Из цикла «Фотолетопись Великой Отечественной»
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй –
Поклонимся за тот великий бой! ..
Михаил Львов
1985 г.
* * *
ФОТО-ЛЕГЕНДА
«Военный хирург АМОСОВ Николай Михайлович».
Информация о фото:
- место съемки: не установлено;
- время съемки: 1945 г.
Автор: не установлен.
ДОСЬЕ ВОИНА
Результаты идентификации:
- майор медицинской службы АМОСОВ Николай Михайлович, 1913 г.р., ППГ 2266 (5-й стрелковый корпус, 2-й Дальневосточный фронт), ведущий хирург, начальник хирургического отделения, русский*. Место рождения: д. Ольхово (ныне Череповецкого района Вологодской области), Россия. Призван на службу в РККА 22 июня 1941 г. Череповецким РВК, г. Череповец, Вологодская область, РСФСР.
*Воинское звание и должность указаны по состоянию на сентябрь 1945 г.
* * *
«…Начальник хирургического отделения ППГ 2266 майор медицинской службы тов. АМОСОВ Н.М. в работе проявляет большую инициативу, настойчив. По его предложению введен метод лечения раненых вытяжением.
Систематически повышает свои знания, написал две научные работы и кандидатскую диссертацию.
Тов. Амосов отлично организовал хирургическую работу. Все поступающие раненые полностью обрабатываются в течение нескольких часов. Пропускалось ежедневно по 120-150 человек раненых.
С июля по октябрь 1943 г. было возвращено в строй 118 человек, переливаний крови сделано 252, произведено 267 операций.
Тов. Амосов достоин награждения орденом Красного Знамени.
Начальник ППГ 2266 майор м/с САФОНОВ. 11 ноября 1943 г.».*
*Приказом ВС 48-й армии № 226/н от 29.11.1943 г. майор м/с АМОСОВ Н.М. награжден орденом Красной Звезды.
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3018, л. 283.
* * *
«…Майор м/с АМОСОВ Н.М. работает ведущим хирургом с начала войны. За время войны им было сделано около 3000 операций, из них за последнее наступление – 242. Благодаря его искусству было спасено от неминуемой смерти несколько десятков жизней.
Тов. Амосов впервые в армии стал широко применять гипс для иммобилизации, и в операции прорыва 24 июля обеспечил 80 % гипсовых иммобилизаций, было положено за 6 дней 520 гипсовых повязок.
Тов. Амосов широко применял новые методы лечения переливанием крови и кровь-заменяющих жидкостей. За 1944 г. им было сделано 366 переливаний крови, возвращено в части 388 человек, сделано 699 операций.
В Буда-Кошелевской в апреле месяце сего года был налет вражеской авиации, в госпиталь был доставлен тяжелораненый. Тов. Амосов, невзирая на разрывы бомб, приступил к операции, и не ушел со своего боевого поста, пока не закончил операцию.
За время войны тов. Амосов обучил 8 молодых военных хирургов, в настоящее время работающих самостоятельно, и более 20 хирургических сестер-гипсовальщиц.
Тов. Амосов во время войны не прекращает научной работы – он все время собирает и систематизирует свой материал, и делится своим опытом с другими. Так, им было сделано два больших доклада на армейской хирургической конференции. Сданы экзамены на степень кандидата медицинских наук.
В проведенной за последние месяцы госпиталем большой работе по лечению и уходу за ранеными организующая роль принадлежит тов. Амосову, который заслуживает награды орденом Отечественной войны 2-й степени.
Начальник ППГ 2266 майор м/с САФОНОВ. 20 августа 1944 г.».*
*Приказом ВС 48-й армии № 525/н от 29.09.1944 г. майор м/с АМОСОВ Н.М. награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 3192, л. 46.
* * *
«…Майор м/с АМОСОВ во время наступательных действий наших частей с 9-го августа по настоящее время быстро и умело организовывал развертывание отделений и хирургического блока.
Не считаясь со временем, несколько дней производил хирургическую обработку и операции в течение двадцати – двадцати двух часов подряд.
Тов. Амосов является квалифицированным специалистом, повседневно оказывает практическую помощь молодым врачам в их работе.
С 9 по 25 августа 1945 г. тов. Амосовым сделано двадцать пять операций.
В своей повседневной практической работе является способным организатором, умеет руководить подчиненными.
За хорошую организацию и умелое руководство по оказанию помощи раненым, и спасению их жизней, достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени.
Начальник ППГ 2266 майор м/с САФОНОВ. 29 августа 1945 г.».*
*Приказом ВС 2 Дальневосточного фронта № 73/н от 11.10.1945 г. майор м/с АМОСОВ Н.М. награжден орденом Красной Звезды.
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 687572, д. 2384, л. 261.
* * *
Из воспоминаний Николая Амосова:
«…22-го июня 1941 года началась Отечественная война. Работал в комиссии по мобилизации, а через пару дней был назначен ведущим хирургом в Полевой Подвижной Госпиталь («ППГ 2266 на конной тяге»).
В этом госпитале и в одной должности прослужил всю войну с Германией и с Японией. Госпиталь предназначался для работы в полевых условиях, был рассчитан на 200 раненых. Общий штат - 80 человек, врачей - пять. Плюс 22 лошади.
События войны опишу кратко. Лето и осень 1941 года лечили легкораненых в Сухиничах. В октябре немцы прорвали фронт, и мы отступили за Москву, в город Егорьевск. Там познал первое поражение: умер больной от газовой гангрены в результате моей ошибки. Познакомился с главным хирургом госпиталей А.А. Бочаровым (дружба с ним продолжалась до его смерти в 1970 г.).
В декабре 41-го началось наше наступление под Москвой. Госпиталь работал в тылу фронта - в Подольске, а потом в Калуге. Нам увеличили штат, выделили большое здание, число коек достигало пятисот. Была очень напряженная работа с тяжелоранеными.
Основные проблемы: газовая инфекция (делали ампутации), ранения суставов и переломы бедра - лечили гипсовыми повязками. Было много смертей и тяжелых душевных переживаний. Тогда же разработал свои методы операций, снизившие смертность.
Написал первую диссертацию и представил в Московский мединститут. До того ни одной диссертации не видел.
В январе 1943 года получили приказ сократиться до штатных 200 коек и отправляться в войсковой район, в 48-ю армию, на Брянский фронт.
Первым испытанием была деревня Угольная, отрезанная снегопадом от большой дороги. В холодных хатах лежало до шести сотен необработанных раненых. Наши пять врачей с трудом могли их только осмотреть, чтобы не пропустить кровотечение или газовую гангрену и успеть отправить на санях в перевязочную палатку. Смертность была большая. Настроение - соответствующее.
Весь год наш ППГ шел вслед за наступающими войсками. Условия были очень трудные: перегрузка, разрушенные села, работа в палатках, без электричества, плохая эвакуация.
Постепенно приспособились: научились сортировать, перевязывать, оперировать, лечить и эвакуировать. Большинство раненых привозили из дивизий на попутных машинах, а мы отправляли их в госпитали «второй линии», к железной дороге, что бы везти в тыл в санитарных поездах
Именно в такой роли нас застал конец 1943 года. Госпиталь развернули в большом украинском селе Хоробичи, рядом со станцией. Замерзших раненых привозили за сто километров целыми колоннами на открытых грузовиках, возвращавшихся с передовой.
Мы снимали с машин только «лежачих», а тех, кто мог двигаться, отправляли в другой госпиталь, в соседнее село. Пока подошел санитарный поезд, у нас накопилось 2300 раненых: заняли школу и около четырехсот хат. Хорошо, что жителей не отселяли, как это было в Угольной, и женщины - хозяйки помогали нашим временным санитарам из легкораненых, которых мы, задерживали на время лечения.
В Хоробичах у нас была хорошая организация: сортировка при поступлении, обходы и перевязки на дому, быстрая доставка в госпитальное отделение для операций. Все вместе позволило избежать (почти избежать!) смертей от «пропущенных» кровотечений и острой инфекции. В декабре пошли санитарные поезда и мы отправили почти всех раненых .
1944 год прошел относительно легко. Мы начали его вблизи Гомеля в поселке Буда, при станции снабжения армии. Для госпиталя отремонтировали школу и вместе с палатками, получили до пятисот мест. Поезда приходили регулярно, и трудностей с эвакуацией не было.
В Буде получил извещение из Москвы, что на мою диссертацию дан отрицательный отзыв: ученая карьера пока не состоялась.
Летний прорыв наших войск в Белоруссии мы встретили в местечке Пиревичи. Раненых было не очень много. Войска быстро пошли вперед, и мы догнали фронт только осенью, в Польше. После нескольких переездов с напряженной работой, подошли к границе Восточной Пруссии.
Встречу 1945-го года отпраздновали в лесу, в землянках. 15 января началось последнее наступление на Германию. Оборону немцев прорвали быстро, раненых получили всего около двухсот, обработали, наложили гипсовые повязки и отправили.
Несколько раз переезжали по территории Восточной Пруссии, почти не работая. Условия были отличные: все немцы выехали, городки и поселки были пусты, хозяйственного имущества («трофеи наших войск») - сколько угодно.
В городе Эльбинг мы встретили День Победы, имея 18 тяжелораненых.
В штабе армии получили медали и ордена, при нашем госпитале провели армейскую конференцию, месяц ждали решения судьбы, потом сдали лошадей, погрузились в эшелон и поехали домой. Когда пересекли Волгу, надежды на демобилизацию растаяли. Видели, как на Восток непрерывно идут воинские эшелоны, и все говорили, что будет война с Японией.
После месяца пути через всю Россию выгрузились в Приморском Крае. Скоро разыскал Бочарова, он был главным хирургом армии, пришедшей, как и мы, с Запада.
В августе объявили войну. Мы приняли с десяток легких раненых на границе, и двинулись в Манчжурию. В это время американцы сбросили атомные бомбы, и Япония капитулировала. После нескольких переходов и переездов, развернулись в городке Боли, и даже приняли раненых, после короткого боя с японцами - смертниками.
В сентябре нас перевезли в район Владивостока. Здесь в течение месяца госпиталь расформировали: уехали санитары, потом сестры и женщины - врачи.
Так закончился славный путь ППГ 2266…».
* * *
После Великой Отечественной войны Николай Михайлович АМОСОВ стал доктором медицинских наук, член-корреспондентом АН СССР, академиком АН УССР, всемирно известным кардиохирургом, спасшим жизни многих сотен людей…
* * *
Примечание: фото найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимка произведены автором статьи.
Леонид ИГНАТЕНКО, выпускник РУДН 1978 г.