На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Как советский разведчик предотвратил ядерную войну

В марте этого года исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых результативных советских разведчиков. Александр Семенович Феклисов большую часть своей жизни служил во внешней разведке КГБ СССР. Его самым значимым вкладом не только в историю советской спецслужбы, но и в мировую историю в целом стала та роль, которую он сыграл в предотвращении ядерной войны между великими державами в начале 1960-х годов.



Напомним, что в 1961 г. США начали размещать на территории Турции, своего верного союзника по Североатлантическому альянсу, ракеты средней дальности. У советского руководства не было никаких сомнений: американские ракеты, базирующиеся в районе Измира, будут нацелены на Советский Союз. Это была прямая угроза безопасности советского государства, которая требовала решительного и адекватного по масштабам ответа.

20 мая 1962 года Никита Хрущев провел встречу с министром иностранных дел Андреем Громыко, министром обороны Маршалом Советского Союза Родионом Малиновским и первым заместителем председателя Совета министров СССР Анастасом Микояном. На встрече Хрущев озвучил свою давнюю идею – разместить советское ядерное оружие на Кубе, где к этому времени уже находился у власти союзник СССР Фидель Кастро. 

Как советский разведчик предотвратил ядерную войну



К июню 1962 года была разработана операция по переброске на Кубу советских ядерных ракет. Планировал операцию заместитель министра обороны – начальник тыла СССР Маршал Советского Союза Иван Баграмян. Операция получила название «Анадырь» — по легенде советские войска перебрасывались на Чукотку, хотя на самом деле на 85 кораблях они должны были быть перебазированы на Кубу. Операция осуществлялась в обстановке строжайшей секретности. И эта задача советскому командованию удалась – 4 сентября 1962 года Джон Кеннеди заявил в Конгрессе США, что на Кубе нет советских наступательных ракет. 

Лишь 15 октября 1962 года аналитики ЦРУ США, изучившие фотографии полетов американского разведчика майора Ричарда Хейзера, установили, что на Кубе уже находятся советские ракеты средней дальности. Это известие взбудоражило американское руководство, которое начало искать возможные пути нейтрализации угрозы со стороны Советского Союза. 



Еще совсем недавно у входа в зал ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне можно было увидеть бронзовую табличку, надпись на которой гласила, что здесь, в самые напряженные дни Кубинского кризиса, за столом встретились корреспондент телевизионной компании АВС Джон Скали и некий «мистер Икс» из СССР. Именно эта встреча, как утверждала табличка, и предотвратила угрозу ядерной войны, нависшую над миром.

«Мистера Икс» в Вашингтоне знали под псевдонимом Фомин. На самом деле, это был кадровый советский разведчик Александр Семенович Феклисов. Пока весь мир с содроганием наблюдал за нараставшим конфликтом двух великих держав, Феклисов принимал самое непосредственное участие в организации разрядки напряженности между США и СССР. 

Александр Феклисов был человеком самого обычного происхождения. Он родился 9 марта 1914 года в Москве в многодетной семье железнодорожного рабочего. Его детство и юность проходили также, как и у миллионов других советских людей – железнодорожная школа-семилетка, фабрично-заводское училище по специальности «слесарь по ремонту паровозов», работа помощником машиниста. Однако молодой рабочий паренек тянулся к образованию, благо отличался способностями к учебе и организованностью. 

В 1939 году, в возрасте 25 лет, Александр Феклисов окончил радиотехнический факультет Московского института инженеров связи. В то время молодые парни рабочего происхождения с высшим образованием имели очень большие шансы быть отобранными в советские силовые структуры. И Феклисова пригласили на работу в органы государственной безопасности СССР. Его направили на учебу в Школу особого назначения НКВД СССР, которая готовила кадры для советской внешней разведки. Молодой человек был распределен в группу, готовившую курсантов для работы в Соединенных Штатах. 

После окончания Школы особого назначения, в феврале 1941 года началась первая командировка Феклисова в Соединенные Штаты. В США молодой разведчик занял должность стажера, имел оперативный псевдоним «Каллистрат». За несколько месяцев Феклисову предстояло усовершенствовать знание английского языка, изучить оперативную обстановку в Соединенных Штатах, подобрать материалы на американские спецслужбы. 

Когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Феклисов занялся разработкой интересовавших советскую разведку иностранцев. Он работал по линии научно-технической разведки, что было очень актуально, поскольку в военные годы любые новинки в области вооружений могли очень серьезно повлиять на обстановку на фронте. Первая командировка в Штаты продлилась до 1946 года. В Москву Феклисов вернулся уже после победы – Великую Отечественную войну он отвоевал на «невидимом фронте». Кстати, именно Феклисов получил от Юлиуса Розенберга чертежи атомной бомбы, которую ВВС США сбросили 9 августа 1945 года на японский город Нагасаки.

Немного передохнув на родине, в 1947 году Феклисов был командирован в Лондон заместителем резидента по технической разведке. Там он продолжил получать информацию о разработках США в сфере ядерного оружия, об устройстве водородной бомбы. Когда был вычислен и арестован работавший на советскую разведку Клаус Фукс, Феклисова отозвали в Москву. Кстати, Фукс был главным поставщиком информации о разработках в сфере ядерного оружия, которую Феклисов передавал в Москву. Но когда уже после выхода в отставку Феклисова спрашивали о роли разведки в создании советского ядерного щита, ветеран-разведчик утверждал, что советское ядерное оружие было создано не разведчиками, а советскими учеными, а ведомство, в котором он служил, лишь приблизило дату создания отечественного ядерного оружия. 

Весной 1950 года Александр Семенович Феклисов получил назначение на должность заместителя начальника американского отдела советской внешней разведки, а с декабря 1955 по август 1960 гг. занимал должность начальника американского отдела Первого Главного управления КГБ СССР. Это была очень серьезная для разведчика карьера – США в то время были противником и соперником СССР номер один, а Феклисов отвечал за всю организацию разведывательной деятельности в отношении Соединенных Штатов. Именно под его руководством действовали все советские разведчики, добывавшие информацию о политических и военных действиях США, о научно-технических разработках, о враждебной деятельности в отношении нашей страны. 



Весной 1960 года Александра Феклисова вновь направили в зарубежную командировку в Соединенные Штаты. Его назначили на крайне серьезную и ответственную должность резидента советской разведки в США. Здесь стоит отметить, что начало 1960-х годов было временем максимально напряженных отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Холодная война была в разгаре, ситуация усугублялась недавней победой левых сил на Кубе, в результате чего прямо под боком у США образовался просоветский анклав, на котором были размещены советские военные. 

Естественно, что тогда Вашингтон еще не терял надежды свергнуть Фиделя Кастро и вернуть Кубу в орбиту американского политического влияния. Одновременно продолжалось противостояние социалистического и капиталистического блоков в Юго-Восточной Азии – во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, в Африке – в португальских колониях. США осуществляли подрывную деятельность против Советского Союза, поддерживая любые оппозиционные и диссидентские движения в Восточной Европе и в национальных республиках СССР. В такой непростой обстановке Феклисов и возглавил советскую резидентуру в Соединенных Штатах Америки.

Но вернемся к событиям Карибского кризиса. 25 октября состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН, на котором представитель США Стивенсон обвинил СССР в размещении советских ракет на Кубе. Советский представитель Зорин, который не был в курсе операции «Анадырь», отказался отвечать американскому дипломату, поскольку вопросы последний задавал «в прокурорском плане». Тогда члены американской делегации в Совбезе ООН внесли в зал увеличенные фотоснимки пусковых установок советских ракет средней дальности на Кубе. В этот же день президент США Джон Кеннеди приказал привести вооруженные силы Соединенных Штатов в состояние DEFCON-2. Это был первый и последний раз в мировой истории, когда Вашингтон повышал боеготовность своих вооруженных сил до такого уровня.

На следующий день, 26 октября 1962 года Александр Семенович Феклисов пригласил в ресторан «Оксидентал» своего знакомого тележурналиста Джона Скали. Они были знакомы уже полтора года. Разумеется, американец прекрасно понимал, кем в действительности является Феклисов. Поэтому Скали пригрозил Феклисову, что если СССР не уберет ракеты с Кубы, то американская армия высадится на «острове Свободы». И тут Феклисов, распылившись, добавил от себя, что американцы, конечно, вольны высаживаться на Кубе, но Москва тогда нанесет удар в другом уязвимом месте – в Западном Берлине. Советские войска с помощью танков захватят Западный Берлин в два счета, подчеркнул Феклисов. 

Конечно, никто не давал советскому резиденту полномочий на подобные заявления, но Скали воспринял эту угрозу как официальную позицию советского руководства. И, поскольку он был хорошо знаком с Джоном Кеннеди, он сразу же после встречи с советским резидентом вышел на связь с главой государства и сообщил о планах СССР ударить по Западному Берлину. 

Через три с половиной часа Скали позвонил Феклисову и вновь пригласил его на встречу в кафе. Там он передал советскому резиденту условия Кеннеди – СССР должен вывести ракеты с Кубы под контролем ООН, а США тогда снимут морскую блокаду острова и сделают публичное заявление о том, что более никогда не будут вторгаться на Кубу. Хотя это заявление было сделано в устной форме, Феклисов его записал. И переспросил у Скали, когда американцы уберут свои ракеты из Турции. Был получен ответ – через шесть месяцев.



Вернувшись в посольство, Феклисов шифровкой по линии разведки передал содержание разговора с американским журналистом в Москву. Весь следующий день 27 октября и советская, и американская стороны провели в напряженном ожидании. Утром 28 октября 1962 года Никита Хрущев дал согласие на вывод советских ракет с Кубы и принял американские условия. Уже затем начались официальные переговоры, приведшие к разрешению Карибского кризиса мирным путем. 

Таким образом, встреча советского разведчика с американским журналистом фактически положила конец противостоянию, поставившему мир на грань ядерной катастрофы. Вскоре США вывели ракеты с территории Турции, что стало большим достижением для обеспечения безопасности советского государства.

Александр Семенович Феклисов возглавлял советскую резидентуру в Вашингтоне до 1964 года. В 1964 году, в пятидесятилетнем возрасте, он вернулся на родину и продолжил службу в Краснознаменном институте КГБ СССР. В 1974 году он вышел в отставку в звании полковника, проработав во внешней разведке в общей сложности 35 лет, из которых 15 лет провел в заграничных командировках в США и Великобритании. 

Уже в постсоветское время Александр Семенович написал несколько интересных книг, в которых рассказывал о своей службе во внешней разведке, в том числе за океаном, о том, как выстраивались отношения с советской агентурой у одного из самых известных президентов США – Джона Кеннеди. 

Самое интересное, что роль Феклисова в предотвращении ядерной войны тщательно скрывалась в самом Советском Союзе и многие годы после Карибского кризиса. Конечно, Александр Семенович неоднократно награждался высокими государственными наградами, включая орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, два ордена Красной Звезды. Но лишь в 1996 году президент Российской Федерации Борис Ельцин присвоил 82-летнему ветерану внешней разведки полковнику Александру Феклисову звание Героя России. 

Александр Семенович Феклисов прожил большую и очень интересную жизнь. В ней было больше места не столько романтике, сколько ежедневному сложному и опасному труду во благо интересов советского государства. Полковник Александр Феклисов скончался 26 октября 2007 года в возрасте 93 лет.
Автор:
Илья Полонский
Использованы фотографии:
rg.ru, polithistory.ru

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх