"Все вокруг народное, все вокруг мое"…
Этот способ приобретения был широко распространен в СССР именно потому, что государственная идеология четко гласила: у нас в стране все общее. Ну а раз общее, значит, немножко и мое, – думал советский человек. – А мне как раз надо, чего ж не взять? Даже пословица гласила: «Неси с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость»…
А помните Кота Матроскина? На вопрос Печкина о происхождении посылки, якобы набитой гуталином, ответил примерно так: "Это мой дядя прислал. Он на гуталиновой фабрике работает, у него этого гуталину — ну просто завались..."
Эта фраза была настолько обыденна, что ни один цензор не заметил ничего недозволенного в этом эпизоде. Этот пример говорит о масштабах явления, фигурантов которого в Советском Союзе не решались даже именовать ворами, для них придумали специальный термин — "несуны".
Боролись с этим явлением начиная с первых лет советской власти и борются с переменным успехом до сих пор, но почему-то всё больше на госслужбе и в ГУП-ах. Капиталист он ведь проще поступает — поймал такого — пинок под зад и телегу в милицию следом. Вот желающих и поубавилось. ..
А в 70-е-80-е цвело дело несунов махровым цветом…
Из воспоминаний Эрнста Неизвестного:
Устраиваясь на работу, многие рабочие думают в первую очередь о том, можно ли что-нибудь украсть. Вот что рассказывал Любимов, директор театра на Таганке: им нужен был шофер; пришел очень неплохой мужичок, важно обошел весь театр, везде заглядывал, трогал все руками. Любимов говорит: «Чего ты смотришь, ведь ты хорошую зарплату получишь, работать почти нечего, два-три раза подвезти...» «Нет, – говорит тот, – я здесь не останусь. Украсть же здесь нечего!»
Про это даже снят в 1985 году короткометражный фильм - «В. Давыдов и Голиаф»
Честный мальчик по фамилии Давыдов пытался перевоспитать рядового советского несуна с говорящим прозвищем Голиаф.
По этому поводу было много карикатур в сатирических журналах. С этим явлением пытались бороться, но оно носило столь массовый характер, что это не приносило желаемого результата.
Несунов отдавали под суд - очень редко, правда. Показателен был один случай: на суде женщина, которую судили по этой причине, больше всего расстраивалась из-за того, что попалась. Раскаяния по поводу самого поступка не было.
Была в этом явлении закономерность: попадались те, кто нес понемногу, пряча за пазухой. Те же, кто тащил с работы машинами - оставался в стороне.
Крали те, кто товар производил, и те, кто охранял, и те, кто распределял и продавал. Классик позднесоветской сатиры сформулировал четко: что охраняешь – то и имеешь. Воровали промтовары, мануфактуру, стройматериалы, инструменты, бумагу, скрепки, шпалы и клавиши для роялей. Стройматериалы и сантехнику воровали просто вагонами и составами (а дома рушились оттого, что цемент украден)... Хозяйственники и администрация воровали даже моющие средства и веники. Воровали даже то, что не нужно – складывали в сараях.
А уж как воровали продукты! Мясо с мясокомбинатов выносили, подвязав в такие места, что и говорить неохота... А спиртное? С коньячных заводов просто спиртопроводы прокладывали. Выносили в запаянных трубах якобы в процессе ремонта. В резиновых грелках, примотанных к телу. Даже в презервативах. Удивительно, как там вообще что-то оставалось...
О способах воровства ходили всесоюзные легенды. Большой популярностью пользовалась легенда про работника, который каждый день провозил через проходную пустую тачку. Убедившись, что тачка пуста, его пропускали, вот тачками-то он и приторговывал. Еще очень часто встречалась легенда про маляров, укравших бочку краски – всю дорогу через проходную завода они проводили на земле какую-то «нужную» линию... в другом варианте – красили каждую четвертую шпалу...
Каждому, кто помнит те годы, есть что рассказать, явление не обошло никого. Многие рассказывают заветные истории – кто чего с работы «просто так брал».
Мои небогатые жизненные наблюдения заключаются в трудовом семестре на винзаводе, где по пятницам работницы набирали вино в резиновые грелки и размещали их на своем организме. Я тогда вино не пила, (тем более, что видела как его делают), так что сама ничего оттуда не выносила.
Еще работала на трикотажной фабрике, где фабричные девчонки надевали на себя сразу по пять пар фирменных трикотажных «трусов с рукавами». Тоже не пользовалась... Жизнь в этом плане прошла как-то неинтересно. Но мне как-то не жаль: были другие интересы.
Воровали даже «в органах». В конце 80-х был один из первых крупных рок-фестивалей, и тогда для работников органов «в штатском» наштамповали целую кучу маек с патлатыми гитаристами. Чтобы, значит, сливались с толпой и контролировали настроения. Так даже эти майки работники органов сами и растащили! В результате слились с толпой совершенно и нераздельно...
Было это раньше, есть это и сейчас. Вот несколько историй советских времен...
...наша бабушка работала в буфете завода, и приносила домой сливочное масло, сахар, вкуснейшие булочки с маком и берлинские пирожные… Булочки с маком до сих пор ассоциируются у меня с детством и уютом.
* * *
…Серёге потребовалось немного жёлтой краски… Ну налил он на ПСС (хоть убейте, не знаю как оно расшифровывается) ведро краски, а как протащить? Проблемка… Решение нашлось быстро…
Светлым июльским днем к проходной подошёл мужичок с ведром краски и кистями и давай красить проходную… прокрасил часть стенки, прокрасил проходной коридор, вышел через служебный выход, прокрасил до угла и был таков…
* * *
Захотелось однажды нашему начальнику цеха вытащить несколько десятков метров провода. А как? А запросто! Стянул он с себя верхнюю одежду, а мы с Саньком обмотали его в несколько слоев проводом… потом, одев штаны и свитер, он почти ничем не выделялся, разве что ходил странновато — в развалочку. И случай то незаурядный, ну обмотался мужик проводом, такое сплошь и рядом происходит, если бы не происшествие произошедшее уже за пределами цеха… Напали на него во дворе какие-то отморозки и давай пинать, а он голову руками закрыл и ему ПО БАРАБАНУ!!! Он человек — ТАНК! Отлежался, те то думали, что он уже никакой, а тот вскочил, да ещё и зубы им покрошить успел, здоровый мужик.
* * *
Провожали мы одного из наших электриков на пенсию. Ну, а что за проводы без бухла? В общем-то, на заводе бухло достать не проблема, но случился и тут прикол с нашей “таможней” Валера поспорил с мужиками ,что внаглую пронесёт через таможню три бутылки водки… Как? А просто! Сыграл на чувствах вахтёрш. Сделав лыбу посчастливей, понесся пулей на проходную…
— Где пропуск? Рабочий день ещё не закончился! Ты куда это собрался?
— За водкой!!!
— Ка…к (вахтёрша от такого заявления аж поперхнулась)
— У МЕНЯ СЫН РОДИЛСЯ!!! Я СТАВЛЮ!!! УРААААААААА!!!
— Ой прааавда!!! Какое счастье!!! А как назвали??? Ну иди, тока быстро… пока никто не видит… А с обратной дорогой проблем не возникло, вахтёрша на три бутылки водки даже не посмотрела…
* * *
Я тоже немного отличился. Натащил с завода всякую мелочёвку… Изоленты мотков десять, лампочек десяток, провода пару десятков метров и двустороннего фольгированного текстолита с квадратный метр. Особое палево было когда я в последний день, вместе с вещами и личным инструментом выносил с завода дофига разной мелочевки. У меня и у Коляна были огромные баулы :))))))))))))) Нас начали шмонать, а у меня на дне, под спецовками куча всякой фигни была… Палево. Но начали с Кольки, а он был чист, а я отмазался тем, что пакет сейчас лопнет если его шевелить, а замену они мне явно не дадут. В общем нас отпустили.
* * *
Был ещё один дурачок, с нашей группы, который попалился на том, что выносил алюминиевую пластину толщиной в 10 мм и размером с книгу запрятав её под ремень брюк. Дык этого придурка так мандражило, что он спалился в момент. Дилетант. Я бы на дно мешка положил, под спецовку, туда бы никто и не глянул. А так он был с позором отчислен из технаря.
* * *
Было мне тогда лет 12. Был я не самым сильным и здоровым ребенком, да и сейчас, впрочем, не Шварцнеггер. Рядом с домом, где я жил с матерью, вовсю велось строительство. Дом новый строили. И вот мать как-то просит меня сходить на стройку и наколупать там немного цемента — щель какую-то в стене заделать надо было. Я взял ведро. Здоровое, 12-ти — литровое.
Нужна была всего горсть цемента, но я взял ведро зачем-то. В общем,
прихожу на стройку средь бела дня, стою, смотрю по сторонам, раздумывая где цемент-то взять. Вдруг подходит ко мне дядька — строитель. Че, мол, стоишь тут, с ведром? Ну я, кротко так, да вот мама попросила немного цемента набрать. Сам думаю — обматерит и прогонит.
А он берет у меня ведро, и повел к здоровенному баку. Открывает затвор внизу бака и от-туда насыпает полное ведро цемента, с горкой. Потом смотрит на меня, на ведро и так озабоченно спрашивает: "Допрешь?". Потом растекается в улыбке, хлопает меня по плечу и, уже уверенно: Допрешь. Сп%здил — значит допрешь. Допер .
* * *
...А наша мама работала воспитателем в детском садике! И в трудное время это выручало всю семью. Воспитатели забирали домой оставшиеся от обедов и полдников печенья, булочки, картофельное пюре, макароны с сыром, запеканки… А компот мы допивали прямо в саду, приходя вечером к маме в группу.
...Нет, детки в группе не оставались голодными! Просто, если детки плохо кушали, им можно было положить по полпорции…
* * *
Мама работала в больнице медсестрой. Лет до 16 я понятия не имела, сколько стоят те или иные таблетки, вата, прокладки, гематоген, и что спирт у простых людей не стоит на полочке литровыми бутылками, как у нас. Да, приносила с работы. Выписывалось на отделение, оставалось, медсестры делили между собой. Пачку какого-нибудь бисептола так можно было просто на складе взять, там работала подруга. Но это не означает, что больным таблеток не додавали, или попу после укола менее интенсивно спиртом мазали.
Они не воровали, неееет, они ПРОСТО БРАЛИ. Такой локальный коммунизм. Родственники больных (я думаю, тут многим есть что сказать на эту тему) в больницу мешками тащили и вату, и капельницы, и шприцы, и вообще ВСЁ, а они «просто так на складе брали» и теперь на голубом глазу радуются – «это феномен культуры такой советский». «Так принято было – нести что-то домой с работы» – мило объясняет девушка с честными глазами.
Мило так, уютненько, а главное – невинно. И тихенько так делается подмена понятий – вроде как брали-то они себе только ненужное, недоеденное... Просто-таки с тарелок соскребали. Да только кто этому поверит? У кого из тех, кто помнит совок, не было знакомых, работавших в общепите или в детских заведениях, которые тащили домой масло – кубами, яйца – лотками, мясо килограммами? Да у всех были…
Конечно, всегда были и есть те, кто не воровал. И очень хорошо, что они есть. И будут. Я знаю, что они были, и будут, и если, дорогой читатель, это как раз случайно твои родители – не спеши писать об этом комментарий. Мы и так их уважаем, но орденов за то, что кто-то просто не крал – я не раздаю. Избавьте нас от перечисления этих достойных людей. Точнее говоря – людей НОРМАЛЬНЫХ, которые смогли остаться нормальными среди повального воровства…
Сокол-Кружкин: «Тебе посодють, а ты не воруй».
компиляция материала – Fox