На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 857 подписчиков

О том, как Москву спасли от эпидемии. Пример из прошлого

В 1960 году столица Советского Союза пережила угрозу эпидемии чёрной оспы. Однако организованные действия силовиков и медицинских служб позволили предотвратить катастрофу в течение месяца. Подробности – в материале profiok.com.

Нет лекарств, но есть вакцина

 

Натуральная оспа и чума – болезни, которые относятся к так называемой первой категории инфекционных заболеваний. Лекарств от них не существует, а распространяются они молниеносно, поэтому каждая вспышка оборачивается крупнейшей эпидемией.

Когда в Европу на парусных кораблях в VI веке завезли оспу, она выкашивала целые города. Европейцы даже стали жениться на девушках с оспинами на лице: это означало, что они уже не заболеют оспой, а значит, давало шанс вырастить детей при живой матери.

В Мексику оспа была завезена из Европы в XVI веке. Увы, у аборигенов не было иммунитета, и страшная болезнь уничтожила около 3,5 миллионов человек, став одной из причин гибели цивилизации майя.

В России оспа появилась в Сибири в XVII веке, уничтожив около трети населения. От оспы умер внук Петра I – Пётр II.

В конце XVIII века англичанин Эдвард Дженнер заметил, что в семьях, в которых есть коровы, оспа протекает намного легче. Взяв жидкость из пустулы на руке доярки, болевшей коровьей оспой, Дженнер получил вакцину, после введения которой люди переносили заболевание в лёгкой форме и становились невосприимчивыми к тяжёлой. Кстати, слово «вакцина» происходит от латинского vacca, означающего «корова». Впрочем, бороться с оспой путём заражения человека ослабленной формой инфекции, так или иначе пробовали на Востоке за много сотен лет до этого.

О том, как Москву спасли от эпидемии. Пример из прошлогоВ России вакцинацию первой начала применять Екатерина Великая. Правда, справиться с эпидемиями ей так и не удалось. Не помог ни личный пример, ни строгие императорские указы. Да и медиков на всю страну, мягко говоря, не хватало.

Зато пришедшие в 1917 году к власти большевики развернули борьбу с оспой в полном масштабе. В 1919 году в стране полыхала Гражданская война, но это не помешало Совнаркому выпустить декрет «об обязательном оспопрививании» и строго следить за его выполнением: уклонение от прививок каралось тюремным сроком. Дело тут же пошло на лад: с каждым годом число заболевших оспой стало сокращаться в десятки раз, а в 1936 можно было смело заявлять, что оспа в Советском Союзе ликвидирована полностью.

Неизвестная болезнь художника Кокорекина

Алексей КокорекинВ конце 1959 года известный советский художник-график, автор множества плакатов Алексей Кокорекин в составе советской делегации съездил в Индию. В это время на фоне хрущёвской оттепели деятели культуры были призваны сплачивать братские народы.

Во время поездки он посетил город мёртвых на берегу Ганга и даже зарисовал процесс сжигания тел умерших. Видимо, там он и заразился страшной болезнью, от которой в Индии умирали сотни тысяч людей.

По возвращении в Москву Кокорекин почувствовал себя плохо: болело всё тело, мучил кашель, поднялась температура. Вызванный районный врач поставил типичный для конца декабря диагноз: грипп. Однако температуру сбить никак не удавалось, а к симптомам добавилась сыпь по всему телу.

Алексея Кокорекина госпитализировали в Боткинскую больницу, решив, что течение гриппа осложнил таинственный аллерген. Положили его, естественно, в общую палату, где проходили лечение другие больные с гриппом. Через несколько дней Кокорекин умер.

Плакаты Алексея КокорекинаВрачи были обескуражены: на их глазах крепкий 53-летний человек буквально за несколько дней сгорел от непонятной болезни. Однако ни патологоанатомы, ни приглашённые на консультацию учёные-медики поставить диагноз так и не смогли. На всякий случай тело покойного кремировали. Дело происходило 31 декабря 1959 года, и медики, пожимая плечами, всё же посчитали историю оконченной и разошлись по домам праздновать Новый год.

Однако это было только начало. Через пару недель у нескольких пациентов Боткинской больницы обнаружились те же симптомы: лихорадка, кашель и сыпь. Пробу с кожи одного из этих больных отправили в НИИ вакцин и сывороток с просьбой помочь установить странный аллерген. И уже оттуда пришёл ответ: это натуральная оспа.

Почему диагноз не могли поставить так долго? Потому что оспы в нашей стране на тот момент не было около четверти века, и врачи просто забыли, что она вообще существует. Зато когда вспомнили, тут же осознали масштаб надвинувшейся беды: за две недели, прошедшие со смерти Кокорекина, да и за дни, прошедшие с момента его возвращения из Индии, могли перезаражаться многие тысячи людей. Выходило, что через несколько дней в Советском Союзе может начаться настоящая эпидемия.

Слаженные действия творят чудеса

О том, как Москву спасли от эпидемии. Пример из прошлогоПо тревоге были немедленно подняты все силы московской милиции, КГБ, армии, министерства здравоохранения. Академия медицинских наук, все столичные инфекционисты и эпидемиологи перешли на авральный режим работы. Задача ставилась чётко и просто: необходимо было установить все контакты Алексея Кокорёкина, начиная с той минуты, когда он поднялся на трап самолёта «Дели – Москва».

Действовали по двум направлениям. Во-первых, перевели на казарменное положение Боткинскую больницу. В ней находилось около 2500 больных и около 500 человек медицинского персонала, для всех нашли кровати и матрасы, обеспечили бельём.

Во-вторых, тщательно изучали контакты Кокорекина, а также контакты контактов. Всех выявленных людей подробно расспрашивали, с кем они контактировали за прошедшие две недели, и тут же на скорой увозили на карантин.

Один из потенциальных носителей вируса успел сесть в самолёт, отправлявшийся в Париж, и этот самолёт развернули едва ли не в воздухе. Людей снимали с поездов, изолировали всех однокурсников дочери Кокорекина и всех однокурсников её жениха, пассажиров авиарейса, с которыми художник летел из Индии, экипаж самолёта, таможенников, их родных и близких…

В 2020 году сложно представить, что вся эта работа велась без отслеживания людей по GPS, без отметок в соцсетях, без данных видеокамер и вообще без компьютеров: фамилии писались буквально ручкой на бумажке, в столбик. Однако масштаб работы просто потрясает: за несколько дней было выявлено около полутора тысяч так называемых «первичных контактов» и более девяти тысяч вторичных контактёров. Нашли даже вещи, которые жена художника сдала в комиссионный магазин, и их хозяева тоже попали в списки. Все эти люди либо были изолированы в инфекционных больницах, либо находились дома под наблюдением медиков.

Параллельно шла другая спецоперация: решено было вакцинировать поголовно всех жителей Москвы. К счастью или к несчастью, работу в режиме «Всё для фронта, всё для Победы» советские граждане забыть ещё не успели. В Москве запустили экстренное производство вакцин. По всему городу отправились около 10 тысяч прививочных бригад. Таким образом, всего за несколько дней удалось вакцинировать более семи миллионов человек: по полтора миллиона ежедневно.

О том, как Москву спасли от эпидемии. Пример из прошлогоК середине февраля 1960 года эпидемия была погашена полностью. За это время заболели несколько десятков человек, трое умерли. С момента начала борьбы со вспышкой оспы до его полного окончания прошло меньше месяца.

Остался вопрос: как же так получилось, что Кокорекин заболел оспой при наличии в стране поголовного вакцинирования? Ответ для таких случаев обычный: человеческий фактор. Поскольку оспы в стране не было, к прививкам часто относились формально, не следили за качеством вакцины. Кому-то прививки не делали по блату, поскольку процедура была достаточно болезненной.

После подавления вспышки эпидемии в Москве Советский Союз стал инициатором вакцинации от оспы всего населения Земли. К 1978 году, по данным ВОЗ, оспа была полностью ликвидирована во всех уголках планеты. А в нашей стране прививки от оспы перестали делать только в 1980-х годах, когда окончательно убедились, что угрозы заражения этой страшной болезнью уже нет и быть не может.

В завершение хочется спросить противников прививок, так ли они уверены в собственной безопасности и безопасности своих близких. Впрочем, вопрос риторический. 

Есть и другой риторический вопрос: способны ли нынешние власти организовать столь же слаженную и эффективную работу, не принимая лихорадочных решений, спасая одновременно и жизни, и экономику?

При подготовке публикации использованы материалы документального фильма Виталия Якушева «Московский детектив. Чёрная оспа», снятого в 2013 году. 

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=11411#ixzz6IovijlvH

Картина дня

наверх