На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

«МиГ» полета. 110 лет назад родился авиаконструктор Артем Микоян

05 АВГ 2015

«МиГ» полета

110 лет назад родился авиаконструктор Артем Микоян


В этот день 110 лет назад родился авиаконструктор Артем Микоян. Машины, созданные под его руководством, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. На наших знаменитых «МиГах» установлено свыше 55 мировых рекордов.

Первый «МиГ» Микояна

«Строить самолеты» – эта мечта появилась у Артема Микояна еще в детстве. Путь к ее воплощению был нелегким и не всегда прямым, несмотря на семейные связи. Ведь, как известно, Артем Микоян – брат известного советского политического деятеля Анастаса Микояна. Тем не менее он начинал как все: сначала был учеником токаря, потом фабрично-заводское училище в Ростове-на-Дону. А в ноябре 1925 года 20-летний Артем Микоян отправляется покорять Москву и первым делом устраивается токарем на завод «Динамо».

Когда стране понадобились технические специалисты, его отправили в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Именно здесь Микоян начал проектировать самолеты. Так появился первый летательный аппарат Микояна – легкий самолет «Октябренок».

В 1937 году выпускник академии Артем Микоян попал военным представителем на московский авиазавод № 1, где производились самолеты известного «короля истребителей» Николая Поликарпова. Здесь Микоян почти сразу же получает первое самостоятельное задание как организатор конструкторской работы над проектом истребителя И-153 «Чайка».

А уже летом 1939 года из состава первого авиазавода выделяется особый конструкторский отдел под руководством Артема Микояна и Владимира Гуревича. Отдел занялся проектом истребителя И-200, будущего МиГ-1. Вскоре подразделение переформировали в самостоятельное конструкторское бюро. Так родился союз конструкторов, который прославится на весь мир – легендарный «МиГ» («Микоян и Гуревич»).

Их самый первый «МиГ» был создан в кратчайшие сроки накануне войны. Новый советский скоростной истребитель МиГ-1 совершил свой первый полет 5 апреля 1940 года. Самолет успешно прошел испытания и был принят в серийное производство. Всего было произведено около 100 машин.
До начала войны в войска успел попасть истребитель-перехватчик МиГ-3, сделанный на основе МиГ-1. Этот самолет обладал рекордными по тем временам характеристиками: высокая скорость 640 км/ч, потолок высоты 12 тысяч метров, что позволяло успешно бороться с самыми высотными самолетами противника.

Истребители МиГ-3 активно участвовали в Великой Отечественной войне. Всего в первый год войны было произведено свыше 3000 МиГ-3. На таком самолете Микояна и Гуревича одержал свою первую победу один из самых знаменитых советских асов Александр Покрышкин.

Лучший в мире самолет

К концу войны стало необходимым создание реактивных боевых самолетов. И в мае 1944 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о развитии реактивной авиации. Уже через два года поднялся в воздух МиГ-9 – первый отечественный самолет с турбореактивным двигателем. Но какой ценой…

Создание новой машины за такой кратчайший срок требовало работы на износ. Начиная с конструирования первого «МиГа» жизнь Артема Микояна была похожа на бесконечную гонку со временем. При работе над МиГ-9 конструктор получил инфаркт, но вернулся в строй уже через два месяца.

И уже в 1947 году свой первый полет совершил истребитель МиГ-15. Позже знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев, как известно, не склонный к комплиментам, скажет: «МиГ-15 был лучший самолет, бесспорно, лучший самолет в мире!»

Новая «микояновская» машина доказала это на деле, во время Корейской войны. МиГ-15 тогда выиграл сражение с новейшей американской разработкой F-86 «Сейбр», после чего марка «МиГ» стала главным кошмаром американских летчиков.

МиГ-15 первым сформировал основу истребительной авиации ВВС СССР. Он также стал самым массовым реактивным самолетом в истории авиации: всего было выпущено свыше 15 000 машин. МиГ-15 стоял на вооружении около 50 стран мира и окончательно был выведен из эксплуатации лишь в 2006 году.
Последующие разработки под руководством Артема Микояна стали достойным продолжением успеха МиГ-15. Это достигший скорости звука МиГ-17, первый серийный советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19, а также один из самых массовых и успешных истребителей мира МиГ-21. Радиолокационную станцию для последнего разработали специалисты «Фазотрона-НИИР», входящего сегодня в КРЭТ.

В 1962 году Микоян принял решение о начале работ по самолетам нового, третьего поколения – МиГ-23 и МиГ-25. Радиолокационные станции для новых истребителей также разрабатывались специалистами «Фазотрона». Кроме того, с МиГ-23 начались успешные работы по снижению радиолокационной заметности и использованию радиопоглощающего покрытия, так называемых стелс-технологий.

Успешная работа и достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артем Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией.

Но все эти успехи давались тяжелейшим трудом и работой на износ. Начиная с 1962 года Микоян стал все чаще болеть. Но даже несмотря на это, он и в больнице находил время для работы, продолжал думать над новыми проектами. 9 декабря 1970 года после операции на сердце Артем Микоян скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Новое поколение

Многие прорывные идеи Артема Микояна продолжают свое развитие в новейших «миговских» машинах. Логическое продолжение легендарного высотного истребителя-перехватчика МиГ-25 – самолет МиГ-31 – до сих пор стоит на вооружении страны.

Это первый отечественный военный самолет четвертого поколения, который может перехватывать и уничтожать воздушные цели на всех высотах, в любое время суток, в любых метеоусловиях, даже при радиолокационных помехах со стороны противника. И это неспроста, ведь именно МиГ-31 первым в мире получил радиолокатор с фазированной решеткой – РЛС «Заслон» разработки НИИП им. Тихомирова, входящего сегодня в КРЭТ. Фактически в ОКБ «МиГ» создали самолет для сетецентрических операций, хотя в те годы такие термины еще не существовали.

Сегодня в России истребители МиГ-31 модернизируются. Боевые возможности машины расширит РЛС «Заслон-М» разработки КРЭТ. В новом радиолокаторе дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км.

За период после 1999 года в ОКБ им. Микояна разработаны и новые модификации самолета МиГ-29. Первой из них стал МиГ-29СМТ, на котором впервые появилась современная БРЛС «Жук-МЭ» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР».

Следующим крупным шагом стало создание многофункционального корабельного истребителя МиГ-29К/КУБ, который поступает на вооружение ВМС Индии.  А для новейшего истребителя МиГ-35 специалистами КРЭТ была разработана первая отечественная БРЛС с АФАР «Жук-АЭ».

По мнению многих экспертов, МиГ-29К и МиГ-35 имеют значительный потенциал для модернизации и могут быть востребованными на рынке примерно до 2040 года. В этом, пожалуй, и заключается особый «миговский» стиль – в умении создавать «самолеты-солдаты», которые сочетают в себе не только отличные боевые характеристики, высокую надежность и неприхотливость в эксплуатации, но и значительный модернизационный потенциал.

По материалам КРЭТ

Ростех

Картина дня

наверх