Поездка на курорт для советского человека была потрясением всех его моральных устоев. Всю жизнь он был частью большой системы, а тут вырывался на свободу под палящее южное солнце и попадал в такую сказку, что мог возомнить себя принцем или принцессой – человеком, который может позволить себе все. В том числе и курортный роман…
В советский отрыв
Отпуск для советского человека был отдельным событием. Люди с головой окунались в маленькую курортную жизнь, где можно было почувствовать себя свободным человеком. Им не составляло труда завести «курортный роман».
Море, пляж, романтика заставляли отдыхающих бросаться в объятия красивых незнакомцев и незнакомок. Такие отношения обычно получались легкими – без взаимных претензий и обязательств.
Справедливости ради надо заметить, что понятие «курортный роман» родилось вовсе не во времена СССР, а гораздо раньше. Традиционно еще со времен царской России любой курорт воспринимался как пространство свободы в сфере отношения полов.
Курортные романы начали сотрясать центр тогдашнего туризма Ялту еще в конце XIX века. Российская знать зачастую отправляла на отдых в Тавриду своих жен совершенно одних. Жили они в Крыму иногда по несколько месяцев на своих дачах либо в меблированных квартирах в полном одиночестве и скуке.
Часто лекарством от такой скуки были знакомства с отдыхающими здесь же мужчинами. Совместные прогулки по набережной, поездки в горы сближали людей. Замечательным памятником курортному роману того времени является произведение Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой».
Спонтанный, ни к чему не обязывающий курортный ялтинский флирт привел чеховских героев к всепоглощающей огромной любви. Ну а сердечные страдания стали наказанием героям за то, что они продолжили отношения после курорта.
С приходом к власти большевиков идеологическая составляющая курортного отдыха в СССР так и не была достаточно четко сформулирована. Советский курорт, следуя дореволюционным схемам, воспринимался гражданами как место сексуальной свободы. Причем курортные романы случались как между отдыхающими, так и с участием работников курортов.
Например, в архиве санатория Усть-Качка упоминается о подобных ситуациях. Так, в 1948 году сторож санатория Смирнова была уволена за то, что она в ночь с 8 на 9 апреля «пригласила к себе двух молодых людей с балалайкой. После чего они забрались в комнату к директору и весело провели там время».
И все же годы восстановления народного хозяйства не способствовали развитию туризма, равно как и курортным романам. Лишь с середины 70-х годов прошлого века, когда советский человек смог позволить себе отпуска на море, курортный роман вновь завоевал сердца отдыхающих.
А как же иначе? Ведь любой человек, приезжая на курорт, получал лишь традиционный набор развлечений: концерты заезжих звезд, рассматривающих свое присутствие на сцене как какое-то одолжение массовой публике, юрких фотографов с обезьянками на поводке и зазывал на экскурсии к водопадам… А хотелось чего-то яркого – курортного романа!
К примеру, такого романа, как у Льва Лещенко. Известный певец и его будущая жена Ирина впервые встретились в Сочи, где артист давал концерты, а девушка отдыхала.
– Представил нас мой приятель, который уже познакомился с Ириной и ее подругой на пляже, – вспоминает Лещенко. – В тот момент Ирина не произвела на меня никакого впечатления. Девчонки возвращались с пляжа – неприбранные, без косметики. Когда же вечером мы встретились в ресторане, они уже были при всем параде. Мы замечательно посидели. Между нами пробежала какая-то искра!
На следующий день девушка вернулась из Сочи в Москву.
– И хотя у меня оставалось еще три свободных дня, я улетел вслед за Ирой, – говорит Лещенко. На тот момент певец был женат на Алле Абдаловой, но объясняться с женой ему не пришлось: «Алла уже все поняла. Выставила мой чемодан в прихожую и сказала: «Живи, как тебе нравится…»
Частенько курортные романы закручивались и в ходе популярных в советское время пешеходных походов по Крыму. Инструкторами в этих походах работали в основном студенты географического факультета Симферопольского госуниверситета.
Примерно 80 процентов каждой группы составлял женский пол. Чтобы произвести впечатление на приезжих москвичек, ребята-инструкторы одевались в крутые горные ботинки – короче, выглядели настоящими мачо.
Стандартная схема «крымского горного съема» строилась примерно так. Уже при встрече с группой опытный взгляд выхватывал из общей толпы наиболее раскрепощенную одинокую девушку.
Во время ужина понравившуюся даму инструктор сажал рядом с собой. Очень уместными здесь становились несколько бутылочек крымского вина, выставленных молодым проводником на общий стол. Переломным моментом служило предложение «выпить на брудершафт» с непременным глубоким поцелуем после этого.
Ну а дальнейшее развитие событий было стандартным: «Пойдем, поможешь мне принести из моего домика еще вина и фруктов». Поход в домик завершался предложением выпить еще вина наедине, ну а дальше – предложение остаться ночевать вместе.
Потом, конечно, будут слезы расставания, заученные фразы: «Конечно, я буду тебя помнить и ждать, приезжай в следующем году» и т. д. Затем группа уезжает, а на следующий день приходит новая…
Секс-спасатели
И если в горах приезжих девушек обхаживали ребята-проводники, то на побережье изо всех сил старались их коллеги – спасатели.
В СССР на каждом пляже за поведением отдыхающих на воде следили молодые накачанные ребята – как правило, студенты факультета физического воспитания. В их ведении были вышка и бинокль, что помогало разглядывать женские тела.
Также в арсенале спасателя часто была моторная лодка, на которой можно было отвезти понравившуюся девушку на прогулку в море. Ах, сколько же девчонок мечтали о таком отдыхе: нестись по волнам, ловить соленые брызги и слушать модную песню из транзистора!
Ну и разве могла какая-нибудь девчушка из средней полосы России отказать загорелому и обходительному спасателю в предложении посидеть вечером на берегу моря и попробовать свежих пожаренных мидий? Да еще и с пьянящим крымским вином?
Помимо горных проводников и матросов-спасателей, была на советских курортах и еще одна категория мужчин, которые с радостью дарили любовь приезжим красоткам. Это таксисты.
К примеру, если одинокая девушка заказывала трансфер от вокзала или аэропорта до пансионата, то именно таксист становился первым темпераментным мужчиной, которого она встречала. И надо сказать, что довольно часто такая поездка заканчивалась непринужденным сексом либо в машине, либо на берегу моря…
Такие любовные истории чаще всего завершались с окончанием отпуска.