Свежие комментарии

  • Николай Кержаков
    Статья - это вопрос. А ответ есть - это Недо-мыслие!!! Мы сохранили тот язык, который был древне-общим Единым у всей ...Настольная книга антисоветчика: Если ты антисоветчик, значит ты…
  • Валерий Бородько
    Я вижу, что Вы ничего не видите.Владимир Ленин: Дело не в России, на нее, господа хорошие, мне наплевать
  • ✮IRENA ✮PLATOVA✮
    "Бычков в томате" полно, в Пятёрочке можно встретить, "5 морей" марка и другие какие-то, я правда не покупала, не зна...«О мясе советском замолвите слово…»

Почему фотография в СССР стала массовым увлечением

«Алмаз», которого ждали и в котором разочаровались все советские фотографы-профессионалы

Фото: скриншот с видео на youtube канала Виртуальный музей
 
«Алмаз», которого ждали и в котором разочаровались все советские фотографы-профессионалы
Фото: скриншот с видео на youtube канала Виртуальный музей
Фотография в СССР была по-настоящему массовым увлечением. Это стало возможно благодаря развитию промышленности и появлению на рынке доступных фотоаппаратов.

Расцвет советской фотографической промышленности пришелся на 50–70-е годы прошлого века. Фотокамер производилось много, и они были достаточно качественные, чтобы экспортироваться за рубеж.

Но помним мы их не за это. Они остались в память благодаря своим названиям!

Кристалл

Фотоаппарат «Кристалл» должен был бы называться «Зенит» (как его прародитель «Зенит-3» ), но в 1961 году, когда началось серийное производство этой модели малоформатного зеркального однообъективного фотоаппарата, имя «Зенит» не воспринималось как основная торговая марка Красногорского механического завода, тем более как название «фирмы».

Основное видимое отличие «Кристалла» — верхняя крышка, окрашенная молотковой эмалью. Эта деталь и дала название фотоаппарату. Однако, как вспоминает инженер-конструктор КМЗ имени Зверева Владимир Рунге, «в случае с «Кристаллом» вся его красота — новый дизайн крышки, с «приливом» на пентапризме в виде волны, окраска «молотковой эмалью» — от всего этого было принято решение отказаться в угоду производственников». КМЗ, львиную долю заказов которого составляла «военка», не стремился угодить гражданским. За два года выпущено 65 433 штуки уникальных «Кристаллов», потом дизайн упростили, камеру переименовали в «Зенит3М» и наклепали еще почти 800 тысяч штук!

Фотоаппарат «Кристалл» должен был бы называться «Зенит» Фото: скриншот с видео на youtube канала Виртуальный музей

Нарцисс

В 1959 году на КМЗ разработали рассчитанный на работу с 16-мм фотопленкой фотоаппарат «Нарцисс». Крошка размером чуть больше сигаретной пачки была полноценной «зеркалкой» со сменной оптикой! Но производство 16-мм пленки наладили плохо, и большинство «Нарциссов» ушло за рубеж.

С 1961 по 1965 год было выпущено 10–11 тысяч. Камера была достаточно дорогой — стоила 85 рублей!

Алмаз

Нельзя пройти и мимо камер семейства «Алмаз», выпускавшихся до 1989 год в Ленинграде, на заводе ЛОМО. Эта профессиональная однообъективная камера разрабатывалась по предложению Союза журналистов СССР и была призвана заменить высококлассную японскую фототехнику. За основу взят один из самых удачных фотоаппаратов того времени — Nikon F2.

Профессиональные фотографы замерли в ожидании фотоновинки. В розничную продажу «Алмаз» попал в 1984 году. Увы! Быстро выявились технологически слабые места: в опытныхто образцах применяли материалы, задуманные конструкторами, которые на конвейере заменили на разрешенные. Как говорит историк советской фототехники Георгий Абрамов, «Алмазы» погубила низкая культура производства. Как на ЛОМО ни старались, достаточно точного оборудования в цехах, где по миллиону в год выпускались «Смены», не было, да и квалификация мастеров требовалась повыше.

«Алмазы» некоторых серий ржавели изнутри даже при нормальной эксплуатации... Погубила проект и цена — себестоимость в конце 80-х составляла 640 рублей (за эти деньги можно было купить мотоцикл), а в розничную продажу он поступал по 240 рублей. «К сожалению, почти все камеры, купленные в магазинах, возвратились на завод из-за поломок, — вспоминает московский фотограф Анатолий Сергеев. — Я купил «Алмаз», но после трех пленок в нем стал заедать затвор, и пришлось сдать обратно. В мастерской починить не смогли.

А у моего коллеги, Сергея Зайцева, камера перестала работать, когда он захотел сделать автопортрет и включил автоспуск — заклинило намертво.

Агат

Белорусское оптико-механическое объединение в 1984 году разработало простенький фотоаппарат «Агат». Камера была рассчитана на обычную 35-мм фотопленку, но кадр — 18×24 мм, или, как сегодня бы сказали, кропнутый. Простейшая конструкция — пластиковый корпус, объектив с наводкой на резкость по шкале, полностью механическая, при цене 18 рублей она стала одной из самых популярных в 80-х годах! Фотолюбители оценили экономность — в обычных камерах, где формат кадра 24×36 мм на одной пленке умещалось 36 кадров, то «Агат» давал возможность на той же пленке сделать 72–74 кадра! Размер камеры — с два спичечных коробка.

Белорусская крошка «Агат», позволявшая наснимать на одну стандартную пленку до 74 кадров Фото: скриншот с видео на youtube канала Putnik33

— Этот пластиковый аппарат давал приемлемое изображение, — говорит коллекционер советских камер Айдас Пикиотас, — он существовал в двух модификациях — «Агат-18» (выпущено 590 000 штук) и «Агат-18К» (количество неизвестно). Это одна из самых маленьких камер на 35-мм пленку, которые можно было купить».

Средняя цена «Агата» сегодня — 300–500 рублей. «Алмазы», «Кристаллы» и совсем уж редкие «Нарциссы» значительно дороже, но снимать ими (кроме «Кристалла») опасно: сломаются — не починить.

 

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх