На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 822 подписчика

Гойко Митичу 77! История главного «советского индейца»

Югославскому актеру, воплотившему легендарные образы Чингачгука и Ульзаны, исполняется 77 лет.
Гойко Митич: История главного «советского индейца»

В 60-х годах в советском кинопрокате почти не было приключенческого кино, где были бы те самые любимые зрителями от мала до велика спецэффекты, бравые герои и экзотические пейзажи. Можно, конечно, вспомнить о «Неуловимых мстителях», однако это было исключением из общего правила.

И вот в 1967 году в кинотеатрах появились афиши фильма «Сыновья Большой Медведицы» - первого «красного вестерна», который обещал зрителям полтора часа авантюр и погонь в прериях Дикого Запада. На плакате был изображен, казалось, настоящий индеец – с красной кожей, в короне из перьев, в необычной яркой одежде. А сыграл его тогда никому не известный югославский актер Гойко Митич – будущий «главный индеец СССР»…

Проект «Красный вестерн»

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Идея создать в ГДР свой вестерн появилась у продюсера Ханса Малеха. В начале 60-х, на одном из съездов Социалистической единой партии Германии он заявил партийному руководству страны, что считает перспективной съемку в ГДР «альтернативных» вестернов, где вторжение европейских колонизаторов на североамериканский континент было бы показано глазами коренного населения. В представлении Малеха история противостояния индейцев, жизни которых предполагалось бы придать «социалистический» уклад, и будущих «империалистов» соответствовала бы критике капитализма, однако «индейский» жанр позволил бы сохранить увлекательность сюжета и удерживать внимание зрителя. Именно так и появился «красный вестерн», «родиной» которого стала студия ДЕФА (ГДР).

В качестве литературного первоисточника для первого «красного вестерна» (также «евровестерн») – «Сыновья Большой Медведицы» – был выбран одноименный роман Лизелотты Вельмкопф-Генрих, первой женщины-академика ГДР и этнографа. Одной из главных целей создания фильма была «поддержка эмоционального настроя нации, которая еще не отошла от разочарования в военном поражении». Потому «евровестерн» должен был быть ярким, захватывающим, приключенческим и, конечно же, героическим – способным дать ответ не слишком удобной для главной партии ГДР ленте «Виннету – вождь апачей» (1964) и мелькавшим в прокате голливудским вестернам.

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Бюджет на проект «Красный вестерн» был выделен серьезный – предполагалось, что если все будет складываться удачно, то ДЕФА снимет «индейскую» сагу из 12 картин. Для съемок первой пробы, фильма «Сыновья Большой Медведицы», пригласили режиссера Йозефа Маха из Чехословакии. В 1965 году он начал работу над сценарием ленты.

Начало карьеры Гойко Митича

Гойко Митич с одноклассниками. Школа города Лесковац/ Фото с сайта prominentimostblog.com

Гойко Митич с одноклассниками. Школа города Лесковац/ Фото с сайта prominentimostblog.com

Гойко Митич вырос в деревенской семье на юге Сербии. Его отец был виноделом, мама вела домашнее хозяйство, дед разводил овец. Гойко Митич рос активным ребенком – с детства плавал, умел отлично лазать по деревьям. Учителя посоветовали закаленному и ловкому Гойко Митичу поступать на факультет физической подготовки в Белградский университет, чтобы затем он и сам стал преподавателем физкультуры. Юноша к совету прислушался – его вполне устраивало такое будущее, особенных планов «покорения мира» у него не было. Однако судьба распорядилась по-другому.

На съемках фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)/ Фото с сайта prominentimostblog.com

На съемках фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)/ Фото с сайта prominentimostblog.com

В 1966 году режиссер Йозеф Мах искал в Югославии подходящие места для съемок «Сыновей Большой Медведицы» - первой ленты «индейской» саги, действие которой должно было разворачиваться в прериях Дикого Запада. Именно тогда, во время одного из выездов, Мах и познакомился с Гойко Митичем – молодым статистом, подрабатывавшим на съемках в массовке.

В середине 60-х Митич был чемпионом Белграда по гребле и гимнастике и благодаря хорошей спортивной форме также участвовал в постановке трюковых сцен - на правах «заместителя дублера», то есть неофициально и тоже за очень скромную плату. О ролях благородных индейских вождей он не грезил. Сказывался тот факт, что в те времена в популярных голливудских фильмах, просачивавшихся в Европу, «краснокожие» изображались в негативном свете.

Вот что говорил об этом сам Гойко Митич*:

«Мне нравились фильмы с Джоном Уэйном. Мы видели злых индейцев на экране, и я никогда не хотел быть индейцем. Потому что индейцы – носители зла».

На съемках фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)/ Фото с сайта prominentimostblog.com

На съемках фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)/ Фото с сайта prominentimostblog.com

Йозефа Маха привлекла статная фигура и выразительный профиль молодого человека, а когда Гойко Митича ради пробы посадили на лошадь и попросили проехаться, режиссер твердо решил: этот юноша будет играть роль Токея Ито в «Сыновьях Большой Медведицы».

Митич рассказывал о своем первом съемочном опыте:

«Съемки продолжались дольше, чем я предполагал. Последние три дня я очень нервничал – мечтал, чтобы это скорее закончилось. Был в очень нервном и напряженном состоянии. Но когда я прилетел в ГДР на премьеру и почувствовал контакт с публикой, это было грандиозно».

Борьба за место под солнцем

После встречи с Йозефом Махом Гойко Митич уже не был «простым деревенским парнем», и вокруг него были уже не те открытые искренние люди, к которым он привык. Над ним подшучивали из-за его происхождения, акцента, отсутствия актерского образования. Все, кому не лень пытались задеть счастливчика, случайно ставшего звездой.

За 16-18-часовой съемочный день Гойко Митичу платили маленькие гонорары, говоря, что «так платят всем», а он боялся просить больше. К тому же первый заключенный им контракт был составлен не в его пользу – там было сказано, что все трюки он будет выполнять самостоятельно и за ту же цену, что и основные съемки, в то время как у других актеров эти пункты шли с тройной оплатой.

Гойко Митич вспоминал:

«Мне было неловко говорить о гонорарах. Снимался я через одну студию, а платили мне в другой. Это была махинация. Я не говорил об оплате. Мне сообщали, сколько могут заплатить, и я снимался».

Первые годы он жил на окраине Берлина, куда переехал из Югославии вскоре после премьеры «Сыновей Большой Медведицы». До съемочных павильонов оттуда нужно было ехать с несколькими пересадками на общественном транспорте или на такси за большие деньги.

Поменять лошадей прямо в галопе для Гойко Митича не было проблемой/ Фото с сайта prominentimostblog.com

Поменять лошадей прямо в галопе для Гойко Митича не было проблемой/ Фото с сайта prominentimostblog.com

Только после картины «След сокола» (1968), третьего «индейского» фильма, Гойко Митич понял, что у него, по большому счету, равные с другими актерами права, и стал требовать к себе соответствующего уважения, стал участвовать в съемочном процессе не только как актер, но и как сценарист и постановщик трюков. До 1968 года он много раз хотел все бросить, однако после встреч со зрителями к нему возвращалась вера в свои силы и убеждение в том, что он нужен людям, вдохновленным его героями.

В то же время, понимая, что ему нужно использовать счастливый шанс, Митич стал участвовать почти во все проектах, куда его звали. Он каждый день был занят на съемках: зрители, чиновники и продюсеры не терпели ожидания, «красный вестерн» был востребован. Потом Гойко Митич вспоминал, что во времена напряженной работы его здорово выручила закалка, полученная еще в детстве, и хорошая физическая форма. В таких тяжелых условиях, когда приходилось без дублеров чуть ли не объезжать лошадей прямо во время съемок, прыгать с большой высоты и нырять в ледяную воду, было очень легко испортить здоровье, однако эта беда обошла его стороной.

Главный индеец СССР

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» (1967)

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» (1967)

Фильм «Сыновья Большой Медведицы» был продан в прокат во все дружественные СССР страны, а также в Азию и Африку. Везде он шел с большим успехом. Исполнивший главную роль Гойко Митич стал народным героем – бесстрашием его персонажа были восхищены даже первые лица ГДР, которые и дали «зеленый свет» остальным запланированным картинам.

Второй фильм «индейской» саги, «Чингачгук – Большой Змей» (1967), стал еще более успешным, чем «Сыновья Большой Медведицы». В общей сложности в одной только ГДР, по некоторым данным, его посмотрели более 10 млн зрителей.

В 1968 году «Чингачгука» закупили для проката в СССР, и к середине 70-х Гойко Митич уже был одним из самых популярных в Советском Союзе актеров. Советские мальчишки грезили о вольной «индейской» жизни, игра в «казаков-разбойников» стала «игрой в индейцев и бледнолицых». В пионерских лагерях появлялись «индейские» кружки – там ребята учились стрелять из лука, разукрашивали лица краской, метали «копья» и самодельные «томагавки». В связи с популярностью фильмов об индейцах изменилась даже мода – в нарядах стали появляться элементы индейских костюмов: плащи с махрой, кофты-пончо, цветастые бусы, кожаные украшения (однако не стоит забывать и о субкультуре хиппи, расцвет которой пришелся как раз на конец 1960-х - начало 70-х годов – их мода также была вдохновлена пестрыми индейскими нарядами).

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» (1967)

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» (1967)

Кстати, Гойко Митич стал одним из первых мужчин, появившихся на советских экранах с оголенным торсом. Первый «Супермен» привел в восторг не только женскую половину зрителей, но и мужскую – у Митича были настоящие мышцы, это был идеал хорошей физической формы (тогда до Брюса Ли, Чака Норриса и Арнольда Шварценеггера было еще далеко). Может быть, как предполагали некоторые СМИ того времени, премьера «Чингачгука» напрямую связана с тем, что в конце 60-х годов в спортивные секции – в т.ч. бокс, тяжелая атлетика и плавание – было принято в несколько раз больше детей, чем в предыдущие годы. Впрочем, другие убеждены, что связано это с послевоенными демографическими «волнами».

«Красный вестерн» и США

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966)

Лента «Сыновья Большой Медведицы» вышла в прокат спустя год после того, как США в 1965 году напали на Вьетнам. Политические и общественные настроения идеально подходили для премьеры картины в либеральной части Европы, осуждающей американскую агрессию. У «индейской» саги был явный политический антиамериканский подтекст: «колонизаторы» убивали коренное население несколько веков назад, неся мнимые «ценности» и блага цивилизации, о которых их никто не просил, и продолжают это делать сейчас, только уже в другой стране.

В 1973 году в США произошел знаменитый «Инцидент в Вундед-Ни» - восстание индейцев во главе с Расселом Минсем. В историю Америки этот случай вошел как одна из самых мощных организованных акций протеста индейцев в XX веке. По одной из версий ФБР, катализатором беспорядков стало то, что племена индейцев в штатах Северная и Южная Дакота увидели фильм «Сыновья Большой Медведицы» и поняли, что у них есть силы заявить о своих правах и ответить на территориальные и правовые притеснения со стороны американской власти.

Восставшие индейцы в резервации Вундед-Ни, февраль 1973 года

Восставшие индейцы в резервации Вундед-Ни, февраль 1973 года

Восстание, которое жестоко подавила армия США, продлилось месяц. Тогда же «красный вестерн» «Сыновья Большой Медведицы» был объявлен в Америке провокацией ГДР и изъят из проката. Естественно, следующие фильмы «индейской» саги – «След Сокола» и «Белые волки» – до американского проката просто не допустили. Американские критики и журналисты, которым удавалось посмотреть «евровестерны» или «истерны» на международных смотрах, относились к картинам предвзято и зачастую в рецензиях скорее выражали собственные политические взгляды, нежели рассматривали сюжет, проблематику и исполнение ленты. Для «истерна» был даже придуман отдельный ироничный термин - borscht-western («борщ-вестерн»), по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами».

После американских событий в резервации в Вундед-Ни Гойко Митичу стали угрожать некие «анонимные благожелатели». Ему настоятельно советовали отказаться от ролей индейцев, чтобы не ставить под угрозу будущую карьеру. Митич же продолжал сниматься в «красных вестернах» по собственному убеждению. К тому же других предложений, кроме «индейского» амплуа, ему поступало мало. В то же время «разогретая» прессой история, случившаяся в Америке с «Сыновьями Большой медведицы», сделала Гойко Митича еще более популярным актером в ГДР и СССР.

Митич рассказывал о своих поклонниках:

«Любой водитель грузовика останавливался, сначала смотрел недоверчиво, а потом подходил ближе. Неожиданно появлялась бутылка шампанского. И все стараются чокнуться с тобой. Ты им говоришь, что нужно идти работать, сниматься. И ты понимаешь, насколько ты им всем дорог, близок этим людям…»

Любовный треугольник Гойко Митича

Кадр из фильма «Ульзана» (1974)

Кадр из фильма «Ульзана» (1974)

Активная творческая деятельность помешала Гойко Митичу создать семью. Едва он успевал пригласить кого-то на свидание – тут же это превращалось в слух, распространялось в кулуарах и прессе, так что за ним закрепилась не слишком приятная для него слава Казановы, который успел «перелюбить» жен и подруг чуть ли всех коллег. Сам Гойко Митич к таким сплетням всегда относился скептически: многих из тех, с кем ему приписывали романы, он даже никогда не видел.

В 1974 году на съемках «Ульзаны» Гойко Митич познакомился с немецкой актрисой Ренатой Блюме, к тому времени разведенной и с сыном от первого брака. У них случился роман, о котором в киношной среде ГДР ходили легенды. В «Ульзане» Митич и Блюме играли супружескую пару – на экране их любовь закончилась смертью героини Блюме. Буквально спустя несколько месяцев после премьеры «Ульзаны» подошли к концу и реальные отношения Митича и Блюме – актриса ушла от него к американскому певцу и актеру Дину Риду, переехавшему в ГДР из США. Эта любовь стала самой сильной в жизни Митича, и она же стала одним из самых болезненных разочарований в его жизни. Женат он так никогда и не был, хотя признавал, что романы у него случались часто.

Гойко Митич и Дин Рид в фильме «Братья по крови» (1975)

Гойко Митич и Дин Рид в фильме «Братья по крови» (1975)

С Дином Ридом Гойко Митич вместе снимался в фильме «Братья по крови» (1975), и после произнесенных с экрана признаний в «братстве до конца» пресса стала активно продвигать их как близких друзей в жизни, так как это хорошо работало на идею интернационализма. Дин Рид, уехавший из Америки в знак протеста против агрессивной внешней политики своей родины, и Гойко Митич – исполнитель роли благородного вождя индейцев, который дает отпор жестоким колонизаторам. Однако дружбы между ними не было даже до любовного треугольника с Ренатой Блюме. Впрочем, о подробностях их с Ридом отношений Митич распространяться не любит. Можно только предположить, что у них были и разные политические взгляды – Холодная война тогда была в самом разгаре, и даже в СССР и ГДР на нее смотрели по-разному, было слишком много нюансов (пусть даже Митич и говорил всегда, что для него главное публика, а не власть).

После трагической смерти Дина Рида в 1986 году Рената Блюме так и не вернулась к Гойко Митичу.

После «Красного вестерна»

Гойко Митич в Севастополе на кинофоруме «Золотой витязь», май 2017 года/ Фото kirov-portal.ru

Гойко Митич в Севастополе на кинофоруме «Золотой витязь», май 2017 года/ Фото kirov-portal.ru

В 1987 году рухнула Берлинская стена, и Германия стала единой. Социалистический уклад в Восточной Европе постепенно отмирал. «Красный вестерн», такой популярный и идеологически накрученный, тоже стал прошлым. Гойко Митич остался без работы – студию ДЕФА лишили финансирования затем продали Франции, бывшие в готовке проекты «встали».

Митич так говорил об этом:

«Я сначала не поверил. Я не мог в это поверить. Поначалу думалось: "Что же теперь будет?". Мои коллеги просто проваливались в черную дыру».

Пытаясь найти что-то на других студиях бывшей ГДР, Митич столкнулся с тем, что работы для него не было вообще.

В середине 90-х Митич перебивался главным образом тем, что возил дефицитные товары из Германии в Югославию для продажи. Однако даже после падения Берлинской стены Гойко Митич так и не вернулся ни в Югославию, ни в Сербию. Там его мало кто знал – «красный вестерн» прогремел, главным образом, в республиках СССР и в ГДР, а для своих земляков за годы отсутствия он успел стать чужим. В конце 1990-х в одной из бомбежек в Косово погибла мать Гойко Митича, и после этого он совсем перестал ездить в родные края.

Гойко Митич

Гойко Митич

После спада популярности Гойко Митича звали сниматься в небольших телевизионных проектах – теперь уже не только в ролях индейцев, однако таких предложений было слишком мало. Митич переключился на театр, где играл не только главные роли, но и второплановые, участвовал в детских постановках. До сих пор Гойко Митич – почетный гость «индейских» фестивалей, которые проводятся в пригороде Баббельсберга.

Сейчас Митич живет в Берлине. Он играет главным образом в театрах и иногда снимается в телефильмах, в том числе в ролях индейцев. Так, в 2016 году вышли фильм с его участием «Виннету и Олд Шаттерхенд», а также театральная постановка романа «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, где он сыграл Вождя.

*В статье использованы фрагменты интервью Гойко Митича телеканалу «Россия» в 2008 году (документальный фильм «Главный индеец Страны Советов. Гойко Митич»).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх