Тут вам не Калифорния!
Существует еще одна история, связанная с отделением Крыма от СССР. Речь об американском проекте «Крымская Калифорния».
Примерно полгода назад, еще до майдановских событий, симферопольский Комитет по требованию компенсаций, состоящий из ветеранов Национального движения крымско-татарского народа, потребовал от Барака Обамы ни много ни мало — принести публичные извинения и компенсировать ущерб, понесенный крымскими татарами в результате репрессий и насильственного выселения в мае 1944 года. По мнению авторов обращения, прямое отношение к этому событию имел президент США Франклин Делано Рузвельт.
Началась эта история еще в 20-е годы. Финансовые круги США вынашивали идею создания на территории Крыма еврейского государства, дружественного США. Еврейско-американская организация «Джойнт», которая до установления дипломатических отношений с США представляла интересы этой страны в Советской России, выделила нам заем в 20 млн долларов. В обеспечение было заложено 375 тысяч гектаров крымской земли. На всю одолженную сумму выпускались ценные бумаги, их скупали могущественные семейства США, в том числе Рузвельт. То есть они становились бы собственниками крымских территорий в случае невыполнения советской стороной кредитных обязательств. Сроком расчета определили 1954 год.
Часть заемных денег предназначалась для массового переселения советских евреев в Крым и создания там национальной автономии. Процесс переселения начался, еврейские колхозы показывали высокие результаты, но вот незадача — начались трения с крымско-татарским населением. К тому же крепнущее советское государство никак не хотело развивать проект, который в итоге мог обернуться отделением территории. Процесс переселения затормозили, а Еврейскую автономную область создали на Дальнем Востоке.
К идее отделения Крыма США вернулись в тяжелые для СССР военные годы. В частности, в 1943 году, во время поездки в Америку и Великобританию руководителей Еврейского антифашистского комитета Михоэлса и Фефера, которые фактически являлись посланниками Сталина. Финансовые круги однозначно дали понять: в обмен на помощь в борьбе с Германией они ждут создания после победы над Гитлером еврейского государства в Крыму.
В обращении к Обаме крымские татары ссылаются и на воспоминания бывшего вице-президента Югославии Милована Джиласа. Якобы после Тегеранской конференции Сталин в его присутствии рассказал Иосипу Броз Тито о своей беседе с Рузвельтом. Под угрозой прекращения поставок по ленд-лизу и отказа от высадки во Франции союзных войск, президент США потребовал возрождения проекта «Крымская Калифорния». «Мы не можем открыть второй фронт до тех пор, пока Вы не примете решения по Крыму», — цитирует Джилас.
Именно давлением со стороны Рузвельта, убеждены авторы обращения, и было вызвано решение Сталина о депортации крымских татар — надо было показать, что СССР услышал его пожелание и освобождает территорию для бесконфликтного существования будущих переселенцев.
Сталину удалось удачно маневрировать и протянуть время — в результате статус-кво Крыма и после войны остался прежним. Кстати, не потому ли СССР едва ли не первым поддержал в 1948 году создание Израиля? Это же фактически снимало вопрос о необходимости еврейского государства в Крыму.
Более того, существует версия, вполне конспирологическая, о том, что и передача Крыма Украине связана со старыми делами. Хитрость этого маневра в том, что у «Джойнта» соглашение о кредите было составлено с РСФСР. И если кто-то что-то предъявит, Украина могла не реагировать на такие требования, поскольку несмотря на единство СССР каждая республика в ряде вопросов располагала пространством для экономического и социального маневра. Например, у каждой республики имелся свой Уголовный кодекс. А Украинская и Белорусская советские социалистические республики наряду с СССР были полноправными членами ООН.
О существовании проекта «Крымская Калифорния» говорил и Михаил Полторанин, ссылаясь на некоторые бумаги, которые он якобы видел в архивах КГБ. Однако многие историки сомневаются в этом и требуют доказательств. Резонно. Если не учитывать того, что у ряда документов еще не истек срок секретности, а многие договоренности между сильными мира сего вполне могли носить и устный характер.