«Это трепетом сердца живого/ Наш Матросов закрыл пулемёт…/ Никогда своего рядового/ Не забудет советский народ!» - еще недавно пели наши отцы. Они и подумать тогда не могли, что не пройдет и полвека, как в их Отечестве, за которое они отдавали жизни, не останется почти ни одного героя, который не был бы оболган и оплеван. И больше всего при тотальной дегероизации минувшей войны досталось именно ему - рядовому Александру Матвеевичу Матросову.
В феврале прошлого года его подвигу исполнилось 70 лет. Газета «Культура» опубликовала тогда большой материал Н. Иогансена с символическим заголовком «Спасти рядового Матросова». В нём сказано: «70 лет назад, 27 февраля 1943 года, рядовой 254 полка 56-й гвардейской стрелковой дивизии Александр Матросов совершил бессмертный подвиг, закрыв грудью амбразуру немецкого дзота. Имя отважного солдата стало нарицательным, в течение долгого времени оно олицетворяло героизм и самопожертвование. На примере Матросова несколько поколений молодежи учились любви к Родине и умению защищать ее. К сожалению, в новые времена многое изменилось. Самого героя оклеветали, его музей уничтожили, мемориальный комплекс разграбили и даже сам факт подвига поставили под сомнение. Наш долг - спасти рядового Матросова, восстановить его честь, репутацию, доброе имя в историческом сознании россиян».
Что ж, поможем и мы, в меру скромных сил, этому благороднейшему устремлению. И начнём вот с такого документа: «Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков. Нахожусь во втором батальоне. Наступаем. В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперёд. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт Волков».
К великому прискорбию, с подробностями не получилось. Старший лейтенант Пётр Волков погиб смертью храбрых к концу того же дня 27 февраля 1943-го.
Отчасти из-за этого трагического обстоятельства, но более всего из-за небезупречной тогдашней партийно-политической работы в войсках, великий подвиг русского паренька у Великих Лук оброс впоследствии недоговорками, вымыслами, а то и откровенной фальсификацией.
Ведь это же факт, что официальная военная пропаганда «подверстала» героизм Матросова задним числом к 23 февраля – 25-летию Красной Армии. Здесь не время и не место оценивать действия фронтового агитпропа с высоты наших нынешних понятий о нравственных категориях. Тем более, что свою задачу в конкретно-исторических условиях агитпроп тот сполна выполнил. И если бы последующие оголтелые критики всего советского прошлого ограничились только уточнением времени подвига Матросова, их даже можно было бы понять. Только ведь не справедливости ради идёт тотальная атака на героев былых сражений, а ведётся яростная война на поголовное изничтожение памяти о них, на полное стирание их светлых имён с исторических скрижалей, на то, чтобы никогда более Матросовых не рождала земля русская.
Для начала они объявили Матросова матёрым уголовником, встретившим войну в колонии. Для него поэтому, как и для всякого зека, «судьба была индейкой, а жизнь – копейкой». Какой уж тут великий подвиг.
Что в этом смысле на сегодняшний день установлено безоговорочно. Александр Матросов действительно был этапирован в уфимскую детскую трудовую колонию № 2 под новый, 1941-й год. Поймали его в Куйбышеве, как сбежавшего из ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества, потом их называли ПТУ). За несколько лет до этой «посадки», юноша, потерявший родителей ещё в шестилетнем возрасте, уже убегал из детского дома в Мелекессе (сейчас Димитровград Ульяновской области). Так что, срок свой Матросов получил, как бы мы теперь сказали, по совокупности: за неоднократное нарушение паспортного режима. Накануне войны за такой «злостный проступок» полагалась очень серьёзная 192-я статья, часть 2 УК РСФСР от 1926 года. Нынешнему поколению попробуй ещё разъясни, за что такие суровости: ведь сейчас даже президентами бывших союзных республик становятся люди с судимостями. А тут - обычная судьба мальчишки-беспризорника. Но, поди ж ты, «борцы за справедливость» сделали из неё «тюремную сенсацию об уголовнике и бандите Матросове». Но теперь ты, читатель, видишь, какой из него был «блатной» и «матёрый рецидивист». К слову, хоть и вёл себя парнишка в заключении раскованно и даже вызывающе, но именно его начальство произвело в помощники воспитателя колонии.
Все до единого свидетели того периода утверждают: очень справедливым и честным человеком был Саша. Чего никак не скажешь о «злостных исследователях» его биографии.
И когда у них не сработало «клеймо уголовника», для Матросова была сконструирована новая уничижительная версия: его записали в штрафники.
Здесь надо обязательно упомянуть о том, что Матросов из тюрьмы добровольцем ушёл на фронт ещё в октябре 1942 года. Кстати, с очень хорошей, если не сказать замечательной характеристикой парень покинул место заключения. Оно и понятно. Как только началась война, он буквально преобразился: вся «молодеческая дурь» мгновенно вылетела из его головы. Александра даже избрали председателем конфликтной комиссии, которая улаживала споры колонистов и начальства – во как! Закономерно, что юношу сразу же направили в Краснохолмское пехотное училище под Оренбургом (тогда город носил имя Чкалова). В училище Саша тоже был душой взвода. Любил петь, играл на гитаре, пользовался непререкаемым авторитетом среди курсантов. Из него получился бы отличный офицер – в том не может быть никаких сомнений. Однако в связи с тяжелейшим положением на советско-германском фронте личный состав большинства пехотных училищ страны в срочном порядке отправили на передовую. Что дало повод всяческим недоброжелателям заключить: раз Матросов не стал лейтенантом, значит, наверняка, проштрафился. Но и это злопыхательство разбивается в пух и прах элементарно. В наградном листе бойца сказано, что прибыл он на фронт 25 февраля 1943 года. Погиб – 27 февраля. За два дня угодить в штрафную роту (а не в штрафбат, как утверждают «исследователи» - туда направляли исключительно офицеров) теоретически было невозможно.
Короче говоря, штурм в лоб крепости подвига Александра Матросова с помощью откровенной лжи не состоялся. Тогда злопыхатели изобрели самый коварный и злостный вид подкопа.
Его идеологом и вдохновителем по праву можно считать бывшего главреда журнала «Вопросы литературы» Лазаря Лазарева. Вот как он «разделался с геройством» солдата: «Летом сорок третьего года, когда после указа о присвоении Александру Матросову звания Героя Советского Союза вовсю разворачивалась пропагандистская кампания по прославлению его подвига как примера для подражания (даже до нас она докатилась, хотя газеты к нам на передовую попадали не часто), мы как-то обсудили эту историю. Нам, видевшим, что делает с человеком пулеметная очередь с близкого расстояния, было ясно, что закрыть своим телом амбразуру нельзя. Как выглядит человек после этого - не хочется вспоминать. Но не выдумали же эту историю, что-то, наверное, все-таки за ней стоит, что-то было на самом деле. Наше общее мнение было: показалось. Когда Матросов попал под пулеметную очередь, тем, кто был сзади него в нескольких десятках метров, показалось, что он собой закрыл их от работающего пулемета.
К 50-летию Победы услышал по радио передачу «Награда нашла героя». Это было интервью с солдатом, повторившим подвиг Александра Матросова (формула эта тогда вошла в обиход) и удостоенным звания Героя Советского Союза. Герой оказался трактористом из тех глубинных сельских мест Украины, где говорят по-украински, немногие русские слова в его рассказе были явно армейского, фронтового происхождения. Он очень просто, я бы сказал даже, буднично - видно, не чувствуя себя героем, награда, можно сказать, свалилась на него, - и поэтому абсолютно достоверно рассказал, как было дело. И было оно, в общем, так, как мы когда-то себе нарисовали. Он оказался впереди атакующих, привстал, чтобы бросить гранату, а в это время по нему стеганула пулеметная очередь. А тем, кто был сзади, показалось, сказал он, что я прикрыл их от пулемета. В части, где он служил, его посчитали убитым, а он выжил, хотя и стал инвалидом; понятия он не имел, что его представили к какой-то награде. Пропагандистская кампания, прославляющая подвиг Александра Матросова, была, как мне кажется, малоэффективна. Обстрелянному солдату в голову не могло прийти грудью встречать пулеметную очередь, он всячески старался укрыться от губительного огня - только так можно было по-настоящему воевать».
Понятен пафос Лазарева? Он – в слове «показалось». Ах, как бы некоторым хотелось, чтобы показалось! А ещё лучше, если бы всякое воспоминание о Матросове ассоциировалось у людей с анекдотом: рядовой на самом-то деле… поскользнулся на льду. И при чём здесь геройство? Помните у Михаила Задорнов: «Молодцы американцы. У них целый отдел из советских предателей-диссидентов работал – придумывал антисоветские анекдоты». Но опять-таки – «не срастется», ну никак не получается у злопыхателей свести высшее проявление дерзновенности человеческой воли и духа к бытовому обывательскому суждению. Может быть, Лазареву что-то, где-то и показалось, но как тогда быть с остальными 412 случаями? Ведь именно столько документально зафиксированных геройских поступков советских воинов, грудью своей закрывавших вражеские дзоты. А сколько за всю войну случилось, если так можно выразиться, неучтенного героизма – уточнить теперь вообще невозможно.
Правда, нам известно, что младший политрук роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии Александр Панкратов погиб в бою ещё 24 августа 1941 года при обороне Новгорода. В наградном листе на посмертное присвоение отважному воину звания Героя Советского Союза говорится: «При штурме Кирилловского монастыря противник открыл сильный огонь. Левофланговый пулемёт противника не давал возможности группе храбрецов во главе с Панкратовым войти в расположение монастыря. Тогда Панкратов вырвался вперёд на пулемёт, бросил гранату, ранил пулемётчика. Пулемёт на время замолчал. Затем снова открыл бешеный огонь. Политрук Панкратов с возгласом «Вперёд!» вторично бросился на пулемёт и своим телом закрыл губительный огонь противника». Так что Матросов действительно был не первым, кто бросился на дзот. Но разве это хоть сколь-нибудь умаляет его подвиг? И разве нет величайшей национальной символики в том, что всё геройское племя русских военных Данко получило гордое имя Матросовых?
«Пропагандистская кампания, прославляющая подвиг Александра Матросова, была, мне кажется, малоэффективна». Даже трудно сказать, чего больше в этой нелепой фразе – недомыслия, цинизма или злобы.
Потому как пропаганда подвига Матросова – высший взлёт советской идеологии, теоретически немыслимый в той же Германии. Сила воздействия необычного подвига в годы той войны была столь велика, что нам даже трудно себе представить её космические параметры. Да будет известно всем нынче злорадствующим, что только в одном бою закрыли амбразуры своими телами сержант 299-го стрелкового полка Иван Герасименко, его подчинённые рядовые Александр Красилов и Леонтий Черемнов. Сибиряки-земляки из Новокузнецка сознательно, друг за другом, шли на верную смерть для того, чтобы выполнить боевой приказ.
Невероятно, но с некоторыми из героев случалось, порой, небывалое – они оставались живы! Так оправились после тяжелейших ранений русские воины А.А. Удодов, С.И. Кочнев, Л.В. Кондратьев, украинец В.П. Майборский, казах С.О. Оразаминов, еврей Т.Х. Райз.
Алексей Яковлевич Очкин на фронт ушел шестнадцатилетним. Двадцать (!) раз был ранен и контужен. На Курской дуге повторил подвиг Матросова - закрыл грудью немецкую пулеметную амбразуру. Чудом остался жив. Участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги. Очкин - кавалер четырех орденов. После войны пять лет провёл в госпиталях. Работал на заводе, закончил вечернюю школу, затем - институт кинематографии. Снял фильмы «Мы из Семиречья», «Гонки без финиша». Написал документальную книгу о себе, но в третьем лице. Умер он 16 февраля 2003 года. Ну и как таким людям, а следом за ними и нам всем, не возмущаться этим «показалось»!
Вернёмся, однако, к Александру Матросову. Тем более, что не о всех его посмертных злоключениях ещё рассказано. В середине 90-х появилась абсолютно неожиданная версия - мол, Матросов на самом деле был… башкир и звали его... Шакирьян Мухамедьянов. Идея, пришедшая в голову башкирскому писателю Рауфу Насырову, мгновенно овладела воспалёнными умами «либерастических публицистов». (Хотя мне известны даже некоторые серьёзные журналисты, клюнувшие на эту развесистую клюкву). Так вот Насыров посвятил своим «исследованиям» целую книгу, которая так и называлась "Откуда ты родом, Матросов?". Нашлись доброхоты, снявшие даже фильм по мотивам этой книге. Из неё следует, что Шакирьян Мухамедьянов родился в Учалинском районе в деревне Кунакбаево. А далее - всё, что мы знаем о Матросове – рано теряет мать, убегает из отцовского дома и попадает в трудовую колонию в Уфе. Доказательства у «исследователя» - пара «свидетелей», совершенно не умеющих говорить по-русски, и «ветеран войны» Маргазим Каримов из деревни Кунакбаево, родившийся… в 1935 году! Но вот что самое примечательное во всей этой натужной, за уши притянутой истории. Как только сторонникам «башкирских корней» Матросова было предложено провести генетическую экспертизу,- а такое вполне возможно: взять образец из могилы Александра в Великих Луках и сравнить его с ДНК живущих сейчас Мухамедьяновых, - так всякие разговоры о «герое Шакирьяне» раз и навсегда прекратились. А мне вдруг подумалось: даже если на миг допустить правоту того же Насырова, то неужели ему и другим падким на сенсацию людям не показалось кощунственным задним числом поправлять биографию героя, который именно Матросовым будучи принял смерть за Родину? Вот тут им, к прискорбию, «не показалось»…
Вот уже более четверти века наша либеральная тусовка так изощрённо, люто, остервенело дегероизирует историю собственной страны и особенно военных великомучеников минувшей войны, таких как Матросов. Но они забывают простую истину - что, «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». Подвиг Матросова, как уже говорилось, повторили 412 человек. Подвиг Талалихина повторили за годы войны 300 человек! И при этом не все погибли! Подвиг Гастелло на счету 595 лётчиков. 506 таранов совершено нашими лётчиками по наземным целям. Советские воины совершили так же 16 морских и 160 танковых таранов. При этом историки авиации пишут: «В документах противника отмечено ещё более двух десятков таранов, совершённых советскими лётчиками, которые до сих пор не идентифицированы».
Здесь решающее слово вовсе не за арифметикой бесстрашных подвигов, а за их окрыляющей философией...
В минувшую Отечественную и Великую войну мы отбивались не только от одной Германии - от всей Европы скопом. За вычетом англичан. Напомню, что на стороне Германии против СССР воевали регулярные войска Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии, Словакии, Хорватии, а так же добровольческие подразделения испанцев, бельгийцев, голландцев, французов, датчан, норвежцев. Конкретно французов-добровольцев было 200 тысяч. На нашей стороне сражалось чуть больше 100 человек из полка «Нормандия-Неман». Всё. Однако сыновья и внуки тех, кто был на голову разбит, теперь с мстительной злостью переписывают итоги Второй мировой. И героями становятся уже пособники Гитлера.
Ну а теперь главное. В том огромном людском сонмище, которое с огнем и мечом рвалось на Восток («Дранг нах Остен») не нашлось ни одного комбатанта, который бы в бою поступил так, как Александр Матросов! Ни одного! Что в высшей степени символично и закономерно.
Потому что не может быть агрессия, как ты её ни приукрашивай, ни вылизывай задним числом, светлой и героической. Она всегда подлая, коварная, нечеловеческая. А отсюда и повальная атрофия человеческой нравственности. Они не способны разглядеть подлинную высоту духа и высочайшее мужество за готовностью настоящего русского человека следовать древнему завету отечественного воинства: «Сам погибай, но товарища выручай!» Никогда вам не понять наших Матросовых – даже не пытайтесь. Кишка тонка.
Долгих четверть века мы все, оторопелые, находились, словно в идеологическом ступоре от повального вранья самозваных «правдолюбцев», вытаптывавших могилы наших национальных героев. Слава Богу, наша растерянность проходит, как проходит и время исторического самопоношения. В этом смысле меня сильно вдохновило решение о создании «Книги памяти». Верю, что в нее будут записаны все светлые имена людей, являющихся нашей национальной гордостью. И в числе первых – имя Александра Матросова – бессмертного героя русского народа. И мы уже никогда и никому не позволим на него покуситься.