На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко.

Рассказывая о этом удивительном человеке я начну очень из далека и на первый взгляд вам возможно будет непонятно почему я поступаю именно так, но все прояснится в свое время...

Мне нравится одно старое определение термина демократия.

Какое?

"Демократия - это когда у каждого свободного будет минимум два раба..." Приписывается Аристотелю.

Почему я затрагиваю эту тему? Дело в том что современные либерал - демократы, те кого с чистой совестью можно назвать врагами народа, стремятся всячески опорочить как самого Макаренко, так и его методы воспитания. Если же они не могут по каким -то объективным или субъективным причинам это сделать , и признают его достижения, то спешат рассказать о кровавом тиране Сталине - пожирателе младенцев и варварской отсталой убогой стране СССР, где лишь благодаря божественному провидению и личному заступничеству богоматери выжил и смог работать этот невероятный Учитель.

Эти предатели своей родины стремятся очернить и опорочить все к чему прикасаются и чтобы развенчать их подлые попытки или как минимум дать альтернативную точку зрения пишу эту скромную статью о настоящем человеке и великом учителе Антоне Семеновиче Макаренко.

Кто же это? МАКАРЕНКО, АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888–1939), русский прозаик, публицист, педагог. Сухие строчки совершенно не отражающие суть его невероятных достижений. К тому же порой историк, который знает факты его жизни пишет настолько чудовищно неудобоваримым языком, что только истинный стоик сможет осилить его труды.

Увы, для многих современных представителей человеческого племени фамилия Макаренко пустой звук. Хотя на основе его педагогического опыта построены множество успешных западных систем обучения и управления крупными предприятиями и корпорациями.

А его литературные произведения переведены почти на все языки народов мира, и главный труд – «Педагогическую поэму» вышедший из издательства в 1935– сравнивают с лучшими романами посвященными воспитанию Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Эта его Книга одна из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века, разве это не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

В Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета.

Кстати ГДР также не забывала о его методе воспитания и недаром Kinderheim A. S. Makarenko — крупнейший детский дом страны, существовавший с 1953 по 1998, носил в Берлине имя Учителя.

(Возникает вопрос: сам дом переименовали, перевели в другое место, детишек раздали в семьи, в том числе нетрадиционной ориентации или что похуже учудили наши демократические партнеры?)

При всем при этом когда к 105 -летию "Педагогическую поэму" выпустили в современной России тиражом в жалких 10000 экземпляров, то не смогли распродать...

Напомню, что в СССР книги Макаренко выпускались несколько раз, в том числе и собрания сочинений в 8 и 7 томах общим тиражом свыше 2 миллионов экземпляров!

Трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, малолетних бандитов и убийц, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Добавлю историю о современных малолетних убийцах. После 2010 года в одном небольшом городке в 250 тысяч жителей появилась банда беспризорников. Подумаешь скажите вы? У нас в каждом городе такие... Только конкретно эта прославилась тем, что убила до десятка пьяных взрослых мужчин, которых детишки забивали палками насмерть, чтобы после вывернуть карманы. Младшему убийце было всего 7( семь) лет, а главарю 12...

Кстати в СССР в 20 -е годы смертная казнь была с 12 лет...

Еще подборка фактов о беспризорности в мире:

На территории России сейчас согласно: Докладу «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2009 года, известно что в 2009 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13’500 беспризорных и безнадзорных детей.

Считается, что беспризорных около 5 тысяч человек, да именно тысяч, а не миллионов, как любят заявлять "любимые либералы".

В детских домах и интернатах на 2015 год 72 тысячи детей.

Трудных подростков (безнадзорных) около 4 миллионов.

Согласно официальной статистике в Украине сегодня насчитывается более 30-ти тысяч беспризорных детей.

В США в 2014 году 186 тысяч детей живут в приютах, 80 тысяч — в гостиницах. 42 тысячи детей проживают в условиях, которые американским законодательством определены как не предназначенные для проживания — это парки, заброшенные здания и трейлеры.

Германия:1500-2000 детей являются беспризорниками.

После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в СССР исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства.

Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко - допускает жесткие средства влияния и убеждения, которые не приемлемы для современной "гуманистической" педагогики и кроме того самоуправление...

"Ребёнка ударить можно, унизить нельзя". А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии в простой рабочей семье, где отец был маляром в железнодорожных мастерских. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает учиться в Белопольскую школу. В детстве Макаренко постоянно болел. Лечили его дома рыбьим жиром и йодоформом, поэтому в квартире постоянно стоял тяжёлый запах лекарств. "Его младенческие и детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий, - вспоминал брат Виталий. - Не успевал прорвать флюс, как на глазу выскакивал ячмень, проходил ячмень - начинался карбункул… Антон всё время с перекошенной физиономией, с повязкой на щеке или на шее, с ушами, заткнутыми ватой, сидел над кастрюлей горячей воды. Чтобы скрыть шрамы на шее от карбункулов, он носил или очень высокие воротники, или русские рубашки. Много горя также причинял Антону хронический насморк. Нос у него всегда был слегка распухший и красноватый, а в сырую и холодную погоду делался густо пунцовым, что его печалило ужасно". Одноклассники над Макаренко издевались. Могли привязать что-нибудь к его ноге, или специально вырыть яму, чтобы потом его туда спихнуть. К тому же, будущий педагог постоянно влюблялся в недоступных красавиц, и каждый раз тяжело и долго переживал отказ. Он считал, что Бога нет, жизнь бессмысленна, абсурдна и до ужаса жестока, а рожать детей — преступно. Он клялся, что никогда не женится и не заведет детей, ведь никто так не портит детей, как мать и отец, ничего не знающие о воспитании...

По окончании школы он поступил в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель – Антон Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института. ..

В это же время была его первая литературная попытка...Максиму Горькому в 1914 он отослал на отзыв свой первый рассказ "Глупый день", а с 1925 состоял с ним в переписке. (Нужно признать что рассказ был раскритикован с советом не писать более). Не смотря на это Макаренко и Горький были друзьями до самой смерти Алексея Максимовича Пешкова.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода он был на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. (Близорукость - это очень скромно сказано , без очков он был совершенно беспощен... ) Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости в 1917 с золотой медалью написав выпускное сочинение:" Кризис современной педагогики". В 1917-1919г.г. заведовал школой в Крюкове посаде Кременчугского уезда и работал инспектором Высшего начального училища в том же городе, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в селе Ковалевка колонию для несовершеннолетних преступников. Именно здесь он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стал известным во всей стране. Первые идеи появились у него в школе, где он работал до революции, и после в 1920 году в трудовой колонии им. Горького под Полтавой.

Когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с малолетними бандитами, былой опыт мало чем мог помочь: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

Но наступил момент и начерно была создана система воспитания , которая была невероятно успешной.

Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенному убеждению врожденной предрасположенности человека к добру или злу, исходил из принципа правильного воспитания как главного условия для создания достойного человека. Доказывать это он начал в полуразрушенных зданиях в колонии имени Горького ,

а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре просто немыслимые успехи Учителя вызывали зависть и недоверие. А были основаны на использовании воспитательного эффекта коллектива, сочетании школьного обучения с трудом, не из под палки, а в удовольствие, объединении доверия и требовательности, а кроме того самоуправлении колонии, которое осуществляли дети, это была самая настоящая республика с собственной конституцией, где исполнялись мечты...

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта... Но в "Педагогической поэме" описана ситуация, когда он ударил воспитанника Задорова. Это было в самом начале его работы в Горьковской колонии. Макаренко предложил воспитаннику нарубить дров, чтобы можно было приготовить для всех детей обед на что тот ответил с издевкой и насмешками. Учитель не выдержал и от души врезал ему. А после пошел вместе с ним и другими вооруженными топорами бандитами- воспитанниками рубить в лесу дрова... А Задоров, подойдя рассмеялся и сказал: "Здорово, что ты мне по морде съездил!". Больше такого никогда не повторялось, однако и этого эпизода оказалось достаточно, чтобы разозлить Надежду Константиновну Крупскую. Как вы могли! Это же дети! И она написала разгромную статью о методах воспитания Макаренко...

В связи с нападками со стороны "педагогической общественности", основой которых были консерватизм и обыкновенная зависть менее удачливых коллег, после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы.

Но в 1928 его приняло на работу "кровожадное" НКВД, где он работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. Между прочим приняло на работу при том, что его брат жил в это время в Париже и был деникинским контрразведчиком, а в свое время комендантом города Крюков. И главное Макаренко продолжал переписываться со своим братом...

Тогда же Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, сказал в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

С 1928 Макаренко работает над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль (около 5 миллионов рублей!), и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1

Чтобы было понятнее поясню, представьте себе, что малолетние преступники на первоспитании в колонии организовали бы сейчас производство космических спутников и робототехники или как минимум цикл производства компьютеров, по тем временам производство фотоаппарата было настолько же сложным и передовым.

В 1932 Макаренко опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение Марш 30 года – цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в особой свойственной ему документально-«кинематографической», неявно-наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному «смягчающему» способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа.

С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Занимался литературной работой и чтением лекций на педагогические темы для учителей, родителей и общественности.

Макаренко оставил богатое педагогическое наследие, написал более 150 произведений (романы, повести, сценарии, научно-педагогические статьи). Наиболее известными являются “Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса” и др.

Развивая учение о цели воспитания, Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческой личности, которая охватывает всю суть существования (внешнее поведение, внутренние убеждения, гражданское и политическое воспитание и знания).

Исходя из условий времени и будучи его продуктом, Макаренко целью воспитания считал подготовку культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, как минимум среднюю квалификацию, быть дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести, подкованным в политических вопросах, быть хозяином и организатором, уметь подчинять и подчиняться.

Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Приказ о награждении подписал лично И. В. Сталин.

Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко ехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько минут Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы...

JeTeRaconte

Картина дня

наверх