На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го… (Часть_2)

Людей тех нет уже в помине

С тех пор прошел не день, не год

Но, говорят, еще поныне

В немецком городе Берлине

Их слава грозная живет…

Леонид Игнатенко

Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой является Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство своей личной причастности к великому подвигу человечества.

Рейхстаг в начале третьего тысячелетия…

Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага. Впоследствии они были названы автографами Победы. На Западе эти надписи известны в настоящее время, как «русские граффити». Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания. Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино-операторов. У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органической частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии. Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

Норман Фостер - всемирно известный британский архитектор, сохранивший для Истории автографы Победы...

Когда в ходе реставрационных работ в 1994 - 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в 1960-е годы, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество «русских граффити» (см. видеоролик: http://www.dctp.tv/filme/graffiti-im-reichstag/ ). Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом. Началась реставрация автографов Победы, которые очистили и защитили от внешних воздействий специальным высокопрочным прозрачным раствором.

1990-е годы. Реставрация надписей во время реконструкции Рейхстага...

Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка». Сохраненные надписи, общее количество которых, по данным немецких специалистов, составляет 715, располагаются в настоящее время на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла. Таким образом, многие надписи победителей вошли в историю Рейхстага, и начали жить самостоятельной жизнью, обессмертив фамилии их авторов. Законным основанием для этого послужили результаты голосования депутатов Бундестага Германии, проведенного в 2002 г. Решением большинства обнаруженные и реставрированные во время реконструкции здания надписи сохранены там навсегда. В назидание потомкам, как напоминание о тех ужасах, которые принес на нашу планету нацизм.

Открытая книга Истории...

Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи. Однако, это не так – опытному исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу. Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально подтвержденный результат. Не имея возможности издать мою книгу «АВТОГРАФЫ НА РЕЙХСТАГЕ», проект которой в мае 2017 г. завоевал Диплом 1-й степени на Международном интернет-конкурсе «Страница семейной славы», я решил ознакомить общественность с уникальными результатами моих исследований, а также родственников и земляков авторов автографов Победы, для которых сохранившиеся надписи особенно дороги, иным путем – через интернет. Для этого я подготовил цикл статей – оригинальных информационных блоков под общим названием «РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го…» (см. http://mirtesen.ru/people/587494781/blogposts), связанных общей идеей, внутренней логикой, а также местом расположения надписейв нишах, на стенах, в вестибюле, лестничном пролете. Все статьи цикла имеют единое вступление и окончание, и являются, по сути, самостоятельными статьями, которые, в случае необходимости, можно легко собрать в книгу, убрав повторяющиеся фрагменты. Документальные портреты воинов дополнены выдержками из наградных листов, фотографиями боевых действий их родов войск, а также, где это возможно, личными фотографиями авторов автографов Победы. Я уверен, что результаты моих многолетних научных исследований, выполненных на должном профессиональном уровне, (как следствие длительной работы в ЦАМО РФ – авт.), не затеряются, окажутся востребованными столь долго, сколько будут существовать сами надписи. Они окажутся полезными профессиональным историкам, путешественникам международных маршрутов, экскурсоводам Рейхстага, ежедневно объясняющим туристам происхождение «русских граффити», студентам вузов, а также всем, кому дорого героическое прошлое лучших граждан своего Отечества.

Основные биографические данные более 100 солдат и офицеров излагаются по определенной схеме – этих данных вполне достаточно для безошибочного опознания воинов всеми заинтересованными лицами, включая родственников.

Разумеется, как специалист по «русским граффити» в Рейхстаге, я прекрасно знаком с той большой научно-исследовательской работой, которую провела на рубеже ХХ и ХХІ веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс, на протяжении почти четверти века. Отдавая должное ее неоценимому вкладу в дело учета, изучения и сохранения автографов Победы, необходимо все же отметить, что в силу объективных причин, и определенных обстоятельств, возможности Карин Феликс в деле кардинального решения проблемы идентификации надписей были весьма ограниченными. Спасибо ей за преданность профессии, за все то, что она сумела сделать и сохранить! С фрагментом книги Карин Феликс «Когда история оживает» можно ознакомиться по электронной ссылке: http://divo.school619.ru/wp-content/uploads/2016/04/Broschüre-russisch.pdf

Карин Феликс - ведущий специалист Рейхстага по изучению "русских граффити".

По этическим соображениям, фрагменты с надписями, освещенные в книге Карин Феликс, я не исследовал. Я позволил себе лишь провести идентификацию надписей двух ветеранов, которые в начале 2000-х годов сами опознали свои надписи – Бориса Викторовича САПУНОВА и Бориса Леоновича ЗОЛОТАРЕВСКОГО, с целью более полного освещения их фронтовых биографий.

Примечание: фото, сделанные в Рейхстаге, взяты из интернета. Из-за многократного тиражирования фотографий в сети, установить их подлинное авторство не представляется возможным.

2. РЕЙСТАГ: надписи в нише «B»

* * *

Автограф: «Здесь были летчики, участвовавшие в налетах на Берлин – ШУМСКИЙ ПЕТР, АРТЕМЕНКО, АЛЕКСАШКИН и др.»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Авторы – летчики 93-го гвардейского штурмового авиационного полка (5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Украинский фронт):

- гв. старшина ШУМСКИЙ Петр Мефодиевич, 1923 г.р., 93 гв. ШАП, воздушный стрелок, украинец. Место рождения: с. Черныши (ныне Каневского района Черкасской области), Украинская ССР. * Призван в РККА в 1942 г. Ленинским РВК, г. Сталинград (ныне Волгоград), РСФСР;* *

- Герой Советского Союза гв. капитан АРТЕМЕНКО Анатолий Павлович, 1918 г.р., 93 гв. ШАП, командир эскадрильи, украинец. Место рождения: с. Старая Кантакузенка (ныне с. Прибужаны, Вознесенского района Николаевской области), Украина. Призван в РККА в 1940 г. Николаевским РВК, г. Николаев, Украинская ССР;

- Герой Советского Союза гв. ст. лейтенант АЛЕКСАШКИН Николай Федорович, 1922 г.р., 93 гв. ШАП, командир звена, русский. Место рождения: с. Данилово (ныне Рыбновского района Рязанской области), Россия. Призван в РККА в 1940 г. Свердловским РВК, г. Москва, РСФСР.

* Здесь и далее места рождения военнослужащих Красной Армии сверены и уточнены по наградной картотеке ЦАМО РФ.

** Здесь и далее места призыва военнослужащих в Красную Армию сверены и уточнены по справочнику: «СССР: АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК на 1 января 1941 года». М.,1941 г.

1990-е гг. Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.П. Артеменко.

«…Тов. Артеменко с июня 1943 г. произвел 159 успешных боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку войск противника. За произведенные 93 успешных боевых вылетов награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени. В результате бомбардировочно-штурмовых ударов лично уничтожил и повредил: танков – 40, автомашин – 60, полевых орудий – 20, бронемашин – 8, рассеял и частично уничтожил до 500 солдат и офицеров противника. При освобождении Донбасса, Запорожья, Апостолово, Никополя, Одессы, Западной Украины, Польши и перехода на немецкую территорию тов. Артеменко выполнял самые ответственные задания на штурмовку техники и живой силы, переправ противника. В ноябре 1943 г. противник пытался выйти в район Запорожья, но смелыми действиями штурмовиков, ведомыми тов. Артеменко в сложных метеоусловиях, атаки были отбиты. 30 декабря 1943 г., в районе Бобурки, у самолета тов. Артеменко был подбит мотор. Обладая хорошей техникой пилотирования, тов. Армеменко, планируя, довел самолет до своих войск, выпустил шасси и среди траншей отлично произвел посадку, не повредив самолет. При ликвидации Никопольского плацдарма противника перед ведущим была поставлена задача уничтожить переправу в районе г. Никополь. Тов. Артеменко с группой 4 ИЛ-2 принял решение раньше уничтожить прикрывающую зенитную артиллерию, где было до 6 батарей, и дать возможность второй группе уничтожить переправу. Группа Артеменко задачу выполнила – зенитная артиллерия была уничтожена, чем обеспечил возможность второй группе разбомбить переправу.

Тов. Артеменко, будучи ведущим группы 15 ИЛ-2, 10 мая 1944 г. произвел вылет в район Спея для отражения атаки танков противника. Группа над целью сделала 8 заходов. В результате, группой уничтожено и повреждено до 10 танков, 4 орудия самоходной артиллерии, рассеяно и частично уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Благодаря хорошей связи с рацией наведения на поле боя, группа задачу выполнила отлично и получила благодарность от командования наземных войск. 11 мая 1944 г. ведущий группы 12 ИЛ-2 тов. Артеменко получил задачу нанести удар по скоплению танков и живой силы противника в районе Шерпены. Подходя к цели, тов. Артеменко заметил 6 МЕ-109. Ведущий принял решение вступить в воздушный бой. Истребители противника боя не прияли и ушли на свою территорию. Группа пришла на цель, где сделала 6 заходов. В результате, группой уничтожено и повреждено: танков – 5, автомашин – 5, полевых орудий – 3, рассеяно и частично уничтожено до 40 солдат и офицеров противника. Группа задачу выполнила и без потерь вернулась на свой аэродром. 15 мая 1944 г. тов. Артеменко вылетел ведущим группы ИЛ-2 в район Кошницы для уничтожения техники и живой силы противника на левом берегу реки Днестр. Во время захода на цель тов. Артеменко заметил 6 Ю-87, идущих в этот же район бомбить наши войска. Тов. Артеменко по радиосвязи передал команду атаковать бомбардировщики противника. Группа на лобовых курсах открыла огонь. «Юнкерсы» от воздушного боя уклонились, сбросили бомбы на свои войска и в беспорядке ушли на свою территорию. Группа тов. Артеменко вновь встала в круг и продолжила уничтожать танки и пехоту противника, сделав над целью 9 заходов. В этот вылет группой было уничтожено до 5 танков, рассеяно и частично уничтожено до 50 солдат и офицеров противника.

15 июля 1944 г. тов. Артеменко, будучи ведущим группы 8 ИЛ-2, вылетел в район Тарнапул. При перелете линии фронта ведущий заметил сигналы наших наземных войск, указывающие в сторону противника. Ведущий развернул группу и увидел сосредоточение танков, бронетранспортеров, автомашин и живой силы противника, пытавшихся перейти в контратаку. Гвардии капитан Артеменко перестроил группу в круг и начал наносить бомбардировочно-штурмовые удары по врагу. Группа произвела над целью 8 заходов, уничтожив и повредив при этом: танков – 5, бронетранспортеров – 8, автомашин – 10, рассеяв и частично уничтожив до 80 солдат и офицеров противника. Контратака противника была отбита. 8 августа 1944 г. тов. Артеменко, будучи ведущим группы 4 ИЛ-2, вылетел на штурмовку противника на левом берегу реки Висла и переправы в районе Шишица. Выйдя в район цели, тов. Артеменко заметил, как из населенного пункта наши войска дают ракеты в западном направлении. Сделав холостой заход, рассмотрев цель, группа стала штурмовать танки и пехоту противника, пытавшиеся сбить наши войска с плацдарма. Во время штурмовки ведущий видел, как наши войска стали форсировать реку Висла. Когда у группы окончились боеприпасы, она, с целью морального воздействия, стала пикировать на противника, давая возможность нашим войскам переправиться через реку. Группа пробыла над целью 33 минуты. В сильном зенитном огне над целью сделала 12 заходов и ушла только тогда, когда было на исходе горючее, и без потерь вернулась на свой аэродром. Командующий 3-й армией за этот вылет объявил группе благодарность. Наземные войска подтвердили, что группа уничтожила: танков – 4, подавила все боевые средства и расстреляла до 200 солдат и офицеров противника.

18 февраля 1945 г. группа 10 ИЛ-2, во главе с ведущим гвардии капитаном Артеменко, под прикрытием 12 ЯК-1, в районе Бенау, с высоты 1200 – 100 метров сделала над целью 7 заходов по танкам противника. За этот вылет группой было уничтожено и повреждено: танков – 4, автомашин – 15, повозок с грузом – 30, рассеяно и частично уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Со станции наведения передали, что группа Артеменко над целью работала «отлично». 19 марта 1945 г., будучи ведущим группы 8 ИЛ-2, под прикрытием 4 ЛА-5, тов. Артеменко с высоты 500 – 50 метров в районе юго-западной окраины Розен (Германия) наносил бомбардировочные штурмовые удары по танкам, бронетранспортерам, автотранспорту, минометным батареям и живой силе противника. Группа над целью произвела 3 захода. В результате удара было уничтожено: танков – 3, бронетранспортеров – 1, автомашин – 1, минометов – 1, рассеяно и частично уничтожено до 20 солдат и офицеров противника. За отличную результативную боевую работу командующим 21-й армией и командованием 34-го гвардейского стрелкового корпуса всей группе была объявлена благодарность. За период работы командиром эскадрильи тов. Артеменко лично подготовил и ввел в строй 25 молодых летчиков. Эскадрилья под его руководством с марта 1944 г. произвела 1700 успешных боевых вылетов, потеряв при этом 2 экипажа. Тов. Артеменко дисциплинированный, волевой и энергичный командир. Среди личного состава полка пользуется любовью и авторитетом. За личную отвагу и героизм, проявленный в боях с немецкими захватчиками, за отличное руководство эскадрильей, и за произведенные 159 успешных боевых вылетов достоин награждения высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза». Командир 93-го гв. штурмового авиационного Рава-Русского ордена Богдана Хмельницкого полка Герой Советского Союза гв. подполковник Шумский. 22 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686046, д. 176, лл. 69 - 70.

1960-е гг. Герой Советского Союза полковник Н.Ф. Алексашкин.

«…Тов. Алексашкин с июля 1943 г. произвел 155 успешных боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы противника. За эти вылеты во время во время бомбардировочно-штурмовых ударов он 4 раза принимал участие в воздушных боях, 3 раза штурмовал вражеские аэродромы. На его счету 8 уничтоженных самолетов, 36 танков, 40 автомашин, 2 паровоза, 12 вагонов с грузом, разрушена переправа, подавлено 2 батареи зенитной артиллерии, 2 долговременные огневые точки, рассеяно и частично уничтожено до 500 солдат и офицеров противника. Тов. Алексашкин 2 раза был сбит над целью зенитной артиллерией и истребителями противника, но, несмотря на это, он по-прежнему смело и отважно работает над целью. За весь период боевых действий он из своей группы не потерял ни одного экипажа. Когда тов. Алексашкин вылетел штурмовать колонну автомашин в районе Чумаки – Китайгородка ведущим группы 8 ИЛ-2, группе преградила путь сплошная стена зенитного огня. Это не смутило ведущего, и он ввел свой самолет в крутое пикирование. В этот вылет группа уничтожила 10 автомашин, 5 повозок, рассеяла и частично уничтожила до 40 солдат и офицеров противника. Сам тов. Алексашкин в этом вылете уничтожил 3 автомашины, одну повозку и подавил огонь одного зенитного орудия.

28 февраля 1944 г. в районе Бобурка при штурмовке зенитных позиций, и несмотря на море зенитного огня, тов. Алексашкин с крутого пикирования прямым попаданием бомб уничтожил ДОТ противника и два орудия полевой артиллерии. Это дало возможность нашей пехоте продвинуться вперед. 12 марта 1944 г. он вылетел на разведку в район Давыдов Брод. Из этого района доставил командованию ценные сведения о противнике. Кроме того, парой самолетов ИЛ-2 уничтожил 5 автомашин и до 15 солдат и офицеров противника. 20 марта 1944 г. в составе группы вылетел на штурмовку автоколонны в район Николаевка. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, он перевел самолет в крутое пикирование и с первого же захода уничтожил 2 автомашины, а на втором заходе поджег две автомашины с грузом. 30 марта 1944 г. во время разведки у пункта Рауховка тов. Алексашкин неожиданно обнаружил аэродром противника и, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, принял смелое решение – штурмовать аэродром. В результате им было уничтожено 3 самолета типа Ю-52, и 3 самолета повреждено. Самолет тов. Алексашкина был поврежден зенитной артиллерией противника, но, несмотря на это, он довел свой самолет до аэродрома и мастерски произвел посадку. 9 апреля 1944 г. тов. Алексашкин с группой вылетел на станцию Пересыпь на штурмовку эшелонов противника. Группа при подходе к цели была встречена заградительным зенитным огнем, но, несмотря на это, тов. Алексашкин проявил над целью мужество и героизм – он снизился до бреющего полета и уничтожил 1 паровоз и 8 вагонов с боеприпасами. Вся группа уничтожила 2 паровоза, 30 вагонов и морской катер.

15 мая 1944 г. тов. Алексашкин произвел 2 вылета в район Пугачены на штурмовку танков. Район танкового соединения был особенно прикрыт зенитной артиллерией. Отсюда противник пытался нанести сильный удар по нашим войскам. За эти два вылета тов. Алексашкин уничтожил 3 танка, 4 автомашины и взорвал склад с боеприпасами. Группой было уничтожено 8 танков, 2 склада с боеприпасами, рассеяно и частично уничтожено до 50 солдат и офицеров. 25 августа 1944 г. из района Адамув наши войска обстреливали 2 тяжелых батареи противника. Тов. Алексашкин вылетел на подавление батарей противника. При подходе к цели по самолетам били орудия всех калибров, но это не смутило ведущего. Тов. Алексашкин прямым попаданием бомб уничтожил орудия, а на втором заходе уничтожил танк. Вся группа в этой штурмовке уничтожила 2 тяжелых орудия и 3 танка. Взорван склад с боеприпасами и создано 10 очагов пожара. В районе Старовесь тов. Алексашкин с группой штурмовал большую автоколонну противника. В сильном зенитном огне он пикировал до высоты 10 – 15 метров, в упор расстреливал вражескую технику и живую силу. В этот вылет он сжег 4 автомашины и 7 повозок с грузом. Вся группа уничтожила 15 автомашин, 25 повозок, рассеяла и частично уничтожила до 50 солдат и офицеров противника.

18 февраля 1945 г. тов. Алексашкин в качестве ведущего группы ИЛ-2 вылетел в район Неманау (Германия). В сплошном зенитном огне группа сделала 3 захода над целью. Всей группой было уничтожено 5 танков, 7 повозок с грузом, рассеяно и частично уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Самолет тов. Алексашкина был поврежден зенитной артиллерией, но, несмотря на это, он не ушел с цели, пока не выполнил задание. За период работы в должности командира звена его звено произвело 425 успешных боевых вылетов и выполняло самые сложные задания командования. Смелый и решительный командир, который является гордостью полка. Сам лично дисциплинирован, исполнителен.За пройденный боевой путь от Донбасса до Германии, за освобождение от немецких оккупантов Запорожья, Апостолово, Никополя, Одессы, Западной Украины, Польши, за личную отвагу и героизм, проявленный с немецко-фашистскими захватчиками, за произведенные 155 успешных боевых вылетов достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 93-го гв. штурмового авиационного Рава-Русского ордена Богдана Хмельницкого полка Герой Советского Союза гв. подполковник Шумский. 29 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686046, д. 176, лл. 210 - 211.

«…С 3 марта 1945 г. тов. Шумский произвел еще 21 успешный боевой вылет на штурмовку техники и живой силы противника. За эти вылеты уничтожил и повредил: автомашин – 1, повозок с грузом – 2, подавил огонь 1 зенитного орудия, рассеял и частично уничтожил до 25 солдат и офицеров противника. 25 апреля 1945 г. группа штурмовала автоколонну в районе Вцеварг. Несмотря на сильный зенитный огонь, тов. Шумский, используя благоприятное положение самолета, двумя короткими очередями зажег машину с грузом. 27 апреля 1945 г. в районе Вендиш – Бухгольц группу встретил сильный зенитный огонь. При пикировании на цель по самолету, где был стрелком тов. Шумский, било одно из орудий зенитной артиллерии. В момент выхода самолета из атаки снаряд попал в нижнюю часть фюзеляжа самолета и оглушил воздушного стрелка. Тов. Шумский не бросил своего пулемета и тремя точными очередями уничтожил прислугу орудия. За отличное выполнение заданий командования, за произведенные 21 успешный боевой вылет достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды. Командир 93-го гв. штурмового авиационного Рава-Русского ордена Богдана Хмельницкого полка Герой Советского Союза гв. подполковник Шумский. 3 апреля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1702, л. 52.

* * *

Автограф: «Слава штурмовикам! 1. мл. л-т ИВАНОВ Е. – Ленинград, 2. ефр. МАРИНЕНКО – Прилуки, 3. Мл. сер-т НАДТАФОВ – Баку, 4. сер-т ТАТАРКИН – Курск 5/V-45 г.»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Авторы – военнослужащие 14-го инженерно-аэродромного батальона (4-я Польская сводная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт):

- мл. лейтенант ИВАНОВ Евгений Иванович, 1918 г.р., 14 ИАБ, командир аэродромного взвода, русский. Место рождения: г. Петроград, РСФСР. Призван в РККА в 1938 г. Красногвардейским РВК, г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург), РСФСР;

- мл. сержант НАДТАФОВ (идентификация возможна только в ЦАМО РФ);

- красноармеец МАРИНЕНКО Николай Иванович, 1918 г.р., 14 ИАБ, красноармеец, украинец. Место рождения: не выяснено. Призван в РККА в 1940 г. Прилуцким РВК, г. Прилуки Черниговской области, Украинская ССР;

- сержант ТАТАРКИН Александр Петрович, 1914 г.р., 9-я подвижная авиационно-ремонтная база, токарь, русский. Место рождения: не выяснено. Призван в РККА в 1941 г. Грайворонским РВК (ныне Белгородской области), РСФСР.

«…Работая командиром взвода, тов. Иванов в период наступления сумел, благодаря правильному руководству взводом, добиться отличных результатов в выполнении боевых заданий командования. На аэродроме «Шнайдемюль» тов. Иванов со своими людьми за 35 часов произвел подрыв фугасных бомб, заделку воронок на полосах, подготовив этим аэродром к быстрейшему приему авиации. Тов. Иванов отличается личным мужеством. Под его руководством взято в плен в лесах в районе города Шнайдемюль 8 немецких солдат и 1 офицер. Благодаря умелому и самоотверженному руководству личным составом, взвод является организованным и хорошим подразделением, способным выполнять любые задания командования. Согласно приказу Верховного Главнокомандующего, тов. Иванову в период наступления было объявлено три благодарности. За самоотверженное руководство работами по строительству и восстановлению аэродромов для польской авиации в наступлении, за личное мужество достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды. Начальник оперативной группы ОАС ВВС при 4-й Польской САД инженер-капитан Лобанов. 24 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 5442, л. 27.

«… Работая рядовым бойцом на протяжении всего периода войны в батальоне на разных работах, тов. Мариненко со всеми порученными ему заданиями справлялся отлично. Производственные задания выполнял на 200 – 250 %. Тов. Мариненко энергичен, инициативен и смел. В период продвижения наших войск вперед на фронте он проявил исключительную самоотверженность в работе. Работая по 20 часов в сутки, тов. Мариненко выполнял задания на 300 % и больше. Своим самоотверженным трудом и личным примером он вовлекал весь личный состав на выполнение любого боевого задания. За проявленную самоотверженность в работе и выполнение норм на 300 %, особенно на объектах «Хворостув», «Вулька», «Подгороденьская» достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Командир 14-го ИАБ майор Ворона. 26 июля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6129, л. 135.

«…Тов. Татаркин требователен к себе и другим. Проявил себя в работе, как лучший токарь. Выполняет любые токарные работы. Изобретателен и находчив. Порученные задания выполняет отлично и быстро. В ряде случаев, за неимением инструмента, делает его сам, но работу не задерживает. В ПАРМ-1 работает с 1941 г. С его участием отремонтировано восстановительным ремонтом – 50 самолетов, аварийным – 60 самолетов, и мелким – 800 самолетов. Кроме своей токарной работы выполняет на «отлично» и слесарные работы. За хорошую работу имеет ряд благодарностей. За отличный и своевременный ремонт боевых самолетов достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Командир 9 ПАРБ инженер-капитан Карасев. 3 октября 1943 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 2632, л. 325.

* * *

Автограф: «Здесь были Краснознаменцы, Познанские связисты л-т ДЬЯКОВ, л-т РАКИТАНСКИЙ»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Авторы – военнослужащие 5-го отдельного батальона восстановления железнодорожной связи (5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада, 1-й Белорусский фронт):

- лейтенант ДЬЯКОВ Василий Петрович, 1917 г.р., 5 –й ОБВЖС, 5-я ЖДБр, помощник командира роты по технической части, русский. Место рождения: не выяснено. Военкомат призыва неизвестный (с 1938 г. кадровый военнослужащий РККА);

- мл. лейтенант РАКИТАНСКИЙ Николай Михайлович, 1917 г.р., 5 ОБВЖС, 5-я ЖДБр, командир взвода восстановления линии связи, русский. Место рождения: не выяснено. Призван в 1939 г. Курганским РВК Челябинской области, РСФСР.

«…Лейтенант Дьяков хороший организатор восстановительных работ. Хорошо подготовил личный состав роты к восстановительным работам ж.-д. участка Демблин-Радом (Польша). С 17 по 22 января 1945 г. лейтенант дьяков отлично организовал восстановление связи на ж.-д. участке с. Горбатка-ст. Радом ж.-д. линии Демблин-Радом (Польша). Недостачи телеграфных столбов грозили срыву восстановления связи в срок. Лейтенант дьяков проявил инициативу и устранил эту опасность, заготовив столбы на месте. Благодаря самоотверженному труду и проявленной лейтенантом Дьяковым инициативе, рота выполнила приказ-задание по восстановлению связи на 4 суток раньше установленного срока. За самоотверженный труд, за восстановление связи ранее установленного срока лейтенант Дьяков достоин награждения правительственной наградой – орденом Отечественной войны 2-й степени. Командир 5-й ЖДБр полковник Яцыно. 25 января 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 2019, л. 41.

«…Тов. Ракитанский по деловому толково берется за порученный ему участок работы, за что пользуется большим авторитетом и уважением среди своих подчиненных. Командуя взводом восстановления линии связи, сам является хорошим специалистом. Подготовил и организовал взвод для выполнения поставленных командованием задач. Тов. Ракитанский любит свою специальность и выполняет задания командования, не считаясь ни со временем, ни с усталостью. В 1942 г., находясь на участке Косторная-Старый Оскол, за досрочное выполнение задания по восстановлению связи на этом участке был награжден медалью «За отвагу». С началом наступления наших войск на Ковель-Брест, Ковель-Люблин, как офицер, хорошо овладевший своей специальностью, ставился со взводом на ответственный участок по восстановлению ж. д. связи и с честью справился с заданием. Находясь с взводом на восстановлении связи на участке Ковель-Люблин, сумел мобилизовать и организовать местное гражданское население на выполнение поставленной перед взводом задачи, чем обеспечил досрочное, на три дня, выполнение приказа. Ежедневно восстанавливал по 3 – 3,5 км полностью разрушенной противником линии связи, в 7 проводов, и выполнил все работы с хорошим качеством. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, тов. Ракитанский достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 5-й ЖДБр полковник Яцыно. 2 августа 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 828, л. 240.

* * *

Автограф: «Днепропетровск – В.Я. ДУХИН. 8.5.45»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: старшина ДУХИН Валентин Яковлевич, 1914 г.р., 37-й отдельный автотранспортный батальон (28-я армия, 1-й Украинский фронт), командир автомобильного отделения, еврей. Место рождения: г. Черкассы (ныне Черкасской области), Украина. Призван в РККА в 1941 г. Красногвардейским РВК, г. Днепропетровск, Украинская ССР.

«…Тов. Духин за время работы в 37 ОАТБ показал себя дисциплинированным, исполнительным, требовательным к себе и подчиненным. Тов. Духин повседневно занимается воспитанием водительского состава отделения, правильно нацеливает его на выполнение боевых заданий командования. Умелой требовательностью и личным примером, знанием техники тов. Духин добился 94 % технической готовности автомашин отделения за январь 1945 г. и занимает первое место в батальоне по этому показателю. Работая над выполнением боевых заданий командования, систематически показывает образцы своевременной доставки боеприпасов, и других видов грузов, необходимых для боя и жизни войск армии. Аварий и поломок автомобилей в отделении тов. Духина нет. За образцовую работу, высокую техническую готовность автомашин отделения, и образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками тов. Духин достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 37 ОАТБ майор Мацкевич. 28 января 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 5109, л. 94.

* * *

Автограф: «КАРНИКОЛА Сергей. 13.5.45»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: рядовой КАРНИКОЛА Сергей Иванович, 1917 г.р. Эвакогоспиталь № 1243 (77-й фронтовой эвакопункт, 2-й Белорусский фронт), санитар, грек. Место рождения: г. Симферополь, Крым, Россия. Призван в РККА в 1941 г. Севастопольским РВК Крымской АССР, РСФСР.

«…Тов. Карникола работает в госпитале в должности санитара одного из медицинских отделений. Образцово обслуживает раненых. От раненых имеет ряд благодарностей. На его посту нет недовольства, всегда наведен порядок. Кроме своей работы он является художественным руководителем. Хорошо поставил работу по организации художественной самодеятельности в клубе. Сам принимает активное участие. Умело обслуживает раненых художественными выступлениями во время массовых потоков приема раненых. За хорошую работу имеет ряд благодарностей от командования госпиталя. Заслуживает присвоения правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Начальник эвакогоспиталя ЭГ № 1243 подполковник медицинской службы Дейчман.10 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 5380, л. 255.

* * *

Автограф: «ПЕРЕЛЬ – Одесса»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: ПЕРЕЛЬ Наум Шабсович, 1914 г.р. (без в/звания), 37-й военно-строительный отряд (13-е управление военно-полевого строительства, 23-е управление оборонительного строительства РГК, 1-й Украинский фронт), партийный организатор, еврей. Место рождения: с. Клиницы (ныне Волочисского района Хмельницкой обласим), Украина. Призван в РККА в 1941 г. Ворошиловским РВК, г. Одесса, Украинская ССР.

«…Тов. Перель работал на строительстве 60-тонного моста через реку Днестр в районе с. Четечко. Был прикреплен к двум взводам, один из которых занимался заготовкой элементов моста и конструкций, а второй взвод – установкой и креплением опор. Проявляя большую инициативу в политико-моральном воспитании, добился сознательной, инициативной работы бойцов. Работал сам по 16 – 18 часов в сутки, не считаясь с трудностями и опасностью со стороны вражеской авиации. Добился систематического ежедневного выполнения задания на 185 – 245 %. Все вышеуказанное способствовало досрочному и качественному строительству моста, которое было закончено на три дня раньше установленного срока. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Начальник 13 УВПС подполковник Каневский. 29 мая 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 4094, л. 374.

* * *

Автограф: «14.5.45 РОМАНЧУК А. Иг.»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: сержант РОМАНЧУК Андрей Игнатович, 1918 г.р., 363-й артиллерийский полк (130-я стрелковая дивизия, 128-й стрелковый корпус, 28-я армия, 1-й Украинский фронт), командир орудия, украинец. Место рождения: с. Бараши (ныне Эмильчинского района Житомирской области), Украина. Призван в 1939 г. Барашивским РВК Житомирской области, Украинская ССР.

«…Командир орудия 2-й батареи сержант Романчук 29 апреля 1945 г. в бою по уничтожению окруженного противника южнее населенного пункта Шперенберг, юго-восточнее Берлина, выдвинул свое орудие в засаду на опушку рощи. Когда противник силами до роты пехоты под покровом темноты сделал попытку просочиться через наши боевые порядки, тов. Романчук подпустил немецкую пехоту на расстояние 100 метров к орудию и в упор открыл беглый огонь, насквозь простреливая снарядами идущую колонну. Попытка прорыва немцев была предотвращена. Перед стволом орудия остались 43 трупа немецких солдат и офицеров. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 363 АП гв. подполковник Пустовой. 5 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 68, л. 189.

* * *

Автограф: «ТАРАБУРИН – Горький»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: красноармеец ТАРАБУРИН Клавдий Иванович, 1911 г.р., 462-й отдельный автотранспортный батальон (49-я армия, 2-й Белорусский фронт), водитель, русский. Место рождения: с. Рождествено (ныне Большемурашкинского района Нижегородской области), Россия. Призван в 1941 г. Сталинским РВК, г. Горький, РСФСР.

«…Тов. Тарабурин прибыл в 462-й ОАТБ 17.07.1941 г. За время пребывания в автобате он проявил себя дисциплинированным и отличным водителем. Работая на своей машине, с первых дней Отечественной войны он наездил на ней без единой аварии 151 000 км, сэкономив при этом 975 кг бензина. Умело сберегая материальную часть и мастерски владея вождением, он сумел сохранить машину в отличном состоянии. В нынешней наступательной операции, работая главным образом по доставке боеприпасов, при разгрузке в 540-м минометном полку 21.01.1945 г. попал под обстрел. Несмотря на сильный минометный обстрел противника, он геройски выполнил свой долг: вывел из-под огня свою машину, затем машину раненого товарища, уложив последнего на крыло. Тов. Тарабурин неустанно работает по доставке боеприпасов из Унислава и Максталя на армейские склады, и за весь период зимнего наступления его машина не имела ни единого случая простоя в ремонте, систематически работая по 20 часов в сутки. Его работу высоко оценил Военный совет 49-й армии, и в июле 1944 г. наградил орденом Красной Звезды. За отличное выполнение заданий командования тов. Тарабурин имеет 14 благодарностей и награжден нагрудным знаком «Отличный шофер». Своей работой в зимнем наступлении и геройским подвигом по по спасению автомашин и раненого товарища засуживает правительственной награды – медали «За отвагу». Командир 462 ОАТБ капитан Антонов. 11 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 687572, д. 1474, л. 40.

* * *

Автограф: «УРАЙЧИК Г.Г.»

Место нахождения: 1-я надпись: уровень Пленарного зала, ниша «В»,

2-я надпись: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: старшина УРАЙЧИК Герасим Гаврилович, 1911 г.р., 407-я отдельная кабельно-шестовая рота связи (1-й Белорусский фронт), командир отделения, украинец. Место рождения: с. Рубцы (ныне Краснолиманского района Донецкой области), Украина. Призван в 1941 г. Краматорским РВК Сталинской области (ныне Донецкой), Украинская ССР.

«…Старшина Урайчик Герасим Гаврилович в должности командира отделения со дня формирования роты (9-5-42 г.). За весь период Великой Отечественной войны старшина Урайчик по знанию дела и выполнению боевых заданий служит примером для всего сержантского состава роты. Несмотря на частые перемещения командного пункта и стремительного продвижения войск правого крыла 1-го Белорусского фронта, он содействовал своим героическим трудом, сочетаемым с умением и находчивостью, своевременной подготовке перехода ВПУ № 2. Преодолевая заболоченные участки, зачастую по пояс в воде и грязи, через кустарники и овраги наводились шестовые линии точно в срок, и досрочно. В районе Жлобина 40-километровая линия была построена по болотистой местности в срок, при активной работе отделения старшины Урайчика. Последующие боевые задания в районах Бобруйск, Барановичи, Милавиды также успешно выполнялись им. Все это способствовало выполнению всех боевых заданий части. Работая одновременно парторгом роты, всю партийно-политическую работу проводит на обеспечение выполнения заданий командования. Правильно воспитывает агитаторов, умеет задушевно беседовать с отдельным бойцом, выявлять их нужды и запросы, и потому проводимая им партийно-политическая работа действительна. По собственной инициативе организовал уголок, где сосредоточена литература, боевые листки и где проводят свободное время бойцы и офицеры. За образцовое выполнение боевых заданий, за хорошую постановку партийно-политической работы и воспитание бойцов в духе ненависти к врагам, что сделало часть организованной и боеспособной, заслуживает правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 407-й ОКШР капитан Омельяненко. 14 августа 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1391, л. 25.

* * *

Автограф: «БССР. ФЕДОРИСТОВ, Д.ФЕДОРИСТОВ»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: сержант ФЕДОРИСТОВ Дмитрий Гаврилович, 1907 г.р., 261-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон автомобилей (3-я армия, 1-й Белорусский фронт), обойщик кабин, белорус. Место рождения: с. Забичанье (ныне Костюковичского района Могилевской области), Белоруссия. Призван в РККА Костюковичским РВК, Могилевская область, Белорусская ССР.

9 мая 1945 г. Сержант Д.Г. ФЕДОРИСТОВ

Надпись Федористова Д.Г. на обратной стороне фото.

«…Сержант Федористов Дмитрий Гаврилович работает обойщиком кабин. К работе относится добросовестно. Производственные задания ежемесячно перевыполняет с хорошим качеством произведенных работ. За сентябрь месяц 1944 г. отремонтировано 14 кабин, вместо 11 по норме, задание выполнено на 12,7 %. За октябрь месяц отремонтировано 15 кабин, задание выполнено на 136 %. Дисциплинирован. Любые задания командования выполняет точно. Требователен к себе. Работает, не считаясь со временем. На фронтах Отечественной войны участвует с сентября 1943 г., в боях за Родину имеет два легких ранения. Достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Командир 261-го ОРВБА инженер-майор Ивахнюк. 15 ноября 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5767, л. 180.

* * *

Автограф: «ЧЕКАНОВ Иван Иосифович. От Сталинграда до Берлина»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «В».

Автор: ст. сержант ЧЕКАНОВ Иван Иосифович, 1926 г.р., 702-й батальон аэродромного обслуживания (56-й район авиационного базирования, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), начальник прожекторной станции, русский. Место рождения: с. Айшан (ныне Куйтунского района Иркутской области), РСФСР. Призван в РККА Куйтунским РВК, РСФСР.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 44677, д. 324, л. 306.

Идентификация сохранившихся на стенах Рейхстага надписей коренным образом меняет их общественный статус, поскольку после положительной идентификации более сотни автографов Победы превратились из «русских граффити» в «русские автографы Победы», оставленные на стенах Рейхстага конкретными людьми – участниками боевых действий, каждый из которых имел воинское звание, фамилию, имя и отчество, и – одну, неповторимую жизнь! К их памяти всем нам необходимо относиться с должным уважением, независимо от национальности, вероисповедания, политических, и иных убеждений. Поставив победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., эти люди – солдаты и офицеры многонациональной Красной Армии, армий союзников, так же, как и их автографы – навсегда стали олицетворением совместного подвига народов мира во имя победы над нацизмом.

Об авторе:

Леонид Александрович Игнатенко родился в 1949 г. в с. Цеткино Никопольского района, Днепропетровской области, Украина. В 1970 г. окончил Харьковский автотранспортный техникум им. С. Орджоникидзе. В 1970-1972 гг. проходил службу в Советской Армии. После окончания Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в 1978 г. (РУДН, г. Москва), несколько лет работал учителем средней школы в республике Замбия, Центральная Африка, затем в г. Никополе, Украина. С 1992 по 2016 гг. работал на Никопольском заводе ферросплавов – плавильщиком, корреспондентом заводской газеты «Электрометаллург», возглавлял заводскую группу «Поиск» на общественных началах. В 1993 г. по результатам его научно-поисковой работы (идентификации) на Никопольщине был возведен мемориальный комплекс «Высота 167,3 «Могила Нечаева», увековечивший более 1400 ранее неизвестных имен воинов 8-й гвардейской армии – освободителей Украины, павших в боях с немецко-нацистскими оккупантами в 1943-1944 гг. Выявил, и документально доказал факт существования единственного в истории мировой авиации «двойного огненного тарана», совершенного советскими летчиками-истребителями на Южном фронте в 1941 г. (см. http://history.milportal.ru/2015/08/dvojnoj-ognennyj-taran ). Указом Президента Украины № 425 от 11.06.2001 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в поисковой работе, Л.А. Игнатенко был награжден орденом Украины «За заслуги» 3-й степени. Имеет ряд благодарностей от Совета ветеранов 8-й гвардейской армии. Трудоемкая, но успешная многолетняя работа по идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей воинов Красной Армии потребовала от автора максимальной мобилизации его научно-исследовательских навыков, творческих сил, знаний и жизненного опыта. В период 1989 – 2009 гг. исследователь совершил 24 творческие поездки в Центральный архив Министерства обороны РФ (г. Подольск Московской области, Россия). В 2016 г. руководством Никопольского завода ферросплавов был представлен к почетному званию «Почетный гражданин г. Никополя».

Леонид Александрович ИГНАТЕНКО, краевед, магистр, выпускник Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы 1978 г.

г. Никополь, Украина.

E-mail: ignatenko1949@mail.ru

Картина дня

наверх