   Лампочки  "ильича" в сельских избах. Радиоточки!  Бесплатные школы, детские сады. И повсеместно и всюду! Строительство заводов, дорог. Трактор в деревне появился, клубы, художественная самодеятельность. Поощрения за добросовестный труд.  Паренёк, из лапотной семьи занимается планеризмом, аэроклуб. Первый в городке лётчик.  Сын кого?   Члена артельщиков  гужевого извоза! Одним словом энтузиазм был главным двигателем  в развитии Советской России,  или СССР.  Подчеркиваем у истоков стояло православное образование.  А потом....
          Главное, если  революционные преобразования в начале 20 века претворяли люди, "подкованные "( язык не мой) Библией, сиречь, моральным кодексом,  то у наших современников,  никакой политической платформы(опять не моё)  не было вообще. (почему ангелы воспитали чертей,  другая тема). Над вчерашними  тоннами литературы  откровенно смеялись.   Начиная от ЦКа, кончая первичной организацией.  И ухохатывались над фразой "Государство, это я!", Хотя мудрее не скажешь.  Личное благополучие лидера и есть благополучие  державы. А тут всё, уважение, страх, дружба, как кому нравится.
           И второе,  не надо много слов, общество надорвалось!
           Представим ремонт квартиры.  Первые  дни   ремонта и окончание. Уже так надоедает это ожидание новоселья, что последний гвоздь , не вбитый, а загнутый с торчащей шляпкой, уже не пугает никого из домочадцев, главное, быстрее.  И  доложить,  всё в норме,  щедро замазывая гвоздь краской. Тоже самое случилось и с нашим обществом. Повторяю, слишком упрощённо, но правильно.
        Такие щедрые появились отчёты о выполнении заданий, планов, дух захватывает. И если во времена до военные за это можно было пострадать, то после смерти вождя, эта практика разлилась обширным морем лжи и лицемерия. И одним из соглашателей в этом деле была педагогика. А вслед пионерия, комсомол, и так до КПСС включительно. Лишь в последние годы бабуля наверное понимала, что случилось со страной, но было поздно. И печально то,  что  к  1985 году к переменам  в государстве рукава засучило общество, которое с ухмылкой  верило в какое то равенство, любовь к ближнему и прочему,  как показал опыт, словоблудию.
          Виктор Степанович "зрил в корень", вздыхая:
             - Как не садимся, а КПСС получается.
          Двадцать лет сплошная модернизация, глобализация. Концепция и  оптимизация. За этот срок поколение выросло, и надо сказать убогое в образовании. Можно смеяться  над репликами  Задорного, но ведь прав же сатирик!
         Ну почему бы не оглянуться на прошлое Российской педагогической науки? Заглянуть в в недалёкий  век 19-й. Почему десятки институтов, университетов за государственный счёт толкут воду в ступе, делая из детей подопытный материал?
При всём  раскладе, в нищей стране в 20  годы прошлого столетия сразу была создана система образования, которая соответствовала духу времени. А сейчас, "ума не хвата"?  Регалиями набитые, да в должностях заплесневелые? Как не вспомнить фразу Райкина, "Ученье свет, а не учёных тьма!"
         И  под занавес, как бы написал сказку Щедрин, будь он свидетелем нынешнего бардака  образования.
          Очутились на острове два генерала. Огляделись вокруг, нет мужиков, то тут, то там ходят отдельные товарищи, головы повесили, и мудро меж собой рассуждают, как бы пищу приготовить. Со всех сторон советы, предложения, а толку нет. На охоту идти некому, все с учёными степенями. Рыбалку организовать, академики носы воротят на  кандидатов  кивают. А те щурятся на младших научных. Ну некому обед приготовить, поголовная грамотность и дипломы в зубах. Неделя прошла, так никого не нашли, чтобы кто обед приготовил. Но голод не тётка, облюбовали более справного, да телом породистого, съели. В сыром виде, а кому костёр разводить то? Так день за днём и начинает колония убывать. Осталась пара, он и она. Он тощий, кости да кожа, и её не сразу определили к питанию, красавица писаная, жалко. Лежат в тенёчке, вздыхают, помирать собираются. А тут и банан с пальмы упал. Съели, понравилось. Кряхтя полез МНСовец за новым продуктом. Дальше больше догадались камушком на палке птичку к завтраку "приголубить". Так потихоньку и начало возрождаться человечество,  с пещерки, да огнива живительного.

 

Круглов Олег Александрович

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх