На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

СССР и Пепси-кола

Два западных флагмана производства напитков, "Кока-Кола" и "Пепси", много лет пытались прорваться на советский рынок. В борьбе за американского покупателя "Пепси" проигрывала "Кока-Коле". Однако у аутсайдера в рукаве был козырной туз. Президент "Пепси" Дональд Кендалл был большим другом и, по-видимому, одним из крупных спонсоров перспективного политика Ричарда Никсона.

В 1953 году Никсона избрали вице-президентом, и через некоторое время дела "Пепси" пошли в гору. В 1959 году в Москве открывалась первая в истории национальная выставка США. И представлять американское правительство на ней должен был именно Никсон. Кендалл не замедлил воспользоваться шансом.

"Вечером,— вспоминал Кендалл,— накануне открытия выставки, был обед в посольстве. Послом тогда был Томми Томпсон. Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: 'Мне нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, не то мне несдобровать'. Никсон ответил: 'Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску'.

На открытии выставки Никсон выполнил обещание. Я сообщил Хрущеву, что у меня есть пепси, которую мы привезли из Соединенных Штатов, и пепси, сделанная здесь, в Москве, и предложил ему попробовать и ту и другую, выразив уверенность, что здесь мы можем делать пепси не хуже, чем в Соединенных Штатах. Хрущев попробовал обе и объявил: 'Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке'. И стал предлагать московскую пепси окружающим со словами: 'Вот хорошая пепси-кола'. Пресса, конечно, посходила с ума. Наш рекламный лозунг в то время был 'Будь общительнее, пепси поможет!'. Фотографии разошлись по всему миру. В газетах на первых полосах были снимки Хрущева, угощающего пепси-колой, а подпись под фотографией гласила: 'Хрущев хочет быть общительным'".

Конечно, после такого трюка ни о какой работе в СССР не могло быть и речи. Собственно, ее не могло быть и по другой причине. Газированная сладкая вода в СССР считалась детским баловством, излишеством, которое не стоит серьезных капиталовложений, раз с ее производством справляются цеха при многочисленных рай- и горпищекомбинатах. Видимо, поэтому участие "Кока-Колы" в 1967 году в московской международной выставке "Интерпродмаш-67" осталось незамеченным для посетивших ее членов Политбюро во главе с Брежневым.

Правда, в СССР экономика нередко оказывалась концентрированным выражением политики. Спустя два года после того, как в 1968 году Никсон был избран президентом, в Кремле решили подобрать к нему надежный ключик. И им, естественно, оказался Дональд Кендалл, давно стремившийся начать продажи "Пепси-Колы" в СССР.

"Я,— вспоминал Кендалл,— приехал в Россию в 1970-м на встречу с Косыгиным, который тогда был премьер-министром. Он рассказывал о пятилетнем плане, жал нам руки. Томми Томпсон, который был здесь послом в 1959 году, говорил мне: 'Если хочешь иметь с ними дело, нужно забыть о прямых денежных сделках. Только бартер'. И еще он сказал: 'Русские вне себя из-за смирновской водки. 'Смирнофф' выглядит как русский продукт, а разливают ее в Хартфорде, штат Коннектикут. Нужно предложить им пепси в обмен на русскую водку'.

Перед тем как ехать в Москву, я встречался с Анатолием Добрыниным, который тогда был послом в Вашингтоне, и сообщил ему, что мы хотим устроить бартер с водкой. И когда, пожимая руку Косыгину, я представился, сказав, что я Дональд Кендалл из 'Пепси-колы', он заметил: 'А, вы тот самый человек, который хочет торговать с нами в обмен на нашу водку'. И я понял, что Добрынин сообщил о наших планах. У меня с собой был портфель, где лежала банка пепси. Я достал ее и вручил Косыгину. Конечно, все тут же стали говорить, что Кендалл приехал проталкивать свою пепси. А внутри банки на самом деле был приемник. Я включил его, и он был настроен на московское радио, к удивлению Косыгина. Эффект был потрясающий.

Этим вечером мы пошли на прием. Какой-то чиновник предупредил меня: 'Через пять минут он к вам подойдет'. Подойдя, Косыгин сказал: 'Мы хотим с вами торговать, ваша пепси за нашу водку, литр на литр'. Я уже успел выпить, чувствовал себя непринужденно и ответил: 'Я могу понять, почему вы не министр торговли. Литр на литр! Мы, конечно, готовы отдавать литр за литр'. Косыгин заметил: 'Я говорю о вашем концентрате, литр на литр'. И тут до меня дошло, что он имеет в виду. К нам как раз подошел Моррис Стэнс, тогдашний министр торговли, чтобы попытаться мне посодействовать. Косыгин обратился к нему со словами: 'Вы ведь не любите монополии?' 'Нет, не любим',— ответил Стэнс. А Косыгин продолжил: 'Я предоставляю господину Кендаллу монополию на пепси-колу в Советском Союзе и монополию на нашу водку в Соединенных Штатах. Как вам это нравится?' А потом сказал своему министру внешней торговли Патоличеву, чтобы он встретился со мной на следующий день для разработки условий сделки".

Этот рассказ Кендалл дополнил забавной подробностью. Он утверждал, что подвыпивший Косыгин отдал ему еще монополию на продажу в Соединенных Штатах советского коньяка и советского шампанского. Но гладко, как всегда, было только на бумаге.

 

"На следующий день,— рассказывал Кендалл,— я встретился с Патоличевым и Владимиром Алхимовым, его заместителем, и мы разработали соглашение о строительстве десяти заводов, а потом он говорит: 'Мы не можем предоставить вам эксклюзивных прав, о которых говорил премьер'. Я посмотрел на него и ответил: 'Скажите это премьер-министру, мы скрепили это соглашение рукопожатием. У нас эксклюзивные права'. На следующий день ко мне в отель приехал Алхимов, мы подписали контракт и протокол к нему о пятилетних эксклюзивных правах с опционом их продления еще на пять лет. Так я получил этот контракт.

Но после этого долго ничего не происходило. Потом совершенно неожиданно мне позвонил Добрынин и сказал: 'Премьер-министр хочет снова с вами встретиться, вы сможете поехать?' И я вернулся в Москву...

Косыгин принял нас в своем кабинете без посторонних. Не было никого, кроме самого Косыгина. Он сказал: 'Господин Кендалл, я премьер-министр. Я могу отдавать распоряжения министру пищевой промышленности. Но он доказывает, что нет никакого смысла вести дела с Соединенными Штатами, и не хочет выполнять наше соглашение. Я могу заставить его делать то, что я хочу, но почему бы вам не пригласить его в США и не показать, почему нам нужно иметь дело с Соединенными Штатами'. Так мы и поступили, и я возил его по всем Соединенным Штатам и Канаде на одном из наших самолетов".

Потом тот же трюк руководители корпорации "Пепсико" повторили и для министров пищевой промышленности союзных республик. И дело пошло. В 1982 году в ЦК КПСС подготовили справку о работе "Пепсико" в СССР:

"На основе долгосрочного соглашения с корпорацией 'Пепсико' (США) в Советский Союз с 1973 года поставляется оборудование для 10 цехов для производства напитка 'Пепси-Кола', а также концентрат для его приготовления. В настоящее время уже построены 8 цехов, в том числе в гг. Москве, Ленинграде, Киеве, Новороссийске, Ташкенте, Таллинне. В этом году завершается строительство еще двух цехов в гг. Алма-Ате и Сухуми.

Производство напитка 'Пепси-Кола' осуществляется в соответствии с компенсационной сделкой, которая предусматривает поставку в США водки 'Столичная' взамен оборудования и концентрата напитка.

За период с 1973 года по 1981 год отгружено 1,9 млн декалитров водки 'Столичная' на сумму 25 млн долларов. Если бы эта водка была продана по розничным ценам, можно было бы получить 164 млн рублей. Напитка 'Пепси-Кола' за указанный период выработано 32,3 млн декалитров, от продажи которого получено 303,3 млн рублей или на 139,3 млн рублей больше по сравнению с продажей водки.

В 1982 году в США предусмотрено отгрузить 465 тыс. декалитров водки, что составляет 59 процентов от общего объема поставки советской водки в капиталистические страны и 84 процента от максимального уровня поставки в эту страну, достигнутого в 1975 году. Поставки водки в США корпорация просит закончить в июле, ожидаются дополнительные заказы.

В случае прекращения поставки из США концентрата напитка 'Пепси-Кола' на оборудовании построенных цехов представится возможность вырабатывать напитки отечественного производства".

Политические дивиденды были еще выше. Кендалл возглавил Американо-советский торговый совет (АСТЭС), а на пуск первого производства "Пепси" в Новороссийске в 1974 году привез весь свой совет директоров, куда входили представители крупнейших американских корпораций. В Москве ценили Кендалла настолько, что закрыли глаза на то, что он свел Никсона с представителями чилийской оппозиции, результатом чего стало свержение первого законно избранного президента-марксиста в Латинской Америке и большого друга СССР Сальвадора Альенде. Однако после того, как Никсон после Уотергейтского скандала досрочно ушел в отставку, "Пепсико" пришлось позабыть о своих эксклюзивных правах.

Избранного в 1976 году президентом США Джимми Картера в Кремле не воспринимали всерьез, а перед следующими выборами там даже повторяли американский анекдот: "Может ли стать президентом актер Рейган? Конечно, ведь был же президентом клоун Картер". Однако Картер назначил руководителем АСТЭС президента "Кока-Колы" Дж. П. Остина, и не считаться с этим было невозможно. Пользуясь близостью к Картеру, Остин смог пробиться на прием к советским руководителям и договорился о возможности выпуска своей продукции в СССР. Правда, во избежание конфликта с Кендаллом "Кока-Коле" позволили выпускать только "Фанту", которую предлагали спортсменам на проходивших в Москве в 1979 году чемпионате мира по хоккею и Спартакиаде народов СССР. Олимпиаду-80 в отличие от американских спортсменов обе конкурирующие фирмы бойкотировать не стали. И приехавшие в Москву зрители могли в равной мере наслаждаться "Фантой" и "Пепси". 

 

Картина дня

наверх