При благоустройстве ВДНХ обнаружили масштабный горельеф Евгения Вучетича
Беспрецедентный по масштабам ремонт павильонов ВДНХ возвращает нашим памятникам не только исторических облик, но и художественное содержание. В ходе ремонтных и противоаварийных работ выявляются уникальные детали интерьера и произведения искусства, которые были сокрыты от человека на протяжении нескольких десятилетий! Знаковым открытием на днях стал легендарный горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!». В 1954 году он украсил зал «СССР в борьбе за мир во всем мире» павильона №1 «Центральный».
Ремонт и благоустройство главной Выставки страны, стартовавшие в апреле 2014 года, охватывают все исторические объекты ВДНХ. Сегодня городским службам предстоит вести сложные работы практически одновременно на 118 объектах. В основном это работы на фасадах и кровлях павильонов, устранение аварийных ситуаций и консервация декоративных элементов, которые могут быть утрачены.
Горельеф был найден, когда с внутренних стен здания были сняты фанерные щиты, которые и скрывали забытые детали интерьера. Он был создан великим скульптором к открытию павильона в 1954 году.
Находка располагается в девятом зале, который носил название «СССР в борьбе за мир во всем мире». Общая площадь скульптурного произведения составляет 90 квадратных метров. Здесь изображены люди разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи — высотки главного корпуса МГУ, Шуховской башни и Днепрогэса.
В центре на фоне развевающегося знамени с портретами Ленина, Энгельса и Маркса расположены фигуры рабочего и колхозницы с ребенком на руках. Горельеф выполнен в гипсе и тонирован под бронзу. В 1956 году в связи с развенчанием культа личности Сталина в произведение искусства были внесены изменения: на большом знамени замазали профиль «вождя народов».
До смены экспозиции Главного павильона в 1967 году шедевр Вучетича являлся одним из ключевых экспонатов, но позже был скрыт, так как не отвечал новым требованиям советской эстетики. В 1990-е гг., когда павильон №1 превратился в неопрятный торговый комплекс, горельеф был окончательно скрыт листами фанеры. Предположительно, именно тогда появились первые повреждения: царапины, сколы деталей (головы и руки людей, верхушки знамен). Конечно, некоторые элементы горельефа пострадали в период новой истории Выставки – из-за отсутствия надлежащего ухода.
Тем не менее, монументальная композиция сохранилась в хорошем состоянии. Пока принято решение оставить горельеф в том виде, в котором он был обнаружен. 1 августа шедевр Вучетича смогут увидеть все гости главной Выставки страны. Юбилейная экспозиция в павильоне №1 «Центральный» продолжит работу до конца декабря. В 2015 году в Главном павильоне планируется начать масштабные реставрационные работы. В связи с этим компетентные реставраторы изучат горельеф и решат его судьбу: оставлять произведение искусства в нынешнем виде или подвергнуть научной реставрации.
Горельеф сейчас
Горельеф во времена СССР.