- НОСТАЛЬГИЯ – ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ В ПРОШЛОМ В СССР! Часть 12 « Дворовое Детство СССР »
Дворовое детство в СССР – это особая жизнь. Кто помнит – это была полная свобода действий, без оглядки. В любом городе страны до позднего вечера не смолкали детские голоса во дворах. Играли много и во всё, что придумывали и знали: летом – «лапта», «из круга вышибала», «бей-беги», «футбол», «классики» и «пристенок», «казаки-разбойники» и др. , зимой – «хоккей», «ледовые бои», «коньки и лыжи» и пр.
А вечерами из окон домов были слышны голоса матерей, зазывающих нас домой.
Свет в спортзал ах школ выключался после 10-11 часов вечера.
В семьях по праздникам собирались родственники и знакомые, и пели ПЕСНИ! Хором. От Души, без принуждения!
«Циклоп»…
Осень резко перешла в зиму. И Северная норильская Зима опять стремительно засыпала снегом все вокруг, укладывая его плотно и надолго. После школьных занятий детвора, во дворах, усиленно помогала Зиме в строительстве сугробов, это было в их интересах. Учитывая опыт прошлой зимы, когда пришлось выкапывать лабиринты и пещеры в уже существующих сугробах, Вовка и его друзья, Витька и два Сашки, уже второклашки, подружившиеся всего полтора года назад, решили соорудить лабиринты и пещеры заранее. Их затею подхватили и другие. Благо материалов было предостаточно: деревянные ящики из-под фруктов выставлялись возле магазина, а около двухэтажного здания кирпичной «мусорки» постоянно появлялась старая, но ещё пригодная для мальчишеских, уличных затей, мебель.
Дом, в котором они жили, был большой, подъездов двадцать. Так что шум от сотни ребятишек стоял во дворе несмолкаемо. Может от этого на «диком Севере» становилось теплей.
«Строительство» шло с размахом: в разных местах двора готовились горки-городки: по три - пять небольших комнаток на 3-4 человека, которые соединялись переходами и устраивалось несколько входов - выходов: два - три с боку и два – три наверх. Работа была ежедневная, вернее ежевечерняя, снега с каждым днем становилось все больше и больше. Дело спорилось, смех и задор царил на «стройплощадке»: одни работали лопатой, другие подвозили на санках снег, третьи притаптывали его. Дворники тоже радовались, детвора здорово помогала им в их нелегкой работе.
После трудов, Вовка с друзьями любили смотреть на звёзды - упав спиной на снег они, раскинув руки, несколько минут, молча, разглядывали чёрное небо, усыпанное яркими звёздами, каждый лежал и думал о чём-то своём. Вовку привлекала одна звезда, которая, как казалось, постоянно подмигивала ему и почему-то она казалась ему тёплой. Он всегда сразу находил её и, смотря на неё, становился тих и спокоен, иногда казалось, что он переставал дышать… Тогда друзья выводили его из этого состояния:
- Вовка, ты чё, уснул что ли?
Он вставал, но ещё какое -то время был тих и задумчив. Он что-то чувствовал, смотря на ту мигающую звезду, но что - не понимал, чувствовал, что-то, но что? Это была его неразгаданная тайна.
- А ничего? Давайте играть в толкашки.
В этой игре, когда одни стоят на снежной горке, а несколько других ребятишек пытаются их столкнуть и занять высотку, Вовка как будто врастал ногами на верхушке сугроба и отчаянно сопротивлялся, не давая себя столкнуть, но всё же после усиленных атак и он катился кубарем вниз и оставался без варежек, шапки и без пуговиц на фуфайке, иногда и головой в сугробе, но обид не было, был задорный смех - всем было весело, и никто не чувствовал, что на улице мороз в 35-40 градусов.
Морозы крепчали, в декабре стали усиливаться ветра.
Однажды придя в школу, отбегав своё положенное время, до звонка на урок, в рекреации и по лестницам, школьники вошли в класс, и расселись за парты. В класс вошла учительница Зоя Николаевна: - Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте, Зоя Николаевна!- дружным хором ответили дети. Они очень любили эту худенькую и всегда улыбающуюся женщину. От неё шло тепло и доброта.
- Дети, послушайте меня внимательно! Я хочу вам сказать следующее: сегодня занятий в школе не будет и, скорее всего завтра тоже! По сообщению метеорологов, с Севера приближается циклон. Поэтому сейчас возьмите свои портфели, одевайтесь и идите домой сразу. Бояться не надо, но лучше быть дома и ждать родителей, на улицу не выходите. Почитайте книжки, порешайте примеры. Ну, до свидания, дети!
… Школа гудела как улей пчел. То там, то здесь слышались возгласы: «Циклоп идет! Вот здорово, не учимся! Циклоп… Циклоп…». А за стенами школы завывал ветер, набирающий силу! В Вовкином воображение возник огромный снежный великан, который быстро движется к их городу, а за ним его огромная армия тоже великанов, только поменьше… И у каждого по огромной снежной собаке!..
При выходе из школы Вовка дождался своих друзей и предложил: - А давайте переоденемся, возьмём санки и покатаемся. Встречаемся на улице! Поглядим, что это за Циклоп? - Давайте!
Они выскочили из школы и побежали домой переодеваться. Через некоторое время ребята встретились на улице, у подъезда дома. Ветер усиливался, хлестал по лицу колючими иголками снега, толкал их со всех сторон.
- Будем кататься как под парусом!- прокричал Вовка друзьям, сел на санки, закрепился ногами за полозья, расстегнул пальто и распахнул его полы как парус.
Ветер резко подхватил и быстро покатил санки с Вовкой вперед по двору. Ему оставалось только рулить ногами, чтобы не врезаться в какое-нибудь препятствие. Санки набирали скорость так, что захватывало дух. Направление движения определял ветер, который дул все сильней и сильней. Друзей, которые должны были ехать за Вовкой, он не видел, скорость была большая, и нужно было следить за дорогой. Проскочив два соседних двора, он с трудом остановил санки, для чего ему пришлось въехать в сугроб и завалиться на бок. Через несколько секунд рядом с ним «приземлились» и его друзья.
- Здорово, вот это да! Давайте вернемся назад и прокатимся еще раз! Так здорово! Вот это «циклоп» так «циклоп»! - ветер был такой сильный и густой от снега, что пришлось кричать друзьям чуть ли не самое ухо.
- Давайте!
Обратная дорога была трудной, на тот путь, что они проехали на санках быстро, у них ушло времени около получаса. Ветер сбивал с ног, и они двигались, практически лежа на ветру, отталкиваясь ногами о землю, и поддерживая друг друга. Добравшись до своего дома, ребята зашли в подъезд погреться и передохнуть. В подъезде было чисто, тепло и уютно. Какое-то время они, перебивая друг друга, делились своими впечатлениями, потом разговор сам собой перешел на тему еды, на улицу после тепла выходить расхотелось. Тогда Вовка предложил:
- А пойдемте ко мне. Мамка целую кастрюлю котлет нажарила.
И они дружно двинулись на уничтожение котлет.
А «циклоп» (циклон) оказался не такой уж и страшный!
(Вовка еще не знал, что через несколько лет такие «тренировки» ему очень пригодятся, когда он начнет заниматься спортом.)
Декабрь 1965г. (из книги Владимира Гуляева «Вовкины истории»)
Прошли годы…
Пришла перестройка, расстроив всё.
Произошло глубинное расстройство жизни и сознания.
Потихоньку – полегоньку смолкли детские голоса во дворах, в школах свет стал гаснуть в 7-8 часов, родственники и знакомые продолжали ещё собираться, но петь песни стали реже…
А потом и совсем перестали.
Грустно стало…
И только телевизор как «ботало» продолжает вещать о том, «кому на Руси жить хорошо».
И в заключении стихотворение Василия Шевченко (71 год.) из г. Миасс Челябинская область:
«Без всякой причины,
Поверьте - бывает, -
Из Детства картина
Всё чаще всплывает.
И Детство незвано
С тобой всегда бродит...
Что было недавно,
Бесследно проходит.
Всё в радужных красках -
Его не забыть,
Ведь Детство, как сказку,
Нельзя не любить
Всё наше наследство -
От первого слова:
Заложена в Детство,
Всей жизни, основа».
Закончим тему дворового детства на этой позитивной ноте
Владимир Гуляев 22.12.2015г.