На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

Российские немцы в «Бессмертном полку»

Создать из них «пятую колонну» у Гитлера так и не получилось

 
Российские немцы в «Бессмертном полку»

 

Герой Советского Союза Роберт Александрович Клейн

 

Как известно, в годы Великой Отечественной войны российские немцы были переселены в восточные районы СССР и мобилизованы в так называемые трудовые армии, но, оказывается, немалое число представителей этого народа вместе с другими народами Советского Союза воевали в рядах Красной армии.

Российский воин немецкой национальности

…Свой последний бой советский танк КВ лейтенанта А.Ф. Наумова принял в 1943-м под Сталинградом у хутора Новая Надежда. Получив тяжелые повреждения, боевая машина потеряла ход. Гитлеровцы окружили танк. На предложение сдаться экипаж ответил отказом. Тогда гитлеровцы облили КВ бензином и подожгли. В пламени погибли все пятеро танкистов. Среди героев – старшина Феодосий Ганус, по национальности российский немец. В отличие от остальных четырех танкистов, звания Героя России за мужество и героизм он удостоился лишь в 1996 году, и всё из-за так называемой «пятой графы».

А судьба другого российского немца Роберта Клейна(на фото) – сюжет для захватывающего военного сериала. Войну он встретил старшим лейтенантом, командиром танковой роты. 12 сентября 1941-го вблизи Чернигова, будучи тяжелораненым, остался лежать на поле боя, но был спасен местными жителями, и создал подпольную антифашистскую группу, а в июне 1943-го вместе с ней перешел к партизанам. Но и это еще не всё.

В 1944-м партизан Роберт Клейн совершает героический поступок. Получив приказ – задержать отступающих гитлеровцев – перед переправой через Днепр и переодевшись в фашистскую полковничью форму, Клейн вместе с таким же переодетым шофером лихо подлетел на трофейной машине к мосту и, пользуясь совершенным знанием немецкого языка, сделал немыслимое – приказал остановить отход гитлеровцев.

 Начальника переправы, попытавшегося было возразить, Клейн пристрелил. В результате этой дерзкой вылазки на левом берегу Днепра скопилось огромное количество живой силы и техники противника. Шофер по рации передал координаты советским бомбардировщикам – и участь вражеских частей была предрешена.

 За мужество и героизм капитан Роберт Александрович Клейн 4 января 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Отважный российский немец был также кавалером орденов Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Трудового Красного Знамени, награжден медалями.

И эти случаи героизма российских немцев не единичны.

 

Судьба красноармейца Гофмана и других

В романе Константина Симонова «Живые и мертвые» начштаба дивизии Серпилин сказал о красноармейце Гофмане: «Дайте мне семь тысяч таких немцев, как он, я из них дивизию сформирую и во главе ее пойду воевать с фашистами. И считаю, что не раскаюсь».

Красноармеец Гофман – «самый настоящий немец Поволжья». И об этом факте – пишет Симонов – в дивизии «знали и покрывали, несмотря на то что был строжайший приказ: немцев Поволжья ни под каким видом во фронтовой полосе не держать. А этот немец воевал в дивизии, и не где-нибудь, а в роте разведчиков, и как раз он взял того крайне необходимого “языка”, которого в канун наступления приказано было взять на участке 111-й дивизии, и получил за это “Отвагу”».

Красноармеец Гофман – обобщающий образ российского немца, который точно отражал роль представителей этого российского народа в разгроме гитлеровского рейха. Писатель ничего не выдумывал, а был верен фактам: граждане СССР немецкой национальности с самого начала войны проявили не меньший патриотизм, чем весь многонациональный советский народ.

С первых же дней войны российские немцы, осудив нападение Германии на СССР, выразили готовность встать на защиту Отечества. Так, например, 13 июля 1941 г., уже через несколько дней после начала войны, на территории АССР немцев Поволжья стали создаваться отряды народного ополчения, в ряды которых вступили тысячи российских немцев.

В Красной армии до времени принудительного переселения немцев уже служило из советских немцев 33561 человек, причем 1609 офицеров. 

Всего в Великой Отечественной войне в советских воинских частях воевали 64644 российских немца: офицеров – 3178, сержантов – 8351, рядовой состав – 53115 человек.

 

И хотя большинство советских воинов немецкой национальности к концу 1941 г. были уволены из Красной армии и отправлены к своим переселенным семьям, тем не менее, они успели вписать немало героических страниц в историю войны с фашистами.

Значительная часть военнослужащих советских немцев были уроженцами Автономной Республики немцев Поволжья, районов Сибири, Украины, Крыма и Кавказа. Они были и среди тех, кто принял на себя первый удар германского фашизма в июне 1941 года. В героической Брестской крепости защищали нашу страну, в том числе, и российские немцы – А. Дулькейт, Н. Кюнч, Г. Киллинг, Э. Милляр, Э. Дамм, Э. Кролл, Г. Шмидт и другие. На фронте и в партизанских отрядах сражались: Л. Шульц, М. Дистергерт, М. Кари, А. Берш, Э. Бейгель, Т. Бергвальд, П. Эйсфельд, Ф. Трайт, П. Гольц, И. Короб, А. Хас и многие другие.

25 сентября 1943 года рота под командованием Вольдемара Вентцеля (Венцова) одной из первых форсировала Днепр. В упорном бою у хутора Чумак с превосходящими силами противника отважный командир погиб смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вольдемару Вентцелю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного полка Балтийского флота, старший лейтенант Эрик Гоптнер совершил в 1943 г. в небе Балтики 44 боевых вылета, уничтожив множество вражеской боевой техники. В одном из боев он погиб смертью храбрых. 19 июня 1944 г., за несколько дней до гибели Э. Гоптнера, командир полка подписал представление на присвоение ему звания Героя Советского Союза. Свыше 50 лет документ пролежал в архиве. В мае 1996 г. Эрих Гоптнер стал Героем России (посмертно).

Героями Советского Союза также стали Николай Петрович Охман, Александр Миронович Герман, Пётр Климентьевич Миллер, Михаил Адельбертович Гаккель (посмертно), Александр Викторович Герман (посмертно).

Уже 10 августа 1941 г. были удостоены наград российские немцы — старший лейтенант А.О. Шварц и полковник Н.А. Гаген. Отличились храбростью в боях красноармейцы Б. Бауэр, А. Беккер, Д. Кобер, К. Целлер и многие другие. Только в одной 88- стрелковой дивизии в Карелии воевали одновременно 547 советских немцев-красноармейцев. При этом многие под чужими, «русифицированными» фамилиями.

И этот список патриотов – этнических российских немцев – можно было бы продолжать и дальше.

Уровень коллаборационизма среди российских немцев был крайне низок.

 

И наконец, самое главное отличие: нацисты так и не смогли создать ни одного национального подразделения в составе вермахта, в котором бы служили российские немцы.

 

Кто такие российские немцы?

Совместное проживание на территории России с другими народами, несомненно, сформировало в сознании российских немцев понятие «мы — россияне». Россия для последующих поколений российских немцев стала их Родиной. Немцы становились ее органичной частью, составляющей сообщества многонационального объединения народов, проживавших на территории страны. Как тут не вспомнить хрестоматийное лермонтовское из «Героя нашего времени»: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец».

Да уж, в России все переплелось-перемешалось – символично, что одна из двух столиц России носит название Санкт-Петербург, русский город с немецким именем. А еще есть Оренбург и город русских моряков на Балтике – Кронштадт.

Российские немцы – составная часть нашего Отечества, необходимый элемент нашей великой истории. В широком и историческом смысле этого слова, они все являются именно российскими немцами, т.к. прибывали именно на те пространства, которые являлись территорией российского государства и находились под его юрисдикцией.

В этой связи необходимо отметить Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 года и особенно манифест от 22 июля 1763 года, возвещавший о льготных условиях переселения, который гарантировал иностранцам ряд привилегий: свободу вероисповедания, освобождение от воинской повинности, налогов и самоуправление.

Российские немцы как этнос сформировались не только из выходцев из многочисленных германских государств (единой Германии в то время не было и в помине), но и некоторых других европейских народов ведь знаменитые указы императрицы распространялись не только на немцев, а вообще на иностранцев. Поэтому среди прибывающих были также голландцы, выходцы из Швейцарии, Франции, Чехии, Польши. Именно из этого замеса, из этого сплава родился народ, который мы и называем «российские немцы».

 Российские немцы оставались верными солдатами Российской империи. Так, по некоторым данным, уже во время Отечественной войны 1812 года в рядах русской армии удельный вес немцев (в основном остзейских) среди офицерского корпуса составлял 7–9%, а среди высшего командного состава 23% – чтобы это понять, достаточно прочитать фамилии на стенах храма Христа Спасителя в Москве.

Свой след в истории России оставили Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, Д.И. Фонвизин, М.Б. Барклай-де-Толли, Э.И. Тотлебен – этот список можно продолжать и продолжать.

Российские немцы прекрасно интегрировались, став не менее русскими, чем сами русские. Представители немецкого народа сделали значительный вклад в науку и культуру России – тут и бесстрашный полярник Герой Советского Союза академик Отто Шмидт, и физик академик Борис Раушенбах, и один из разработчиков миномета «Катюша» Георгий Лангемак, и блистательные Алиса Фрейндлих и Анна Герман...

Российские немцы совместно с другими народами России прошли все этапы государственного и советского строительства, они возрождали свою культуру в тесном взаимодействии и с русской культурой, и культурой других народов. Им также дороги Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чехов, Толстой, как и Гете, и Шиллер, и многие другие представители культуры немецкого народа, культуры Германии, где проживали предки российских немцев.

«Спешите делать добро»

О высокой степени интеграции российских немцев свидетельствует их вклад в православную культуру России – тут и святая Русской православной церкви, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве великая княгиня Елизавета Фёдоровна (принцесса Елизавета фон Гессен-Дармштадт унд бай Райн), и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), и один из выдающихся русских богословов протоиерей Иоанн Мейендорф.

Вообще, тяготение немцев к русской культуре и православию уходит в глубь веков. Мало кто знает, что русский святой Прокопий Устюжский (ум. в 1302 г.), как повествует его житие, был богатым купцом-немцем. В Новгороде он перешел в православие, раздал свое имение, переселился в город Устюг, где вел самую суровую монашескую жизнь.

А вот еще пример: будто возникший из древнего патерика и пришедший к нам из египетской пустыни, появляется на страницах книги архимандрита Тихона «Несвятые святые» монах Серафим, происходивший из остзейских баронов-немцев. Как пишет автор, Серафим был «самым загадочным человеком в Псково-Печерском монастыре», в котором он прожил безвыходно шестьдесят лет. Его келья – это приспособленная под жилище пещера, очень сырая и темная. «В монастыре его все почитали и любили. Хотя и относились со страхом, точнее, с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому». «В 1945 году его, правда, как немца, выводили на расстрел наши солдаты, но потом передумали и не расстреляли».

 И, конечно же, каждый москвич должен знать еще одно немецкое имя – доктор Федор Петрович Гааз, или «святой доктор», о котором с почтением не преминул упомянуть сам Ф.М. Достоевский.

Поначалу, завоевав популярность известного врача, доктор Гааз приобрел дом на Кузнецком мосту, имение с 1000 душ крепостных, суконную фабрику. Однако в 1831 году распродал всю свою недвижимость, пожертвовав деньги на строительство новых лечебных заведений и на пособия нуждающимся. До конца дней жил только при больницах, помогая всем сирым и убогим.

Будучи католиком, Гааз стал истинно русским подвижником, которого любила и почитала вся Москва, да что там – имя его было известно всей России. Недаром в 1853-м году в последний путь до Введенского кладбища доктора Гааза провожали 20 тысяч москвичей – случай уникальный! На его могиле до сих пор лежат живые цветы. А на постаменте памятника Федору Гаазу во дворе бывшей Полицейской больницы, что в Малом Казенном переулке, высечена любимая фраза «святого доктора»: «Спешите делать добро».

Российские немцы, народ, волей судеб сформировавшийся на территории Российской империи, а затем СССР и новой России, – проявили себя как настоящие российские патриоты. Они приняли активное участие в борьбе с нацизмом. Они заслуживают того, чтобы занять достойное место в истории нашего Отечества.

И если в памятный день Великой Победы во время шествия «Бессмертного полка» вы вдруг увидите на дощечке с фотографией немецкую фамилию, знайте, – это тоже наши защитники. Российские немцы – это не кто-то чужой и чуждый нам, не «они», а «наши», наш братский народ, свои. Мы всегда будем помнить об этом.

 

Авторы:
Николай Федорович Бугай – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИРИ РАН
Игорь Викторович Ногаев - ученый-американист.

 
Специально для «Столетия»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх