На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

Какое пиво пили и любили жители СССР

Как все начиналось

Понятное дело, что пиво варили ещё в Российской империи, поэтому когда грохот и шум революции с гражданской войной улеглись, то на руках у нового государства был, по сути, уже готовая сеть пивоваренных заводов. Поэтому оставалось только засучить рукава и поднимать все с руин, заново отстраивая и , по возможности, модернизируя как сам процесс производства пива, так и техническое оснащение.

Пиво «Венское»

Во времена НЭП разнообразия в выборе пенного напитка хватало. Было “Венское” пиво, или же столовое, так как было оно не крепкое и хорошо подходило для легких дружественных посиделок, когда собирались не чтобы напиться, а чтобы отдохнуть.  Оно было сходно по технологии производства с немецким сортом “Октоберфест”, в честь которого был назван всемирно известный фестиваль любителей хмельного.Поплотнее и покрепче было темное “Мюнхенское” пиво. Для более утонченного вкуса подходило знаменитое “Пильзенское”, из Чехии. Кстати, несмотря на зарубежное название, “Венское” было пивом отечественным, и производилось на одном пивоваренном заводе, которому позже суждено было войти в историю.

Конец НЭПа. Появление первых “государственных” сортов пива.

В 1928-ом году свободный рынок в СССР начал потихоньку сворачиваться. Теперь под жестким контролем властей находилось производство чего угодно. Были введены всесоюзные стандарты качества, ГОСТы, в том числе и для пива. Теперь существовало три сорта пива — Светлое №1(оно же переименованное “Пильзенское”, точнее делалось по его рецепту), Светлое №2(прообразом стало “Венское”) и Темное, или Черное(как можно догадаться, варили его на основе “Мюнхенского”)

«Рижское» и «Жигулевское»

Как появилась легенда

Далее последовал еще один ГОСТ, который, впрочем, ничего кардинально нового не внес. Новых сортов не появилось, какие характеристики уже существующих остались, в общем, теми же. Но все поменялось в 1936-ом году. Тогда в Москве была проведена всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В категории “Пиво” победило “Венское”. Оно сильно пришлось по вкусу директору первого мясокомбината Анастаса Микояна, который усиленно ратовал за политику прищепления советским гражданам культуры хорошего питания. Хоть пиво и не еда(многие, наверное, не согласятся), но уже тогда бутылочка холодного на столе после рабочего дня была традиционной частью ужина во многих квартирах Союза. Поэтому Анастас не на шутку заинтересовался победителем. Варили этот сорт на Жигулевском заводе, расположенном в городе Куйбышево.

 

Понимаете, к чему идет? Микоян спросил тогда, почему завод-то отечественный, а название — зарубежное. Директор предприятия просто развел руки в сторону, мол, всегда так называлось, чего ж то новое выдумывать. Микоян не согласился и предложил назвать сорт в честь завода-производителя. Так появилось культовое “Жигулевское” пиво. Впрочем, ходят слухи, что эта история не более чем красивая легенда, а название свое сорт поменял из-за политики партии, которая заменяла все иностранные названия на отечественные.

Разливное пиво на улице

Так появилось “Русское” и “Украинское” пиво, которые раньше назывались “Пильзенским” и “Мюнхенским” соответственно.

Развитие “рынка”

Вообще, в 30-ых годах происходило заметное расширение ассортимента пенного напитка. Вместо всего 3-ех сортов, теперь советское государство могло предоставить своим гражданам целых 8! Самым популярным, естественно, было “Жигулевское”. Также среди любителей холодного и освежающего уважением пользовался “Ленинградский” сорт, который был достаточно качественным и крепким, чтобы не побрезговать бутылочкой-второй вечером дома или где-нибудь на отдыхе. Еще стоит отметить “Портер”, технология производства которого была позаимствована у англичан. Он отличался богатым и живым вкусом, не очень бил в голову, и не вызывало сильного похмелья на следующее утро, если было выпито больше парочки бутылок.

Этикетка от пива «Портер»

Сверх ГОСТа производилось еще несколько видов пива, но они либо оказались просто некачественным продуктом, который не прошел проверку вечерним “культурным” отдыхом и сушеной воблой с таранькой, либо же являлись бесстыжей копией уже существующих сортов, поэтому их быстренько сняли с производства.

Послевоенный период

Одним из нововведений первого ГОСТа, принятого после советско-немецкой войны, стало появление новой марки. “Рижское” пиво было, по-сути, переименованным выпускающимся раньше “Русским”. Так как Литва уже больше не принадлежала к “загнивающему Западу”, а, скажем так, перешла в социалистический лагерь, в таком названии никто не видел ничего зазорного. Немало поспособствовало быстрейшему развитию потрепанной боевыми действиями пивоваренной отрасли трофейная немецкая техника, которую СССР массово перевозила из побежденной Германии.

Существенные изменения коснулись пивоварения в 50-ых годов, с начало правления Хрущева и так званной “оттепелью”. Вместо единого государственного стандарта были введены стандарты республиканские, которые позволили значительно разнообразить процесс производства пива в разных уголках СССР. Это закономерно привело к росту количества различных сортов. За несколько лет с десяти видов пива ассортимент выбора разросся до более сотни! Особенно старались в производстве пенного УССР и БССР, не отставала от них Прибалтика. Особенной популярностью пользовалось “Львовское”, которое производится до сих пор и все так же пользуется спросом. Колоритом отдает название “Магаданское”, а “Таежное” пиво, производимое в Сибири, соответствовал своему названию и оставляло после себя легкий привкус хвойных иголок.

«Львовское»

Также новшеством являлось то, что в качестве основы для производства различных сортов стал использоваться ячмень, рис, кукуруза(а куда ж без нее во времена Хрущева), пшеница. Это позволило создавать гораздо более разнообразные по вкусу напитки, которые могли удовлетворить гурманские запросы самых разных потребителей. Но несмотря на это, пиво, хоть никогда и не считавшееся дефицитным товаром, все равно никогда не было в достатке, что приводило к огромным очередям в ларьки, продающие пенное. Но об этом немного попозже.

В конце 60-ых было выпущено еще несколько сортов, из которых населению особенно зашли “Адмиралтейство” и “Славянское”.Они были сделаны на основе пильзенского пива, отдавали заметной хмелевой горечью, которую было очень приятно закусит сушеной рыбкой. Также именно тогда было впервые выпущено “Клинское”, сейчас широко рекламируемое телевидению и интернету. Наверное, многие не знают, что его прообразом стало “Жигулевское”, которое взяли за основу, но добавили в производство рис, что придавало пиву особый, интересный привкус.

Также наблюдалось постепенное вытеснение бутылочным пивом пива разливного. Хотя оно и не отличалось свежестью вкуса, но хранилось дольше и было доступней, так как в точках продажи разливного его могли распродать еще в первой половине дня.

 
А “Жигулевское” начало терять свои позиции среди поклонников из-за ухудшения качества производства. Теперь оно стало на вкус не отличимыми от многих других сортов, хотя по инерции долгое время оставалось популярным среди народа.

Брежневские времена. Перестройка

В 70-ых на прилавках появились такие марки, как “Донское казачество”, “Петровское”, “Ячменный колос”, которые прочно заняли свое место в нише. Некоторые их них до сих пор можно найти на прилавках.

Разливное

С приближением Московских олимпийских игр в столице СССР начали беспрецедентную на то время акцию — начали выпускать баночное пиво. Впервые в своей жизни советские люди столкнулись с таким явлением. Впрочем, не прижилось. Себестоимость одной такой жестяной банки могла достигать 60-ти копеек, в то время как за литр “Жигулевского” стоил в районе 30-ти. Никому не хотелось тратить деньги, за которые можно купить два литра пива, на оплату одной только тары.

Когда Горбачев начал борьбу с “зеленым змием”, он имел в виду борьбу с водочным алкоголизмом, а отнюдь не с пивным. Даже наоборот — “благородный” легкий напиток противопоставлялся крепкой сорокоградусной как самая лучшая альтернатива. Была развернута широкая реклама различных пивных сортов, массово открывались новые пивные ларьки и бары, которые были для советского человека магическим местом, где, отстояв длинные очереди(куда в СССР без них), можно было выпить достаточно вкусное пиво, заказать вкусной закуски и в приятной, доброжелательной атмосфере посидеть вместе с друзьями.

Как пили пиво в Советском Союзе

Для обеспечения советского люда доступом к пиву по городам массово сооружали пивные ларьки, где желающий расслабится мог заказать литру-другую пиву. Если пьешь на месте — наливали в тару, маленькую и большую, ценой в 11 и 22-е копейки соответственно. Если же тары по какой-то причине не было(кстати, воровали ее мало, везде царила всеобщая солидарность в этом вопросе), то использовали пакеты, в которых проделывали дырочку и пили через нее! Для распития сразу же, возле ларька, там стояли специальные столики без сидячих мест. Нечто подобное можно встретить и сейчас.

Но в основном народ брал с собой. Самой популярной емкостью была трехлитровая банка, потом которую бережно несли домой, стараясь не разбить. Также люди могли и приходить с целыми бидонами.

Пивная в СССР

Так как пиво могло быстро закончиться, покупали его с самого утра. Иногда в ход шли целые схемы для того, чтобы первыми добраться до заветного окошечка в киоске и заказать желанное освежающее, пока оно не закончилось.

В какой-то мере, можно сказать, культурная и социальная жизнь рабочего класса крутилась как раз возле вот таких вот киосков и пивзаведений, где обсуждались самые актуальные новости как в стране, так и в отдельных городах и районах.

 
 

Заключение

Как видно, пиво в СССР пользовалось спросом. Несмотря на отсутствие зарубежного импорта, разнообразия в выборе хватало. Именно в Советском Союзе появилось несколько культовых сейчас марок пива, как “Жигулевское”, “Львовское”, “Клинское”.

Советское пиво в наше время

Для человека, живущего на бескрайних просторах огромного государства бутылочка пива в некоторой мере символизировала отдых, расслабление, и приятно проведенное время с друзьями. Впрочем, как и сейчас.

 

Автор статьи
Зорькина Наталья
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх