На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

«Шторм» и двухголовые собаки. Как в СССР пытались создать биоробота

1950-е — 1960-е годы стали периодом наибольшего обострения мировой политической ситуации. США и СССР, равным образом, как и возглавляемые ими капиталистический и социалистический лагеря, оказались буквально на грани войны. В Советском Союзе США и страны НАТО называли не иначе как «вероятным противником». В возможности военной конфронтации между «двумя мирами» никто не сомневался. Причем конфликт мог принять форму ядерной войны. 

К возможному применению противником оружия массового поражения готовились и в США, и в СССР. В нашей стране строили бомбоубежища, натаскивали население на занятиях по гражданской обороне. Но одновременно продолжались и секретные военные разработки, порой очень необычные. Так, считалось, что обычные солдаты в условиях ядерного конфликта не выживут или будут деморализованы, поэтому на смену им могут прийти биороботы – механизмы с искусственным интеллектом. 

Проект по созданию советского биоробота был запущен в 1958 году, всего спустя пять лет после смерти Сталина, в обстановке строжайшей секретности. Для реализации проекта была собрана внушительная команда, включившая в себя представителей самых разных профессий – от медиков и биологов до инженеров – специалистов по электронике. К запуску проекта советское руководство подтолкнул опыт ученого Владимира Демихова, который еще в 1950 году поразил весь мир, пересадив голову одной собаки другой собаке. 

Владимир Демихов еще в студенческие годы, во время учебы на физиологическом отделении биологического факультета МГУ в 1937 году, самостоятельно разработал и создал аппарат, который был прототипом искусственного сердца. Собака, на котором Демихов апробировал свой аппарат, прожила с искусственным сердцем почти два часа. 

В годы Великой Отечественной войны Демихов работал врачом-патологоанатомом. Можно себе представить, сколько страданий он насмотрелся в годы войны. И в это время лишь укрепилась его мечта – помочь умирающим людям, пересаживая им новые органы. 

В 1946-1950 гг. Владимир Демихов трудился в Институте экспериментальной и клинической хирургии. Он провел целый ряд уникальных операций, включая трансплантацию сердца, легких и печени, а в 1952 г. разработал метод коронарного шунтирования, благодаря использованию которого сегодня десятки тысяч больных сердечными заболеваниями людей остаются в живых.

В 1954 г. Демиховым была проведена уникальная операция по пересадке собачьей головы на тело другой собаки. Такая собака прожила два месяца. Позже он создал в своей лаборатории более двадцати двухголовых собак. И именно эти опыты Демихова легли в основу последующих изысканий по пересадке органов животным и человеку, по созданию искусственных органов, что имело не только медицинское и биологическое, но и военное (учитывая непростую военно-политическую обстановку в тогдашнем мире) значение. 

Поразительно, но Демихову так и не дали защитить диссертацию – то ли не поверили ему, то ли сочли его исследовательскую деятельность очень опасной. Научная работа Демихова «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте» статус защищенной диссертации не получила, но зато стала настоящим бестселлером в научной среде. Многие западные ученые впоследствии признавались, что очень многому научились у Демихова и не стесняясь называли советского биолога своим учителем. 

Среди тех ученых с мировым именем, кто почитал Владимира Петровича Демихова, был, к примеру, и южноафриканский хирург Кристиан Барнард. Именно он впервые пересадил человеческое сердце. Барнард дважды побывал в лаборатории Демихова и не уставал восхищаться грандиозными экспериментами советского биолога. 

Новый проект планировалось также реализовать, начав с экспериментов над животными. Ученые пытались ответить на вопрос, насколько подобные эксперименты могут быть безопасными для человека. Опыты ставили на мышах и крысах, затем было решено остановиться на собаках как на наиболее послушных животных, которых можно было легко дрессировать. Именно по этой причине проект был назван «Колли» — в честь знаменитых шотландских пастушеских овчарок. 

Следует отметить, что все сведения о данном проекте носят фрагментарный характер. По сути, в распоряжении общественности имеется лишь несколько статей в российской прессе, посвященных проекту «Колли». Каких-либо серьезных монографий или научных статей, в которых бы рассматривался данный проект, исследовалась бы его история, нет и не было. Тем не менее, сама версия существования данного проекта весьма интересная и вполне заслуживает того, чтобы ее изложить. 

Как мы уже отметили выше, работа над проектом «Колли» разворачивалась на рубеже 1950-х – 1960-х годов – в период максимально напряженных отношений между СССР и США. Карибский кризис, конфликты на Ближнем Востоке, война во Вьетнаме, боевые действия на Африканском континенте – все эти события свидетельствовали о том, что вот-вот – и война может начаться между США и НАТО с одной стороны и Советским Союзом и странами социалистического блока – с другой стороны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этот период и могли получить свое развитие многочисленные научные и околонаучные проекты, ориентированные на разработки нового оружия и всевозможных приспособлений, способных сыграть важную роль в предстоящем конфликте. 

Велись эти разработки в самых разных научно-исследовательских институтах, а контролировали их Министерство обороны СССР, Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР и, само собой, Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза. К участию в экспериментах привлекались специалисты самого разного профиля. 

В 1963 г. профессор В.Р. Лебедев был приглашен на специальное заседание, в котором участвовали представители ЦК КПСС и КГБ СССР. На этом заседании ученый выступил с очень интересной новаторской идеей – создать «автомат сохранения жизни». Разрабатывать и создавать аппарат предстояло в той же секретной лаборатории, где прежде проводились эксперименты над животными. В качестве объектов для экспериментов были выбраны собаки породы колли, поскольку они обладали малым весом в сочетании с развитым мозгом. 

Эксперимент позволил сохранить нейронную связь позвоночника, спинного мозга и головы, подключив к автомату сохранения жизни специальный насос, осуществляющий циркуляцию крови. Спустя непродолжительное время был разработан специальный костюм «Шторм». Фактически он представлял собой механического робота, управляемого от радиопульта. Управлять им мог как оператор, так и сама собака, подключенная через автомат сохранения жизни. При этом собакой управлял специально подготовленный специалист, который подавал собаке голосовые команды через громкоговоритель, установленный в костюме «Шторм». Первые испытания нового костюма были проведены на полигоне в Алабино. 

После успешных испытаний на специальном заводе были изготовлены специальные модули управления для костюма, в том числе силовые рычаги из титана. Сам корпус робота был изготовлен из бронированной легированной стали. Главной задачей было совместить малый вес, скорость и подвижность робота с его крепостью. В качестве элементов питания использовались ядерные батарейки, служившие пять лет и разрабатывавшиеся для нужд советской космонавтики. Внутри корпуса из-за этой батарейки был очень высок уровень радиации, поэтому подопытных собак меняли, как расходный материал, одну за другой.

Тут необходимо вспомнить и о том, в какое время проводились перечисленные эксперименты. Именно на рубеже 1950-х – 1960-х гг. резкий рывок вперед совершила отечественная космонавтика. И в развитии космической отрасли, в подготовке к первым полетам человека в космос не обошлось без экспериментов над животными. Сначала решили запустить в космос собак, специально отобранных по поручению главного конструктора Сергея Павловича Королева.

Подготовку собак к космическим полетам осуществляли на производственной базе Института медико-биологических проблем в Москве. И одной из самых сложных задач было обучение собак использованию туалета в космических условиях. Тем не менее, несколько собак все же были отобраны для последующих космических полетов. Сначала в космос на космическом аппарате «Спутник -5-1» 28 июля 1960 года отправились Лисичка и Чайка. Однако они погибли в результате аварии первой ступени космического аппарата. 

19 августа 1960 года в космос на корабле «Спутник-5» были запущены собаки Белка и Стрелка. Полет двух четвероногих космонавтов продолжался более 25 часов. За время полета собаки преодолели расстояние в 700 тыс. км. 



После приземления выяснилось, что собаки чувствуют себя удовлетворительно. Этот полет внес огромный вклад в подготовку к запуску в космос человека. Учеными было проведено множество исследований, позволяющих выявить влияние полетов в космос на состояние здоровья млекопитающего организма, установить влияние полетов на биохимические реакции и т.д. 

Интересно, что спустя несколько месяцев после полета Стрелка родила вполне здоровое потомство из шести щенков. Оба четвероногих космонавта продолжали жить при Государственном научно-исследовательском и испытательном институте авиационной и космической медицины, дожили до глубокой «собачьей» старости, а их чучела хранятся в Мемориальном музее космонавтики в Москве. 

Если собаки могли помочь человеку в освоении космоса, то что мешало использовать их для изучения возможности применения роботов на поле боя? Судя по всему, именно подобными соображениями руководствовались советские партийные и военные руководители, давая добро на эксперименты по созданию советского «биоробота». 

Вскоре после испытаний костюма «Шторм», прототипы биороботов начали поставлять в Советскую Армию, точнее – в специальные военные институты. В декабре 1968 года были проведены первые испытания биороботов с применением оружия и военной техники. Оператор, управлявший собакой, мог дать команду спуститься в глубокий водоем, отправиться в зону поражения снарядами противника и т.д. 

Костюм был полностью изолирован и защищен от любого внешнего воздействия. В свою очередь, биологические рефлексы собаки-мозга подавлялись через автомат сохранения жизни, который подмешивал специальные вещества в кровь животного через насос циркуляции крови.



Сохранилась даже фотография, на которой военные специалисты готовят робота к работе. Они облачают робота в специальные защитные чехлы. Внутри механизма уже находится собака, которую собираются использовать в качестве «биологической матрицы» механизма. Кто знает, к каким последствиям привело бы дальнейшее совершенствование костюма «Шторм»? 

Но затем эксперименты в сфере разработки советского биоробота были заброшены. В настоящее время судьба костюма «Шторм» неизвестна, лишь редкие публикации в отечественной прессе позволяют нам судить о том, насколько амбициозными в годы холодной войны были проекты советских ученых.
Автор:
Илья Полонский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх