CCCP

30 857 подписчиков

День космонавтики. Наша страна — космическая держава, и этим стоит гордиться!

12 апреля в России отмечают День космонавтики, а весь мир – Международный день авиации и космонавтики. Этот праздник приурочен к первой дате полета человека в космос.

Как известно, первым человеком, полетевшим в космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор прошло почти шестьдесят лет, но Россия остается одним из мировых лидеров в сфере освоения космического пространства. И именно поэтому День космонавтики в нашей стране вполне может считаться не узкопрофессиональным, а общенародным праздником.

12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в мировой истории облетел Землю по орбите. Так началась эпоха активного изучения космоса посредством пилотируемых космических полетов. Юрий Гагарин получил всемирную известность, а на родине его заслуги были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза и досрочно присвоенным званием майора.

К отправке человека в космос в Советском Союзе готовились очень тщательно. Выбор кандидатов в космонавты проходил под личным контролем главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергея Павловича Королева. Королев был убежден, что лететь в космос должен профессиональный военный летчик реактивной истребительной авиации. Были и критерии к возрасту, внешним данным, здоровью. Само собой, что здоровье должно было быть идеальным, возраст – около тридцати лет, рост – не более 170 см, вес – до 68-70 кг. В отряде космонавтов, в котором осуществлялась подготовка специалистов к выходу в космос, сразу выявились два потенциальных кандидата.

День космонавтики. Наша страна — космическая держава, и этим стоит гордиться!Старшему лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину было 27 лет. Выходец из крестьянской семьи, он окончил 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне – Оренбург), служил в морской авиации, в 769-м истребительном авиационном полку122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. К концу 1959 года старший лейтенант Гагарин налетал 265 часов, имел квалификацию военного летчика 3-го класса.

Дублер Юрия Гагарина Герман Степанович Титов, также носивший погоны старшего лейтенанта, был чуть младше Гагарина – ему было 25 лет. После призыва в армию он окончил 9-ю военную авиационную школу летчиков в Кустанае и Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в Новосибирске, после чего служил в 26-м гвардейском авиационном полку ВВС Ленинградского военного округа.

Помимо Гагарина и Титова, в первую шестерку советских космонавтов были зачислены также Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Все они были летчиками Военно-воздушных сил и авиации Военно-морского флота СССР, отличались прекрасным здоровьем, качественной подготовкой и, что не менее важно, целеустремленностью и искренним желанием полететь в космос. В конечном итоге, руководство склонилось к выбору Юрия Гагарина в качестве первого человека, которого Советский Союз отправит в космос. Разумеется, сыграли свою роль и природная харизма молодого офицера, его знаменитая «гагаринская» улыбка, и «простое» происхождение – Гагарин идеально подходил на роль первого космонавта.

25 января 1961 года главнокомандующий ВВС СССР приказал зачислить всех шестерых членов группы на должности космонавтов ВВС. 23 марта 1961 года командиром отряда космонавтов был назначен Юрий Гагарин. Уже одно это назначение свидетельствовало о том доверии, которое у командования возникло к молодому старшему лейтенанту. Ведь в подчинении у Гагарина оказались и офицеры более старшего возраста – если Гагарин был 1934 года рождения, то Андриян Николаев – 1929 года рождения, а Павел Попович – 1930 года рождения.

Ускоренные темпы организации первого полета в космос объяснялись тем, что Сергей Королев очень беспокоился, не полетят ли американцы раньше нас. В распоряжении Королева была информация, что США готовят запуск человека в космос на 20 апреля 1961 года. Поэтому старт советского космического корабля было решено назначить на вторую декаду апреля – между 11 и 17 апреля 1961 года. На заседании Государственной комиссии была одобрена кандидатура Гагарина, Титов назначен его дублером.

3 апреля 1961 года, за девять дней до полета в космос Юрия Гагарина, состоялось специальное заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил лично секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. С докладом выступил заместитель Председателя Совета Министров СССР Дмитрий Федорович Устинов. По результатам доклада Президиум ЦК КПСС принял решение о запуске в космос советского космонавта.

Спустя пять дней, 8 апреля 1961 года, на закрытом заседании Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», проходившем под председательством руководителя Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Константина Николаевича Руднева, было утверждено первое в истории человечества задание на космический полет.

В задании, подписанном Сергеем Королевым и начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС генерал-лейтенантом авиации Николаем Каманиным, подчеркивалось:

Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта.

На заседании комиссии было принято окончательное решение об отправке в космос старшего лейтенанта Юрия Алексеевича Гагарина.

Полет Юрия Гагарина открыл эру освоения космоса посредством участия человека в космических полетах. Но было у первого полета в космос и политическое значение – отправив первого космонавта, Советский Союз продемонстрировал всему миру, что он может, во-первых, конкурировать с Соединенными Штатами на равных и во многом превосходить их, а во-вторых, что СССР является флагманом мирового научно-технического прогресса и использует свой интеллектуальный и технический потенциал в интересах человечества.

Космический корабль «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту стартовал с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени. Непосредственное руководство стартовой командой осуществлял инженер-подполковник ракетных войск Анатолий Семенович Кириллов. Именно он отдавал команды по этапам пуска ракеты и наблюдал ее в перископ из командного бункера.

В самом начале подъема ракеты Юрий Гагарин воскликнул: «Поехали!». Эти слова первого советского космонавта стали своеобразным девизом наступившей новой эры в истории человечества – эры освоения космоса. Происхождение этой фразы, разумеется, впоследствии заинтересовало историков. Выяснилось, что говорить «Поехали!» предпочитал летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай, который был инструктором в первом отряде космонавтов. Он считал, что такой неформальный стиль более благоприятно сказывается на психологическом комфорте космонавтов. Сам Галлай впоследствии вспоминал, что такая фраза была очень распространена именно среди летчиков-испытателей, откуда и перекочевала в отряд космонавтов.

Когда Королев принимал решение о скорейшем запуске человека в космос из опасений, что американцы могут опередить нас, он был абсолютно прав – американцы шли буквально по пятам. 12 апреля в космос полетел Юрий Гагарин, а уже 5 мая, менее чем через месяц, американцы запустили в космос астронавта Алана Шепарда. 21 июля 1961 г. в космос полетел еще один американец – Вирджил Гриссом. На его полет Советский Союз ответил запуском в космос второго советского космонавта – 6 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос отправился Герман Титов.

В 1962 году Советский Союз отправил в космос еще двух космонавтов – 11 августа полетел Андриян Николаев, а 12 августа – Павел Попович. 14 июня 1963 года в космос отправился Валерий Быковский, а 16 июня 1963 года впервые в мировой истории в космос полетела женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. Это был еще один масштабный эксперимент – Сергей Королев после успешных запусков Гагарина, Титова, Николаева, Поповича и Быковского решил отправить в космос женщину, чтобы еще раз подчеркнуть равенство полов в Советском Союзе и опять поставить мировой рекорд. Выбор пал на Валентину Терешкову.

В отличие от первых пяти космонавтов, бывших кадровыми офицерами морской авиации и военно-воздушных сил, Валентина Терешкова не имела никакого отношения к вооруженным силам. Она была самой обычной работницей текстильной фабрики, незадолго до зачисления в отряд космонавтов окончившей заочный техникум легкой промышленности.

Впрочем, с 1959 года Терешкова занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе и выполнила 90 прыжков с парашютом. Когда стали подбирать кандидатуру женщины-космонавта, выбор пал на 26-летнюю Валентину Терешкову. Вместе с другими кандидатами – женщинами она была зачислена в отряд космонавтов и получила звание рядового вооруженных сил. 15 декабря 1962 года ей было присвоено звание младшего лейтенанта, 16 июня 1963 года – лейтенанта и в тот же день – капитана, а 9 января 1965 года 27-летняя Терешкова уже одела майорские погоны.

В 1964 году Советский Союз вновь поставил рекорды. Во-первых, 12 октября 1964 года в космос впервые вышел многоместный космический корабль. На нем летели Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов и Борис Борисович Егоров. Во-вторых, в полете на многоместном корабле впервые участвовали гражданские специалисты. Из трех космонавтов кадровым военным был только Владимир Михайлович Комаров. 37-летний инженер-подполковник авиации Комаров в день полета получил следующее воинское звание инженер-полковника. Он был выпускником Батайского военного авиационного училища им. К.А. Серова и 1-го факультета авиационного вооружения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, служил в НИИ Военно-воздушных сил на должностях помощника ведущего инженера и испытателя 3 отделения 5 отдела занимался испытаниями новых образцов авиационной техники.

Врачу Борису Борисовичу Егорову было 26 лет, на момент полета он имел воинское звание капитана медицинской службы, окончил лечебный факультет 1-го Московского Ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова. Константин Петрович Феоктистов, 38-летний инженер-конструктор, работал вместе с Сергеем Королевым, был гражданским человеком, хотя вся его жизнь была связана с разработками в сфере ракетостроения.

18 марта 1965 года в космос отправились 39-летний подполковник авиации Павел Иванович Беляев (в день полета присвоено звание полковника) – выходец из истребительной авиации ВВС, и 30-летний майор Алексей Архипович Леонов (в день полета присвоено звание подполковника), тоже начинавший службу в истребительной авиации. Алексей Архипович Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, Советский Союз не прекращал делать рекорды в области космонавтики.

За многие десятилетия космическая отрасль получила в нашей стране всестороннее развитие. Множество открытий и рекордов было совершено и поставлено советскими, а затем и российскими космонавтами. Профессия космонавта стала едва ли не самой престижной в Советском Союзе, сотни тысяч советских мальчишек грезили о космосе, для многих именно пример Гагарина определил жизненный путь, подтолкнув к поступлению в летные и авиационно-инженерные училища.

Сегодня космонавтика приобрела и новое значение. Вернулись времена противостояния великих держав, только сегодня конкуренция между ними разворачивается не только на суше и на море, но и в космосе. Не случайно США активно развивают космические силы, а американские государственные деятели не устают рассуждать о мнимой «космической опасности» со стороны России и Китая. Изучение космоса, развитие космонавтики – важнейшее условие не только сохранения паритета между противостоящими друг другу державами, но и шаг к вероятному использованию в будущем тех ресурсов и возможностей, которыми обладает космос.

«Военное обозрение» поздравляет всех, кто причастен к космонавтике, космической промышленности и вооружениям, а также всех читателей, всех граждан нашей космической державы, с этим знаменательным праздником – Днем космонавтики.
Автор:
Илья Полонский