На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

Побег из СССР на "кукурузнике"

Авиационное происшествие, случившееся 27 мая 1987 года, когда бывший пилот Роман Свистунов сбежал в Швецию на сельскохозяйственном самолёте Ан-2Р.

Роману Свистунову было 24 года , жил в Николаеве (Украинской ССР), женат, двое детей, но уже проживал отдельно от семьи. В прошлом служил лейтенантом, но был уволен в запас, после чего пришёл в гражданскую авиацию, где работал пилотом сельскохозяйственных самолётов.

Как позже рассказал Свистунов, будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Также влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому примерно в 1984 году Роману пришла идея бежать за «Железный занавес». За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. Возможно, в этот период Свистунов, притворяясь механиком, сумел сдружиться и с работниками аэродрома.

 
Роман Свистунов в 1987 году
Роман Свистунов в 1987 году

В ночь с 26 на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом — сторожем лётного поля — распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолёта, пробрался на аэродром, где залез в пустующий сельскохозяйственный Ан-2Р борт 70501 и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружьё, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий, так как понимал, что сторож не станет стрелять в друга. В 05:10 борт 70501 поднялся в воздух и направился в сторону моря.

Свистунов был не первым, кто догадался бежать из СССР в Швецию на сельскохозяйственном самолёте: ровно 4 годами ранее, 27 мая 1983 года, пилот Ванагс из Риги, являвшийся командиром звена, также угнал Ан-2 и долетел на нём до Готланда. Шведские власти вернули самолёт, но лётчик получил политическое убежище. Чтобы предупредить подобные попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолётов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило. Полёт над Балтийским морем длился более двух часов, за которые «кукурузник» преодолел около 350 км. В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель борта 70501 стал работать с перебоями, а затем и вовсе остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду. Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолёт, следующий к Швеции. На его перехват были отправлены два реактивных самолёта, но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд и вскоре затонул на глубине четырех метров. Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал пилот вертолёта, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолёта близ берега. На вертолёте Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища.

 
Угнанный Ан-2Р борт СССР-70501 в музее обороны Готланда
Угнанный Ан-2Р борт СССР-70501 в музее обороны Готланда

Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинён в угоне самолета, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолёт. В тот же день (28 мая) информацию об обвинении угонщику с требованием его экстрадиции в Советский Союз опубликовал ТАСС, однако на момент публикации рабочий день в шведском посольстве уже закончился, поэтому ответа сразу не последовало. Также в Висбю прибыл сотрудник советского посольства, чтобы увидеться с беглецом, однако последний на такое предложение ответил категорическим отказом. Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно. 4 сентября он получил вид на жительство. Роман два года проработал в пиццерии-ресторане, после чего ещё год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром. В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию, но уже не один, а со своей семьёй из Николаева (жена и двое детей).

Ан-2 через несколько лет был поднят и доставлен на Готланд, после чего, в течение двух лет восстановлен. 28 мая 2016 года, к 29-летию побега, в музее обороны Готланда была открыта выставка, посвящённая советской тематике, где одним из главных экспонатов стал борт 70501.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх