Путь к социализму начался не только с революционно-партийной деятельности, но и с самоорганизации трудящихся на местах. Так появились Советы в 1905 году в Иваново-Вознесенске и фабрично-заводские комитеты весной 1917 года в Петрограде. Возникающее в результате пролетарской революции социалистическое государство не является "общенародным", а есть государство диктатуры пролетариата, формирующейся на базе как пролетарской партии, так и вышеупомянутой самоорганизации трудящихся. |
Во-первых, почему же не "общенародное" государство? В частности, в силу причин природного неравенства людей и существования разделения труда. В отсутствие диктатуры пролетариата наиболее инициативные и наиболее эгоистичные индивиды неизбежно захватывают ведущие роли в народном хозяйстве, занимают влиятельные управленческие посты, отрезают механизмы ротации и контроля снизу, превращаясь тем самым из авангарда в так называемую элиту, то есть законсервированное высшее сословие, сосредотачивают в своих руках контроль за ресурсами общества и финансовыми механизмами и, приватизируя народное добро, возвращают частную собственность, групповую, типа госкапитализма, или раздробленную на индивидуальные куски. |
Диктатура пролетариата — это не просто неорганизованный народ, не просто разрозненные трудящиеся, а система управления страной и народным хозяйством, выражающая интересы трудящегося большинства. Как показал опыт СССР, диктатура пролетариата может быть выстроена как снизу, так и сверху. Снизу — на базе организаций трудящихся на местах в трудовых коллективах, делегирования и быстрого отзыва рабоче-крестьянских представителей по ступеням управления и формирования таким образом районной, городской, областной и центральной власти. Сверху — посредством сосредоточения властных полномочий в столичном центре, назначений на подчинённые должности по нижним уровням управления, при этом правящая партия становится одним из приводных ремней вертикали власти.
Советская власть, как самоорганизация снизу, с одной стороны, и партийно-государственное управление, как вертикаль власти, с другой стороны, вместо гармоничного разделения функций и полномочий и планомерной координации действий породили двоевластие и борьбу за власть. Крайне напряжённая обстановка в условиях иностранной интервенции и гражданской войны, затем в условиях мобилизационной экономики, промышленной индустриализации и модернизации сельского хозяйства, затем в условиях войны с фашизмом и ликвидации послевоенной разрухи вполне понятным образом требовала централизации управления в стране. И структуры самоорганизации трудящихся постепенно сводились на нет.
1918 год. Фабзавкомы были объединены с профсоюзами. На мой взгляд, это полное безобразие. Профсоюзы — это организации трудящихся, необходимые в условиях капитализма, для коллективной борьбы трудящихся за свои права в условиях антагонизма с капиталистами. Фабзавкомы — это самый нижний уровень власти трудящихся на местах, на производстве. Таковое объединение привело к фактической ликвидации фабзавкомов, профсоюзы же в условиях социализма были, на мой взгляд, скорее декоративным органом, а при наступлении переходного периода от социализма к капитализму превратились в механизм влияния зарождающегося класса буржуазии.
1934 год. Расформирована Рабоче-крестьянская инспекция, которая вполне могла бы стать реальным органом контроля в управленческой структуре диктатуры пролетариата. По поводу РабКрИна мои предложения я напишу ниже.
1936 год. По вступлении в силу новой Конституции Советы от формирования по производственным коллективам были переведены на парламентский территориальный принцип, что послужило затруднению отзыва и ротации избранных представителей и соответственно разрушению рабочего контроля снизу за органами власти.
1939 год. Отменены партийные чистки. Отменены, разумеется, обоснованно, аргументированно, в связи с многочисленными подтверждёнными злоупотреблениями. Однако, на мой взгляд, лучше было бы совершенствовать процедуры чисток, имея целью неослабный и действенный контроль снизу, рядовых членов партии за партуправленцами. Не эта ли отмена чисток в том числе упрочила неприкосновенность и закоснелость партноменклатуры?
Думаю, таковы этапы постепенного ослабления власти и контроля снизу, от трудящихся масс, всё большей вертикализации власти и сосредоточения её в руках партаппарата. Понятный минус построения власти снизу — это необходимость массового повышения уровня образования и целенаправленного обучения госуправлению и управленческой практики на всех уровнях для громадного большинства трудящихся. А в условиях кровопролитных войн и мобилизационной экономики некогда ждать, пока большинство трудового народа подтянет свою грамотность, — надо принимать профессиональные управленческие решения здесь и сейчас. И пролетарская партия, так сказать, временно берёт руль в свои руки в благих целях выживания страны и народа. И тут возникает опасность окукливания партхозактива в новую "элиту", опасность неиллюзорная. Так ВКП(б), первоначально партия диктатуры пролетариата, довольно быстро выродилась после отмены диктатуры пролетариата, в связи с якобы перерастанием её в "общенародное государство", в номенклатурную КПСС, всё больше превращаясь в организацию, выражающую интересы касты управленцев. А при возврате капитализма по образцу КПСС сгруппировались буржуазные Единая Россия и украинская Партия регионов.
И наконец, в чём я вижу роль РабКрИна. Начинаем сначала — с фабзавкомов, с органов пролетарской власти на производстве. Из них растут, с одной стороны, Советы, с другой стороны — РабКрИн на основе выборности, отзыва и регулярной ротации представителей без отрыва от основной работы. На РабКрИн я здесь смотрю исключительно снизу и функций ему хочу присвоить сразу несколько. Во-первых, как инспекция по труду, первая инстанция для разбора трудовых споров по оплате, условиям труда, кадровому подбору и увольнениям. Во-вторых, надзор руками рядовых сотрудников на местах за соблюдением экологической безопасности. В третьих, непосредственный контроль рядовыми работниками на производстве за соблюдением ГОСТов. Простой пример. Вот я, рядовой работник на производстве, непосредственно вижу, что один руководитель-карьерист, затянув введение в строй очистных сооружений, льёт в реку химотходы, другой руководитель, желающий побыстрее отчитаться в выполнении плана и получить премию, использует в производстве опасные для здоровья потребителей компоненты и технологии, и всё это с ведома гендиректора. Само собой, эта замечательная троица входит в партноменклатуру и они с лёгкостью, задействовав свои далеко идущие связи, могут меня за публичную критику оболгать и уволить. А меня, беспартийную и нечиновную, выбрали в местный орган РабКрИна, который проведёт быструю первичную проверку сообщённых мной нарушений и уволить меня не позволит. К тому же неплохо, чтобы РабКрИн привлекал для решения выявленных производственных проблем независимых представителей отраслевых сообществ, инженеров, технологов, с распространением на отрасль проверок по наличию сходных фактов нарушений и рекомендацией для всех предприятий отрасли решений подобных вопросов. То есть РабКрИн мог бы осуществлять прямой контроль снизу, рядовыми исполнителями на производстве, как за соблюдением трудовых прав работников, так и за безопасностью продукции для здоровья сограждан.
Мнение копипастера может не совпадать с мнением автора публикации.
Спасибо
С уважением,