На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

ЧТО В «ГРАФФИТИ» ТВОЕМ, РЕЙХСТАГ?

Людей тех нет уже в помине

С тех пор прошел не день, не год

Но, говорят, еще поныне

В немецком городе Берлине

Их слава грозная живет…

Леонид Игнатенко

Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой является Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство своей личной причастности к великому подвигу человечества.

Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага. Впоследствии они были названы автографами Победы – известные на Западе, как «граффити советских солдат». Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания. Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино-операторов. У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органической частью внутреннего интерьера уже современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии. Таким образом, многие надписи победителей вошли в историю Рейхстага и начала жить самостоятельной, независимой от авторов жизнью, обессмертив их фамилии. Законным основанием для этого послужили результаты голосования депутатов Бундестага Германии, проведенного в 2002 г. Решением большинства из них, 715 надписей, обнаруженных и сохраненных во время реконструкции здания в 1994 – 1999 гг., сохранены навсегда. В назидание потомкам, как напоминание о тех ужасах, которые принес на нашу планету нацизм.

Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи. Однако, это не так – опытному исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу. Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание являются именно теми идентификационными признаками, которые позволяют, задействовав компьютерные технологии и информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально подтвержденный результат. Не имея возможности издать мою книгу-исследование «АВТОГРАФЫ РЕЙХСТАГА», проект которой в мае 2017 г. завоевал Диплом 1-й степени на Международном интернет-конкурсе «Страница семейной славы», я решил ознакомить общественность, а также родственников и земляков авторов автографов Победы, которых я нахожу через социальные сети, иным путем – в виде отдельных интернет-статей (см. http://mirtesen.ru/people/587494781/blogposts ).

В числе 123 уже идентифицированных мною авторов автографов Победы, надписи которых доступны в настоящее время для обозрения при экскурсии по внутренним залам Рейхстага (предварительная запись на сайте Бундестага обязательна!), есть и такой: «Здесь были связисты майора ЛИХНЕНКО. Кавказ – Сочи – Варшава – Берлин – Эльба». Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

После идентификации выяснилось, что авторами надписи являются воины 245-го отдельного линейного Варшавского ордена Александра Невского батальона связи (штаб 1-го Белорусского фронта). Командир батальона – майор ЛИХНЕНКО Федор Федорович, 1907 г.р., 245-й ОЛБС, украинец. Место рождения: с. Зайцево (ныне Артемовского района Донецкой области), Украина. Призван в РККА в 1929 г. Артемовским РВК Сталинской области (ныне Донецкой), Украинская ССР.

В фронтовой судьбе этого батальона, как в зеркале отразилась судьба не только его военнослужащих, но и всего взрослого поколения многонациональной станы, ставшего защиту общей Родины в первые же дни войны. Об этом убедительно свидетельствует «Исторический формуляр» 245-го ОЛБС, хранящийся ныне в Центральном архиве Министерства обороны РФ, что в г. Подольске Московской области. Указанный в нем боевой путь полностью идентичен тому, что начертан на стене Рейхстага, так же, как и имя командира. Содержание формуляра бесценно, и является для потомков подлинным документом истории (дается в сокращенном виде, сохранен язык оригинала):

- 23.06.1941 г. В г. Харькове на основании приказа Харьковского военного округа №0032 от 23.06.1941 г. из состава 18-го полка связи сформирован 245-й отдельный линейный батальон связи.

- Ядро батальона составил кадровый состав: 9 офицеров, 7 сержантов и 47 рядовых. В остальной части личный состав батальона комплектовался из запаса, в основном из рабочих, колхозников и служащих г. Харькова и его окрестностей.

- Командиром батальона был назначен капитан Молчанов А.Н., комиссаром – ст. политрук Кийко Д.И., заместителем командира по строевой части – ст. лейтенант Цмак П.О. В состав батальона входили телеграфно-строительная, кабельно-шестовая, телеграфно-эксплуатационная рота, подразделения обслуживания. Автотракторный парк: 8 ЗИС-5, 46 ГАЗ АА, 3 трактора.

- 25.06.1941 г. батальон отбыл на Южный фронт и 01.07.1941 г. прибыл на предписанное место дислокации. Выгрузившись из эшелона, батальон начал боевую деятельность в составе 18-й армии Южного фронта. Весь тяжелый путь отхода с боями до предгорий Северного Кавказа 245-й отдельный линейный батальон обеспечивал связью Штарм-18 (штаб 18-й армии – авт.) с соединениями.

- Наличие сложной боевой обстановки в июле 1941 г. в районах Рахны – Лесовые, Бершадь, Красноселовка, Ярошенково, когда в результате интенсивных вражеских бомбардировок линии связи подвергались частым, и значительным разрушением, – требовало от всего личного состава телеграфно-строительной и эксплуатационной рот предельного напряжения всех сил.

- В этот период от бомбежки противника погиб командир батальона капитан Молчанов А.Н.. Командиром батальона был назначен ст. лейтенант Цмак П.О.

- В августе 1941 г. части 18-й армии в районе ст. Грейгово Николаевской области попали в окружение противника. 245-й ОЛБС в числе других частей связи, и специальных родов войск, был придан 96-й стрелковой дивизии, которая под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Шепетова И.М. осуществила прорыв кольца вражеского окружения. В этих боях пали смертью храбрых командир батальона ст. лейтенант Цмак П.О, четыре офицера и 169 человек личного состава батальона.

- В конце августа 1941 года части 18-й армии держали оборону на левом берегу среднего течения Днепра. В сентябре 1941 г. взамен погибшего ст. лейтенанта Цмак П.О. командиром батальона был назначен майор Лихненко Федор Федорович. В результате ведения боевых операций на пути отхода за Днепр батальон имел большие потери в личном составе строительной и эксплуатационной рот.

- В сентябре 1941 года батальон давал связь от Штарм-18 к стрелковым дивизиям – 353-й, 395-й, 383-й и 164-й.

- В ноябре 1941 г. части 18-й армии занимали оборону в Донбассе по реке Миус в районах Боково-Антрацит, Фащевка, Красный Луч, Дьяково, Орехово. Строительная, и кабельно-шестовые роты обеспечивали связью Штарм-18 с 395-й и 136-й стрелковыми дивизиями, 15-й танковой дивизией, полком НКВД, с группами полковников Арефьева и Раевского и др. Трудности работы на этих участках усугублялись частыми проливными дождями, пронизывающим осенним ветром. Работая в этих условиях по восстановлению разрушенных постоянных телеграфно-телефонных линий связи, бойцы эксплуатационной роты по нескольку раз в сутки безвыходно находились на линии и, не считаясь с усталостью и опасностью для жизни, самоотверженно продолжали свою работу, обеспечивая устойчивую связь командованию. Из наиболее отличившихся следует отметить товарищей – старшего сержанта Максименко Д.И., рядовых Шевцова И.Н. и Овсянникова П.С.

- В декабре 1941 года на участке Дмитровка – Есауловка – Красный Луч – Фащевка (на реке Миус) противник предпринимал активные и частые атаки превосходящими силами. Весьма сложная боевая обстановка этого периода, когда передовая линия постоянно – по нескольку раз в день – изменялась, а отдельные населенные пункты и точки обороны переходили из рук в руки, вызывала необходимость крайнего напряжения сил подразделений связи.

Приходилось по нескольку раз в день наводить и снимать под огнем противника кабельно-шестовые средства связи. Связь в этот период батальон давал от штарм-18 на наблюдательные пункты командиров дивизий, которые по нескольку раз в день меняли свое место. Отличную организацию работ, высокую производительность труда и мужество показали лейтенант Шевченко Н.А., ст. лейтенант Лантух Д.Е., ст. лейтенант Легеида Я.И., ст. сержант Моркович Н.В., рядовые Зюбан Н.Г., Гревцов И.Н., Кириченко А.Ф. и др. Личный состав строительных и эксплуатационных подразделений батальона получил благодарность от командования 383-й и 136-й стрелковых дивизий за своевременное обеспечение связью.

- В январе 1942 года для батальона введен новый штат военного времени №014/110-А, по которому численность личного состава уменьшена до 363 человек, а в последующем сокращена до 312 человек (22 офицера, 50 сержантов и 240 рядовых). Сокращен также автопарк части – до 26 автомашин. Отделение подвижного состава в эксплуатационной роте упразднено.

- В период января – мая 1942 года войска 18-й армии, успешно отразив все атаки противника, закрепились на восточном берегу реки Миус, где держали активную оборону. В зиму 1942 года батальоном были построены постоянные телеграфно-телефонные линии связи емкостью в 6 проводов на участках Орехово – Волнухино, Волнухино – Ребриково общей протяженностью 35 км. Капитально отремонтирована телеграфно-телефонная линия связи на участке Ребриково – Каменка – Краснодон.

- Отмечая результаты боевого соревнования частей связи, начальник войск связи 18-й армии в приказе №036 от 1.05.1942 г. указал, что 245-й ОЛБС занял первое место в соцсоревновании и объявил благодарность командиру батальона майору Лихненко Ф.Ф., военкому батальона ст. политруку Демину А.Ф., командиру эксплуатационной роты капитану Куцину С.Г. и старшине Жмаеву И.А., а также наградил ценными подарками ряд бойцов и сержантов.

- В начале лета 1942 года на фронте 18-й армии активность противника усилилась. Батальоном в этот период выполнялись следующие работы: кабельно-шестовой ротой было наведено 250 проводокилометров линии связи. Телеграфно-строительная рота построила постоянные т/т линии связи на участках шахта 23-54 – Боково-Антрацит емкостью в 5 проводов, с. Картушино – ж/д ст. Картушино в 4 провода протяженностью 12 км, обход г. Ровеньки – 28 проводокилометров, обход с. Ивановка – 4 проводокилометров и др. Лучшие образцы самоотверженной работы и производительности труда показали старшина Жмаев И.А., ст. сержант Максименко Д.И., ст. сержант Буряк Н.Е., красноармеец Хворост Г.Ф., красноармеец Овсянников П.С., красноармеец Попельнюх П.Г., ст. сержант Клименко Л.И., капитан Комаров С.С., руководивший работами.

- Во второй половине июля 1942 г. противник превосходящими силами начал наступление на Южном фронте. Части 18-й армии, изматывая силы противника, начали отход в направлении Ростова. При дальнейшем отходе частей 18-й армии до реки Дон, батальоном были построены постоянные линии связи на участках Бирюково – Карпо-Крепинский Ростовской области в 4 провода, Карпо-Крепинский – Нагольная Тарасовка в 2 провода. За все время строительства телеграфно-телефонных линий связи в период отхода наших частей строительные материалы в централизованном порядке батальон не получал и производил их заготовку своими силами. В районе Большие Салы Ростовской области в результате массированных налетов вражеской авиации телеграфно-телефонные линии связи подверглись большим разрушениям. Ликвидация разрушений потребовала больших усилий эксплокоманд, обслуживающих этот участок. В этой работе отличились самоотверженностью и мужеством следующие товарищи –ефрейтор Хрянин С.А., рядовые Онопченко А.А., Конищев, старшина Жмаев И.А.

- Благодаря высокому моральному состоянию личного состава батальона, крепкой дисциплине и организованности командование сумело обеспечить переброску через Дон всего личного состава и техники, за исключением незначительных потерь. При переправе погибли от бомбежки противника красноармеец Чумаченко и шофер Чернышов. Танком противника был настигнут и уничтожен один трактор батальона.

- В августе и сентябре 1942 года, когда части 18-й армии отошли к предгорьям Кавказа, Штарм-18 находился в станице Апшеронской, затем в селе Марьино. Батальон обеспечивал связью Штарм-18 с 383-й СД, кавалерийским корпусом гв. генерал-лейтенанта Кириченко Н.Я., 31-й СД, группой полковника Следова и др. В районах предгорий Кавказа (юго-восточнее Туапсе) сеть постоянных линий связи была весьма незначительной. В то время, как в районе Донбасса густая сеть постоянных линий связи способствовала быстрейшему обеспечению связью, в районе предгорий Кавказа обеспечение связью большого количества частей представляло значительные затруднения. Например, на участке Островская Щель – Дагестанская на одной двухпроводной линии обслуживались 4 войсковых соединения.

- При отходе частей 18-й армии два контрольных поста батальона, находившиеся в ст. Апшеронской, вследствие позднего получения приказа начальника связи армии о снятии постов оказались отрезанными от путей отхода. Команды этих постов во главе с политруком Юрченко М.П. на двух автомашинах пробивались в течение 8 дней к месту расположения частей 18-й армии и, благодаря опытностии, находчивости водителя автомашины Канчурина Н.А. сумели преодолеть трудности продвижения без дорог по горной лесистой местности.

- При строительстве телеграфно-телефонной линии связи в горах Кавказа личный состав батальона встретился с дополнительными трудностями. Личный состав не имел никакого опыта работы в горных местностях. Резкая пересеченность местности, отвесные скалы, обрывы, густой лесной покров, каменистый грунт, большая насыщенность бурными горными реками, полное отсутствие каких-либо дорог – все это вместе взятое делало неимоверно трудной работу по строительству т/т линий связи. Доставка линейно- строительных материалов на участки работ была весьма затрудненной. Лучшим разрешением вопроса доставки оказалось применение вьючного транспорта.

- В сентябре 1942 года была образована Черноморская группа войск Закавказского фронта, приказом которой от 22.09.1942 г. 245-й ОЛБС передан в подчинение начальника войск связи ЧГВ ЗКФ.

- В ноябре батальон обслуживал связью штаб Черноморской группы войск ЗКФ с 16-м стрелковым корпусом генерал-майора Гайдукова В.А., а затем с 46-й армией. Авиация противника подвергала частым и сильным бомбежкам коммуникации побережья Черного моря. Особенно ожесточенным налетам повергался поселок Лазаревка, через который проходили все телеграфно-телефонные линии связи, идущие на перевал, Сочи – Сухуми, Туапсе.

- В декабре были также построены т/т линии связи на участках Бзыбь – Гагры протяженностью 30 км в два провода, Гудаута – Бзыбь протяженностью 40 км в два провода, Голубая Дача – Лазаревская протяженностью 19 км в два провода.

- В начале 1943 года войска Черноморской группы Закавказского фронта начали подготовку к наступлению. Штаб ЧГВ ЗКФ располагался в селе Молодежное, штаб батальона – в с. Алексеевка. В соответствии с общим планом подготовки, батальон выполнял следующие работы: произведен капитальный ремонт телеграфно-телефонной линии на участках Нижние Тубы – Рожет, Нижние Тубы – Алтубинал, Рожет – 10-й километр общей протяженностью 126 проводокилометров. Весь автопарк батальона, благодаря своевременно производимому профилактическому ремонту и бережному отношению к машине водительского состава, полностью сохранен в хорошем состоянии и полной боевой готовности. Среди шоферов особенно отличились товарищи – ефрейторы Семениченко А.В., Донсков М.М., Канчурин Н.А., Пикулин К.К., Кийко Ф.Т., Охрименко П.С., Малеев М.П., автомеханики – сержант Иванин Н.Н., рядовой Мельник С.И.

- В конце января 1943 года части ЧГФ ЗКФ перешли в наступление и, прорвав оборону противника во многих местах, вынудили его к поспешному отступлению. В период наступления батальон обслуживал связью штаб ЧГВ ЗКФ с 46-й армией, наступающей в направлении Краснодара через Хадыженскую, Апшеронскую, Бжедуховскую, Гатлукай. Ввиду быстрого продвижения наших наступающих частей связь давалась кабельно-шестовыми средствами с одновременным строительством постоянных телеграфно-телефонных линий. За весь период наступления до Краснодара батальоном наведено кабельно-шестовых линий 310 проводокилометров, построено постоянных телеграфно-телефонных линий связи 460 проводокилометров.

- В марте 1943 года 245-й отдельный линейный батальон связи вошел в состав Северо-Кавказского фронта – в распоряжение начальника войск связи фронта генерал-майора Гончаренко Ф.К. Батальон обслуживал связью штаб Северо-Кавказского фронта – 56-я армия. Штаб СКФ дислоцировался в городе Краснодаре, батальон стоял в станице Ильская. Войска Северо-Кавказского фронта, выйдя на Таманский полуостров, столкнулись с сильно укрепленной оборонительной линией Новороссийск – Баканская – ст. Крымская – Троицкая и т. д., так называемой «Голубой линией» немецкой обороны. В этот период при выполнении задания по строительству телеграфно-телефонной линии погиб на вражеской мине красноармеец Теделури М.В., и несколько бойцов было ранено.

- В мае 1943 года войсками 56-й армии станица Крымская была освобождена от противника, и батальон приступил к выполнению задания по строительству линии связи непосредственно вслед за наступающими передовыми частями на участках Крымская – Красное, Крымская – Верхний Адугум, Веселая – Красное. Одновременно с этим производился ремонт телеграфно-телефонных линий в 12 проводов на участке Холмская – Абинская протяженностью 20 километров.

- 10 сентября 1943 года на основании приказа ГШКА №40609 батальон выбыл из состава войск связи Северо-Кавказского фронта и был направлен на 1-й Белорусский фронт. Самоотверженная работа личного состава батальона на Северно-Кавказском фронте была неоднократно отмечена начальником войск связи фронта. Так, в приказе войскам связи №030-А от 22.07.1943 г., объявляющим благодарность за образцовое выполнение заданий командования, сказано: «…Своей отличной работой батальон вышел на одно из первых мест среди частей связи Северо-Кавказского фронта».

- 11 сентября 1943 года батальон погрузился в эшелон на станции Линейной Краснодарского края и выбыл из Северо-Кавказского фронта. Прибыв 27 октября 1943 года в распоряжение начальника войск связи 1-го Белорусского фронта, батальон получил боевое задание обеспечивать связью штаб фронта с 11-й армией. Штаб 11-й армии дислоцировался в с. Вылево Гомельской области. Батальон стоял в х. Вишенки Орловской области. С момента прибытия на 1-й Белорусский фронт по декабрь 1943 года батальон выполнял отдельные боевые задания начальника войск связи фронта и за это время построил постоянных т/т линий связи 160 проводокилометров и отремонтировал 220 проводокилометров. Было наведено кабельно-шестовых линий 116 проводокилометров.

- Войска 11-й армии в конце ноября 1943 г. перешли в наступление, с целью обойти г. Гомель с правого фланга. В этой наступательной операции река Сож была форсирована с ходу. Перед батальоном, обеспечивавшим связь наступающей 11-й армии, стояла ответственная задача построить через реку Сож, в районе с. Ветка, мачтовый постоянный переход. Задача эта усложнялась отсутствием мостов через реку Сож. Линейно-строительный материал приходилось перебрасывать на другой берег подручными средствами. Противник подвергал участки работ ожесточенному минометному обстрелу. Личный состав телеграфно-строительной роты, выполнявший это задание, несмотря на угрожавшую опасность и трудность, сумел выполнить указанное задание досрочно. В период этой операции батальон получил пополнение личного состава в количестве 32 человек. После освобождения от противника города Гомель штаб фронта в декабре 1943 года дислоцировался в г. Гомель, штаб батальона – в Буда-Кошелево.

- В конце декабря 1943 года и в январе 1944 года войска 11-й армии вели бои, в результате которых, форсировав реку Днепр в районе севернее Речица, заняли и укрепились на небольшом плацдарме. В этот период батальоном построена телеграфно-телефонная линия связи в 2 провода в районе Скепня – Верхняя Олба, где стоял штаб 11-й армии, протяженностью 19 километров. С постройкой через р. Днепр мачтового перехода и запасного перехода в районе с.Стрешин эксплорота батальона обслуживала эксплоучасток постоянных т/т линий связи Скепня – Речица протяженностью 360 проводокилометров.

- В январе 1944 года батальоном было выполнено специальное задание начальника войск связи фронта и построены два мачтовых перехода: один – через реку Березину и другой – через реку Днепр. В районе Горваля – с устройством сложных ледорезов. Несмотря на то, что строительство ледорезов не имело места в практике работы батальона, работы эти были выполнены, по оценке приемочной комиссии, – на «отлично».

- Ввиду реформирования 11-й армии, 245-й отдельный линейный батальон связи с февраля 1944 года обслуживал связью штаб фронта к 63-й армии. Эксплорота приняла в эксплуатацию участок т/т линии Моисеевка – Городец протяженностью 160 проводокилометров.

- В феврале 1944 года 63-я армия, перейдя в наступление, форсировала реку Друть и штурмом овладела городом Рогачев. Вслед за наступающими передовым частями армии батальон строил постоянные т/т линии связи Городец – Гадиловичи – 25 проводокилометров – и другие, обеспечивая в этот наступательный период бесперебойной связью штаб фронта с 63-й армией.

- 5 марта 1944 года на основании директивы ГШКА за №ОРГ/5/588 от 29.02.1944 г. 245-й ОЛБС выбыл из состава 1-го Белорусского фронта и своим ходом направился в подчинение командующего 2-м Белорусским фронтом. Прибыв в г. Коростень 9 марта 1944 года, батальон был направлен в ж/д эшелоне на станцию Рафаловка, откуда своим ходом направился в Маневичи. По заданию начальника войск связи 2-го Белорусского фронта генерал-майора Синельникова В.И. батальон построил т/т линию связи на участках Верхи – Камень-Каширский в 3 провода протяженностью 25 км, Верхи – Сошично в 2 провода протяженностью 10 км и Камень-Каширский по ж/д в сторону Ковель строилась т/т линия на 4 провода – 40 проводокилометров.

- Наличие в этих районах Западной Украины контрреволюционных банд «бульбовцев», «бандеровцев», «мельниковцев», выступавших с террористическими актами против частей и отдельных военнослужащих Красной Армии, вызывало необходимость усилить охрану КИПов и КП. Было усилено стрелковое вооружение подразделений полученными автоматами, а также четырьмя ручными пулеметами и гранатами.

- Строительство и восстановление т/т линий связи в районах Полесья, помимо боевой обстановки, затруднялось также крайне плохими дорогами, которые в весенний период были непроезжими. Это обстоятельство затрудняло работу автотранспорта по подброске людей и материалов. Большую роль при выполнении задания в этих условиях сыграл конный транспорт, принявший на себя значительную долю работ по доставке строительных материалов. Хорошие образцы в работе показали лучшие ездовые рядовой Полях Е.В., ефрейтор Гузь А.А.., рядовые Лотник К.И., Зуев А.К. и др.

- В мае 1944 года батальон, в связи с реорганизацией 2-го Белорусского фронта, перешел в распоряжение 1-го Белорусского фронта. Штаб 1-го Белорусского фронта дислоцировался в с. Радошин.

- В июне 1944 года войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление. Войска 47-й армии, прорвав оборону противника, овладели городом Ковель. К началу наступательной Ковельской операции строительные подразделения батальона были сосредоточены на исходном положении в районе Хушин. Штаб 47-й армии находился в селе Облапы. Батальоном были построены т/т линии Хушин – Облапы, Хушин – Мощены, Мощены – Кругель, Кругель – Кизе, Кизе – Гупалы. После прорыва обороны противника в районе западнее Ковеля части 47-й армии быстро продвигались вперед. Стремительность продвижения наступающих частей требовала четкой и бесперебойной организации связи. Во избежание срыва связи наступающим частям батальон строил т/т линии связи на уровне стрелковых дивизий.

- Всего в эту операцию до реки Западный Буг построено 160 проводокилометров т/т линий. Ежедневно строилось не менее 15-16 километров нормального типа постоянной т/т линии.

- Самоотверженная боевая работа личного состава батальона и командования в этой операции была высоко оценена правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР №011687 от 16.08.1944 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев западнее Ковеля и проявленные при этом доблесть и мужество 245-й отдельный линейный батальон связи награжден орденом Александра Невского.

- В июле 1944 года части 47-й армии с ходу форсировали реку Западный Буг, вступив на территорию Польши, и, освобождая ее от немецко-фашистских захватчиков, продолжали стремительное наступление в направлении на Лукув. Улучшение дорог на этом участке увеличило подвижность частей армии. Батальону приходилось вслед за наступающими частями строить и восстанавливать существующие т/т линии связи по 60-70 километров в день. В этих работах отличился четкостью и качеством выполнения работ строительный взвод лейтенанта Мельникова В.Ф. и старшины Старовойтова Е.М., сержант Дегтярев И.Д., рядовые Решетов К.В., Филиппов С.В., Османов Ф.Я., Чембуридзе М.К.

- В августе 1944 года части 47-й армии, преодолевая упорное сопротивление противника, быстро продвигались в направлении Варшавы. Батальон в этот период, продолжая строительство т/т линий связи по направлению 47-й армии, построилновые линии от ст. Крынка до Руда Волынска, Жаковек – Кички, Сенница – Карчево, Дембе – Вельке общей протяженностью 205 проводокилометров. Восстановлено существующих т/т линий связи на участке Седлец – Дембе – Вельке 150 проводокилометров.

- Войска 47-й армии, пройдя с боями свыше 400 километров, к сентябрю 1944 года вышли на подступы к Варшаве, освободив от немецких оккупантов значительную часть территории Польши.

- Батальон в результате напряженной и самоотверженной работы всего личного состава за весь этот период сумел обеспечить на всех этапах боев бесперебойную связь командованию. За умелое руководство строительными работами и проявленное при этом личное мужество отмечены правительственными наградами:

• орденом Красной Звезды – майор Лихненко Ф.Ф.,

• орденом Отечественной войны ІІ степени – капитан Музыка Х.Х.,

• орденом Красной Звезды – старший лейтенант Лантух Д.Е.,

• орденом Красной Звезды – лейтенант Мельник В.Ф.,

• орденом Красной Звезды – старшина Старовойтов Е.М.,

• орденом Красной Звезды – старшина Барышников Ф.С.,

• орденом Красной Звезды – старший сержант Мартыненко И.Г.

• орденом Красной Звезды – майор Вощинский А.Б.,

• орденом Красной Звезды – капитан Пешков Б.Г.

- Войска 47-й армии в период сентября - октября вели бои по очищению от противника левого берега реки Висла. В этот период батальон, обеспечивая связью командование армии, построил телеграфно-телефонные линии связи на участках Коник Стары – Цехувка, Забранец Стары – Подлесняковизна, Струга – Непорент, Гурки – Марки, Цехувка – Лесняковизна, Зеленка – Рембельщизна, Зеленка – Кобылка, Зеленка – Рембертун и др.

- После взятия крепости Прага (предместье Варшавы) войска 47-й армии вели в период ноября - декабря подготовительную работу к предстоящему наступлению за реку Висла. Штаб армии и штаб батальона дислоцировались в г. Воломин, северно-восточнее Варшавы. В этот период батальон занимался боевой выучкой, целью которой являлась подготовка личного состава к быстрым темпам строительства телеграфно-телефонных линий связи в зимних условиях, к обеспечению связи при предстоящем форсировании реки Висла.

- В начале января 1945 года, когда определилось направление наступления 47-й армии севернее Варшавы, батальон был сосредоточен на исходных позициях в районе с. Беньяминув. В ночь с 14-го на 15-е января 1945 года войска 47-й армии перешли в наступление и, прорвав сильно укрепленную оборонительную полосу противника, форсировали реку Висла.

- В весьма тяжелых зимних условиях, в метель и мороз, был построен 22-х метровой высоты мачтовый переход через реку Висла в районе Ломна длиной 600 метров, а также запасный кабельный переход, который был дан 4-х жильным кабелем. Строительство перехода производилось двумя взводами ст. лейтенанта Мельника А.Е. и старшины Старовойтова Е.М. Работы по строительству перехода были закончены за один день. В этой работе отличились и отмечены правительственными наградами красноармейцы Дудниченко Е.И., Полях Е.В., Игнатичев М.А.

- Весь январь стояли сильные 25-градусные морозы с пронизывающими ветрами. Мерзлость грунта доходила до 60-70 сантиметров. Несмотря на эти неблагоприятные условия, батальон сумел полностью обеспечить бесперебойную связь штаба фронта со штабом 47-й армии на протяжении всего стремительного продвижения войск фронта, освободивших столицу Польши Варшаву и полностью очистивших Польшу от немецко-фашистских захватчиков. За этот период было построено и восстановлено т/т линий на участках Велишево – Ломна, река Висла – Янувек, Трускавка – Блоне, Блоне – Сохачев, Сохачев – Гостынин, Гостынин – Коваль – Влоцлавек, Влоцлавек – Служево, Служево – Лабишен, Лабишен – Накель, Накель – Побюрке – общей протяженностью 520 проводокилометров.

- С февраля 1945 года части 47-й армии, окружая узлы сопротивления противника Шнайдемюль, Дойч-Кроне и продолжая стремительное продвижение вперед на территории Германии, подошли к сильному оборонительному рубежу противника на реке Одер. Обслуживая связью 1-й Белорусский фронт со штабом 47-й армии, в эту операцию батальоном были построены и восстановлены т/т линии связи на участках Пройсенфельд – Кроянке, Кроянке – Лебенке, Виттенберг – Шлоппе, Ландсберг – Зольдин, Зольдин – Нойдамм, Парндорф – Нойдамм, Парндорф – Бервальде, Вустервиц – Витниц, Бад-Шенфлис – Виттенберг, Витниц – Бервальде, Бервальде – Фюрстенфельде, Бад-Шенфлис – Зольдин, Руфен – Бан, Бан – Пиритц, Пиритц – Зольдин, Шенфельд – Целин и др. – общей протяженностью 672 проводокилометра.

- Самоотверженная работа всего личного состава батальона и достигнутые им результаты высоко оценены Верховным Главнокомандующим Красной Армии Генералиссимусом товарищем СТАЛИНЫМ, который приказом от 19-го февраля 1945 года за №010 «ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ КОМАНДОВАНИЯ В БОЯХ С НЕМЕЦКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ ПРИ ПРОРЫВЕ ОБОРОНЫ НЕМЦЕВ СЕВЕРНЕЕ ВАРШАВЫ» присвоил батальону наименование «ВАРШАВСКИЙ». За умелое руководство работой батальона, и достигнутые успехи в деле обеспечения бесперебойной связи, командир части майор Лихненко Ф.Ф. награжден орденом Александра Невского, заместитель командира части по политической части майор Вощинский А.Б. – орденом Отечественной войны І степени. Отмечены также правительственными наградами – орденом Красной Звезды – начальник штаба майор Квятковский А.М., заместитель командира по строевой части капитан Куцин С.Г., ст. лейтенант Николенко И.Е., ст. лейтенант и/с Юделевич А.А., капитан Долгоруков И.Л., старшина Загинайло И.Н., ефрейтор Коверя И.И., ст. сержант Немец Д.Г.

Май 1945 г. Однополчане, воины 245-го ОЛБС капитан Куцин Семен Григорьевич и его жена Римма Васильевна.

- За весь период Отечественной войны состоявшие в рядах части женщины наряду с мужчинами мужественно и неутомимо несли все тяготы войны и работали в боевой обстановке. Работая по эксплуатации т/т линий связи на контрольно-испытательных постах, бойцы-женщины Назарова О.П., Жумлякова М.В., Антипова Р.В., Мамонова Т.Б., Сгибнева Н.В. в любых условиях боевой обстановки – под бомбежками и артобстрелом противника – стойко несли порученную им работу, не оставляя ее в самые напряженные и опасные для жизни моменты. Санинструкторы ефрейтор Марцева Г.Ф., ст. сержант Горбатова Г.Ф., ст. фельдшер части лейтенант м/с Лучковская В.Н. постоянно находились в период строительства на линии, перенося все тяготы боевой обстановки, оказывая медпомощь и проводя профилактическую работу, способствовали сохранению боеспособности и здоровья бойцов. Многие из них за свою самоотверженную работу удостоены правительственных наград, в том числе лейтенант м/с Лучковская В.Н., ст. сержант Горбатова Г.Ф., ефрейтор Жумлякова М.В., Антипова Р.В., Назарова О.П., Марцева Г.Ф., Комарова А.Н., Гасюк Е.Г., Светличная М.В.

- середине апреля части 47-й армии форсировали в нескольких местах реку Одер и, преодолевая сильное сопротивление противника, продолжали наступление. Строительство речного перехода происходило под ожесточенным артобстрелом и бомбежкой противника. Круглые сутки над участком работ висели самолеты противника. При строительстве и последующем обслуживании мачтового и кабельного речных переходов отличились следующие товарищи – командир взвода старшина Старовойтов Е.М., рядовые Габеев К.С., Игнатичев М.А., Кузьмин Е.И., ст. сержант Милехин А.Е., ст. сержант Губский А.Е., мл. сержант Рябко П.П., ст. лейтенант Николенко И.Е., старшина Жмаев И.А., рядовой Лихненко К.Ф., Коняхин Г.И., Балабольчев Г.Б., Панченко Т.С. и другие.

- 9-го мая 1945 года наголову разбитый противник после оккупации всей территории Германии нашими войсками и войсками союзников, лишенный какой-либо возможности сопротивляться, капитулировал. Боевая деятельность батальона была закончена. За четыре года Великой Отечественной войны 245-й отдельный линейный Варшавский ордена Александра Невского батальона связи, выполняя боевые задания командования в напряженной боевой работе по обеспечению бесперебойной связи для управления войсками, выполнил следующие работы:

1. Построил новых т/т линий связи 3580 проводокилометров.

2. Подвесил проводов по существующим опорам 5300 проводокилометров.

3. Восстановлено т/т линий связи 6400 проводокилометров.

4. Наведено кабельно-шестовых линий 3400 проводокилометров.

За четыре года Отечественной войны батальоном обеспечено бесперебойной эксплуатацией постоянных т/т линий связи 15200 километров. Весь автопарк батальона, состоявший в момент формирования части из бывших в эксплуататции машин, несмотря на длительный период эксплуатации в горах Кавказа, в районах бездорожья Кубани и Полесья по выполнению боевых заданий, к концу войны сохранен и находится в полной боевой готовности.

Конский состав, вынесший большую нагрузку при выполнении боевых заданий, особенно на Кавказе и в Полесье, также сохранен полностью. Несмотря на отсутствие кормов в условиях зимовки на Кавказе в 1942 году, в батальоне за все время войны не было ни одного случая падежа лошадей.

Успешное выполнение этой большой и ответственной задачи на всем протяжении и войны было обеспечено крепкой сплоченностью личного состава батальона, правильной организацией работ, достижением в результате упорной учебы и самоотверженности всего личного состава высокой производительности труда, высокими моральными качествами, воспитанными у наших бойцов, их преданностью и любовью к Родине. За период Великой Отечественной войны 245-й ОЛБС воспитал в своей среде мужественных, стойких воинов, хорошо освоивших боевое мастерство, показавших его на деле – в боевой обстановке. Основная часть офицерского состава батальона – более 60% – состоит в части с начала Отечественной войны, 20% офицеров состоит в части около 3-х лет. Сохранен в части с начала Отечественной войны также и основной костяк всего рядового и сержантского состава – около 60%. Из среды рядового состава части, прошедшего большую выучку в горниле Отечественной войны, воспитаны и состоят в части два офицера, – способные, неоднократно проявившие мужество и отвагу при выполнении заданий. Это командиры взводов – ст. лейтенант Мельник А.Е., награжденный орденами Отечественной воны ІІ степени, Красной Звезды и медалью «За отвагу»; лейтенант Шевченко Н.А., награжденный орденами Отечественной войны ІІ степени и Красной Звезды.

Из рядового состава части 38 человек получили сержантские звания и с честью выполняют свои обязанности. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество отмечены правительственными наградами 238 человек, из них награждено два раза 16 человек, три раза – 4 человека и 4 раза – два человека. Награждено знаком «Отличный связист» 47 человек личного состава.

Война закончилась, опыт, накопленный на войне, личный состав батальона начал подкреплять теоретическими знаниями, которые в период ведения боевых действий не удавалось накопить. Началась усиленная боевая и политическая подготовка личного состава.

Май 1945 г. Германия. Солдаты и офицеры 245-го ОЛБС.

Была проведена первая демобилизация девушек и мужчин старших возрастов. Ввиду того, что личный состав батальона подлежал демобилизации, в батальоне началась подготовка молодых специалистов – линейщиков, шестовиков, эксплуатационников. В течение августа - октября 1945 года была проведена демобилизация второй и третей очереди, ввиду чего из батальона выбыло 75% солдат и сержантов прежнего состава, но это почти не отразилось на выполнении заданий по организации связи, так как были подготовлены молодые кадры. В январе 1946 года при батальоне была организована школа младших командиров, готовящая специалистов – постоянщиков, шестовиков и эксплуатационников. Выпуск был проведен в июне. После проведения демобилизации 4-й очереди личный состав батальона в течение всего лета и осени продолжал совершенствовать свои знания по специальной и общевойсковой подготовке, а также строить и эксплуатировать линии связи.

1-го декабря 1946 года приказом командующего Группой советских оккупационных войск в Германии 245 ОЛБС был расформирован.

Основание: ЦАМР РФ, Фонд 245 ОЛСБ, Опись 233756, Дело 4, Листы 1 – 42.

Примечание: в статье использованы фото из семейного архива генерального директора Никопольского завода ферросплавов В.С. Куцина – сына С.Г. Куцина, с сентября 1941 г. - заместителя командира 245-го ОЛБС по строевой части. В этом же батальоне, в должности телеграфистки, с 1942 г. воевала и его мать – Р.В. Куцина (Антипова). В 2012 г. по инициативе В.С. Куцина в Днепропетровске была издана книга «Батальон моего отца» - о боевом пути 245-го отдельного линейного Варшавского ордена Александра Невского батальона связи. Составители - В. Цыбенко, Л. Игнатенко (архивные материалы).

Леонид Александрович ИГНАТЕНКО, краевед, выпускник Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы 1978 г.

г. Никополь, Украина.

E-mail: ignatenko1949@mail.ru

Картина дня

наверх