(Фено́ме́н – необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь – Википедия)
В годы предвоенных пятилеток, когда авиационная промышленность начала массовый выпуск самолетов, вопрос подготовки летных кадров для военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота стоял особенно остро. В те времена очень эффективной оказалась двухступенчатая система обучения летчиков: аэроклуб – летное училище. Она позволяла уже на первом этапе отбирать профессионально пригодную молодежь и давать ей навыки самостоятельных полетов, а на втором процесс всесторонней подготовки пилота завершался.
В Никополе – небольшом индустриальном городке на юге Украины, аэроклуб появился в средине тридцатых годов прошлого века и сразу же завоевал огромную популярность. Несколько его новеньких бипланов У-2 притягивали взгляды обывателей как магнит – тогда самолеты, а тем более, аэроклубы были еще большой редкостью. А что уж говорить о молодежи!
Результаты непродолжительной по историческим меркам работы Никопольского аэроклуба в предвоенные годы, о котором сейчас мало кто помнит, оказались далеко не ординарными: имена девяти его бывших курсантов и летчика-инструктора (женщина – Мария Долина) навсегда оказались вписанными золотыми буквами в историю военно-воздушных сил страны.
На этой редкой и, без всякого преувеличения, исторической фотографии 1937 г., которую удалось найти лишь недавно, запечатлены выпускники Никопольского аэроклуба, действовавшего в городе с 1936 по 1941 гг. В первый год работы одну из курсантских групп, состоявшую из разновозрастных юношей 1916 – 1921 гг. рождения, подготовил и выпустил летчик-инструктор Данилевский Л.С. (к сожалению, имя и отчество пока неизвестны – на фото он стоит во втором ряду, первый слева).
Позади у курсантов остался год учебы, в течение которого каждый из них прошел программу начальной летной подготовки, завершившуюся такими долгожданными самостоятельными полетами на У-2. Впереди их будет ждать учеба в военных авиационных училищах, воплотившаяся в жизнь мечта стать летчиком и… война!
Но все это будет потом, а сейчас они просто счастливы. Одевшись, как и подобает юным джентльменам, они пришли в местное фотоателье, чтобы сделать фото на память со своим первым учителем летного дела – инструктором Данилевским. Он, по сути, был первым профессиональным летчиком, который узнал их способности и потенциальные возможности, терпеливо и настойчиво исправлял ошибки, шлифовал индивидуальные профессиональные навыки. Он же, судя по фотографии, и напутствовал юношей на длительный и тернистый путь в военную авиацию…
Самому старшему – Павлу Тарану (сидит в первом ряду, первый слева) исполнился 21 год, а самому младшему – Ивану Гончару (сидит в первом ряду, второй слева) только 16 лет – каким-то образом ему удалось прибавить 2 года к своему реальному возрасту. Ивану Яловому – 18 лет (сидит в первом ряду, первый справа), Николаю Путько – 19 (стоит во втором ряду, в центре) Олегу Мелешко – 20 (стоит во втором ряду, первый справа).
Это будет их последняя совместная встреча – с этого дня их жизненные дороги разойдутся, чтобы через четыре года вновь сойтись невидимыми маршрутами в грозовом небе Великой Отечественной войны.
Так в чем же заключается феномен летчика-инструктора Данилевского? А в том, что каждый из этих курсантов в будущем станет Героем Советского Союза! Но и это еще не все: одному из «звездной пятерки» – Павлу Тарану это высокое звание будет присвоено дважды!
К сожалению, самому молодому из них, Ивану Гончару, в семье которого хранится оригинал этой уникальной фотографии, звание Героя будет присвоено посмертно.
С позиций сегодняшнего дня хорошо видно, что заслуга инструктора Данилевского (а она очевидна!) заключается не только в том, что он дал «неоперившимся юным птенцам» первоначальные навыки пилотирования самолетом. Это бесспорно и обсуждению не подлежит. Его заслуга гораздо больше – в том, что он очень профессионально, талантливо превращал юных романтиков неба в летчиков по состоянию души. Именно этот миг запечатлел фотограф, сам того не подозревая, в далеком 1937 году на фото, с которого начался наш рассказ. Летчику-наставнику это удалось сполна – сама история поставила ему пять баллов с «плюсом» по самой высокой шкале государственных наград того времени.
Не умаляя заслуг летчиков-инструкторов военных летных училищ, в обязанности которых входило (и по сей день входит!) окончательная «шлифовка» летного мастерства военных пилотов, все же отметим, что каждый из состоявшихся летчиков, как правило, всегда хранит в дальних уголках памяти имя своего первого летчика-инструктора.
По воспоминаниям родственников, дважды Герой Советского Союза Павел Таран, именем которого назван один из российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 (в 2005 г. на этом бомбардировщике совершил ознакомительный полет Президент Российской Федерации Владимир Путин), с большой теплотой вспоминал аэроклуб и своего первого летчика-инструктора Данилевского, любившего небо так же беззаветно, как и его легендарные ученики…