На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

Секретный вагон. Как боец захваченные у фашистов трофеи в столицу вёз

74 года назад сержанту Виктору Шавлакову поручили сопровождать опломбированный вагон из Берлина в Ростов, а потом в Москву. Что внутри, не сказали. О секретном задании 93-летний ветеран рассказал «АиФ-СК».

Ставропольцу Виктору Ивановичу Шавлакову 93 года. Ветеран войны. Инвалид первой группы. 74 года назад ему доверили доставить на родину из Берлина военные трофеи.

Задание чуть не стоило молодому бойцу жизни. Но он с честью с ним справился. 

Чуть не угодил в топку

Виктор Шавлаков родом из села Лиман Ипатовского района Ставрополья. После освобождения села от фашистов юношу призвали в армию. Окончил в Моздоке школу сержантов, стал командиром отделения пулемётчиков. Под Новочеркасском получил боевое крещение и первую награду - медаль «За отвагу». Потом были бои, отступления, наступления, ранения, госпитали. Весной 1945 года старшего сержанта Шавлакова направили в Берлин в распоряжение командующего 61-й армии. Поручили сформировать группу бойцов для охраны воинского эшелона и доставить в Ростов-на-Дону армейское имущество и гитлеровские трофеи.

«Подали состав, - вспоминает ветеран, - 45 вагонов, один был уже опломбирован. Мы не знали, что в нём, да и не спрашивали - на фронте строгие порядки».

На территории Польши, через которую они следовали, бесчинствовали вооружённые мародёры. Нападали на поезда, захватывали грузы, убивали охрану. На одной из станций к Виктору Шавлакову подошли несколько поляков с оружием и заявили, мол, будут сопровождать состав до границы с СССР, защищая его якобы от бандитов. Сменили поездную бригаду. Виктор дневал и ночевал в паровозной будке, никого туда не пускал, внимательно следил за действиями машиниста. Поезд часто подолгу останавливался, несколько раз оказывался на запасных путях. Очевидно, мародёры надеялись на усталость бойцов и ждали удобного момента для нападения. 

 

В какой-то момент, присев и опершись о стенку паровозной будки, Виктор на минуту задремал. И вдруг обдало нестерпимым жаром. Тут же вскочил, передёрнул затвор винтовки. Смотрит - машинист и его помощник распахнули дверцу горнила и готовы толкнуть туда старшего сержанта, думая, что он спит. Не вышло.

На ближайшей узловой станции Шавлаков потребовал их заменить.

Штандарты врага – к подножию мавзолея

Случилось ещё несколько инцидентов в пути, но в конце концов эшелон прибыл к месту назначения. Доложив командованию о происшествиях в дороге и о целостности груза, Виктор Шавлаков получил новый приказ: сопровождать со своей группой теперь до Москвы тот самый секретный вагон.

«Конечно, начальство не сказало, что в нём находится, - улыбается старый воин, - но всё же я узнал: там были штандарты фашистских армий, полотнища с дорогой шёлковой вышивкой, разные флаги, увешанные орденами, - все они были захвачены в ходе боёв. Эти военные трофеи наша группа и доставила в столицу».

В Москву привезли и другие вражеские знамёна. Понятно, выносить их все на Красную площадь не было смысла, поэтому отобрали две сотни, и 24 июня 1945 года во время Парада Победы советские воины бросили их к подножию Мавзолея.

Коляска не нужна

За отличное выполнение ответственного и, стоит заметить, опасного задания старшему сержанту предоставили отпуск в родные края.

После войны он окончил с отличием военное училище. Став офицером, продолжил службу на заставах Новороссийского погранотряда, затем на Курильских островах. 

Уволившись в запас в звании майора, переехал в Ставрополь. Получил квартиру, жена и две дочери наладили быт. Трудился в троллейбусном управлении инженером.

Увы, восемь лет назад ушла из жизни супруга. Дочки разъехались, у них свои семьи, однако отца регулярно навещают.

Бодрый, весёлый, жизнелюбивый, предпочитает инвалидной коляске прогулки возле дома. Старость гонит прочь, несмотря на хвори и фронтовые раны, потому что окружён заботой родных и близких, социальных работников, товарищей по прежней службе.

Анатолий Берштейн

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх