Последние комментарии

  • javlep23 сентября, 0:43
    Ну да очень характерно,  что из всего написанного мной вы обратили своё внимание только на "идиотизм" и принцип его ф...Как Сталин и Молотов уговаривали строить нужные Красной армии самолеты
  • Горский Виктор22 сентября, 23:44
    У меня - чужой идиотизм, я говорю то, что говорят люди к которым я отношусь с уважением и доверием. У тебя свой идиот...Как Сталин и Молотов уговаривали строить нужные Красной армии самолеты
  • Владимир Сабакарь22 сентября, 23:24
    Вы НАГЛЕЙШИМ ОБРАЗОМ соврали несколько раз. В расчёте что тут перед Вами лохи сидят. Я с Вами больше не переписываюсь...Как Сталин и Молотов уговаривали строить нужные Красной армии самолеты

О МАЖОРАХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН - ВАСИЛИЙ СТАЛИН

«Мажор» - современный сленг, употребляемый для названия молодых людей из среды «золотой молодежи» (от фр. jeunesse doree), чью жизнь и будущее устраивают и определяют их влиятельные родители.

Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков.

Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.

Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.

* * *

«Сын за отца не отвечает!» - эти крылатые слова руководителя Советского государства И.В. Сталина (в период с 1924 по 1953 гг.), во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Верховного Главнокомандующего, были известны в Советском Союзе почти каждому.

Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.

О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.

Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…

* * *

Гвардии полковник СТАЛИН Василий Иосифович, 1921 г.р., 286-я истребительная авиационная дивизия (3-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), командир авиационной дивизии, грузин. Место рождения: г. Москва, РСФСР. В 1938 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.

*Звание и должность указаны по состоянию на май 1945 г.

* * *

Младший сын Иосифа Виссарионовича Сталина – Василий Иосифович Сталин родился 21 марта 1921 г. в Москве.

Учился в обычной московской школе, на занятия ездил на трамвае, без всякой охраны. Как и многие другие дети того времени, Василий мечтал стать летчиком.

После окончания средней школы в ноябре 1938 г. был зачислен курсантом Качинской военной авиационной школы им. А. Мясникова, которую закончил в марте 1940 г.

По воспоминаниям преподавателей авиашколы, Василий занятия по теории не любил, но на практике оказался способным курсантом, а впоследствии прекрасным летчиком. Присвоено воинское звание «лейтенант».

С марта 1940 г. проходил службу в 16-м истребительном авиационном полку 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа, в должности летчика. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».

С сентября 1940 г. обучался в Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского. В декабре того же года был переведен на Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий, которые окончил в мае 1941 г. Присвоено воинское звание «капитан».

В июне 1941 г. Василий Сталин был назначен летчиком- инспектором 2-го отдела Главного Управления ВВС РККА. Присвоено воинское звание «майор».

С сентября 1941 г. – начальник Инспекции ВВС Красной Армии. Присвоено воинское звание «полковник».

В феврале 1943 г. полковник В.И. Сталин добился направления на фронт и вступил в командование 32-м гвардейским истребительным авиационным полком.

4 апреля 1943 г. Василий Сталин получил тяжелое осколочное ранение. Во время рыбалки с применением взрывчатых веществ в руках у одного из опытнейших офицеров-оружейников взорвался авиационный реактивный осколочный снаряд (несчастный случай, как следствие заводского брака!), в результате чего тот скончался. Этот случай возымел серьезные последствия для командира полка – 26 мая 1943 г. гвардии полковник В.И. Сталин приказом наркома обороны И.В. Сталина был снят с должности командира 32-го ГИАП.

До декабря 1943 г. находился на излечении в военном госпитале в Москве.

В январе 1944 г. В.И. Сталин был назначен летчиком-инспектором 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса (майорская должность).

В мае 1944 г. был назначен командиром 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в состав которой входил 32-й ГИАП, которым он командовал ранее. Дивизия под его командованием участвовала в боевых действиях по освобождению Минска, Вильно, Лиды, Гродно, Паневежиса, Шяуляя и Елгавы.

С февраля 1945 г. до Победы в мае 1945 г., и далее, по июль 1946 г. был командиром 286-й истребительной авиационной дивизии. Дивизия под его командованием принимала участие в Берлинской наступательной операции.

* * *

Из журнала боевых действий 32-го гв. ИАП:

«…5 марта 1943 г. Задача – сопровождение 6 самолетов ИЛ-2 (266 ИАД) в районе Семкина Горушка, Глухая Горушка, Зекино.

Время вылета – 16.32. Время посадки – 17.07.

Взлетело – 8.

Летчики: ХОЛОДОВ, МАКАРОВ, БАКЛАН, КОВАЛЬ, СТАЛИН, ЛЕПИН, ШУЛЬЖЕНКО, ВИШНЯКОВ.

Приземлилось – 8.

Результаты выполнения задания: задание выполнено. В районе Семкина Горушка на высоте 200 м и ниже встретили 6 ФВ-190. Вели воздушный бой. Сделано 10 атак. В результате воздушного боя гв. полковник СТАЛИН сбил одного ФВ-190, который упал горящий в районе Семкина Горушка. Мл. лейтенант ВИШНЯКОВ сбил ФВ-190, который упал в этом же районе. Сбитые самолеты подтверждают капитан ХОЛОДОВ, капитан БАКЛАН, ст. лейтенант ЛЕПИН. Рация «Байкал» связь держала хорошо. Падение сбитых самолетов наблюдали с «Байкал-3».

ЦАМО РФ. Ф. 22067, оп. 0211023, д. 0001, л. 30.

* * *

Из представления к ордену Суворова 2-й степени:

«…В состав 16-й воздушной армии тов. СТАЛИН прибыл в период подготовки частей к Берлинской операции. С первых дней командования дивизией энергично взялся за подготовку частей ее к предстоящим боевым действиям на Берлинском направлении.

За период проведения Берлинской операции частями дивизии под непосредственным руководством товарища Сталина произведено 949 успешных самолетовылетов, проведено 15 воздушных боев, в ходе которых сбито 17 самолетов противника. Кроме того, штурмовыми действиями уничтожено и повреждено большое количество живой силы и техники противника, чем оказано большое содействие наземным войскам в прорыве сильно укрепленной, глубокоэшелонированной обороны немцев на подступах к Берлину, и в самом Берлине.

Летный состав дивизии сколочен, и способен выполнять сложные боевые задания в простых метеоусловиях днем всем составом.

Лично тов. Сталин за время участия на фронтах Отечественной войны произвел 26 боевых вылетов, сбил лично два самолета противника.

Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным.

За умелую организацию боевой работы и личные боевые заслуги достоин правительственной награды – ордена СУВОРОВА ВТОРОЙ СТЕПЕНИ*.

Командующий 16-й воздушной армией генерал-полковник авиации РУДЕНКО. 11 мая 1945 г.».

*Указом Президиума ВС СССР от 29.05.1945 г. награжден орденом Суворова 2-й степени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686046, д. 38, л. 191.

* * *

С 18 июля 1946 года В.И. Сталин – командир 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в составе ГСОВГ. Присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».

В июле 1947 году переведен в Москву, на должность помощника по строевой части командующего ВВС Московского военного округа.

17 января 1948 года назначен командующим ВВС Московского военного округа. Присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».

В начале 1950-х годов по его приказу в Ленинградском районе Москвы было начато строительство спортивного центра и гостиницы «Советская». Был известен как покровитель спорта, создатель футбольной, хоккейной и других команд ВВС МВО, куда переводились сильнейшие спортсмены страны. Был председателем Федерации конного спорта СССР.

Как командующий ВВС МВО организовывал и контролировал боевую учебу, освоение авиационной техники, переучивание летного и технического состава на реактивную технику, проводил военные советы и инспекторские проверки, контролировал строительство, занимался устройством быта подчиненных. Ветераны вспоминают, что именно он организовал строительство 500 финских домиков, в которые расселили семьи летчиков и техников 3-х гарнизонов, ютившиеся до этого в бараках и казармах.

Письменным приказом заставил офицеров ходить в вечерние школы с тем, чтобы у всех было среднее образование.

Добился строительства нового здания для штаба ВВС МВО, до этого штаб не имел своего здания.

Был снят с должности и выведен в распоряжение Главкома ВВС в июле 1952 года – после того, как по окончании праздника Воздушного флота на аэродроме Тушино, пришел на правительственный прием в нетрезвом состоянии, грубо ответил на замечание главкома ВВС П.Ф. Жигарева. После этого Иосиф Сталин выгнал Василия Сталина из зала, а также припомнил ему, что 1-го мая 1952 года, после воздушного парада на Красной площади, при заходе на посадку разбились из-за низкой облачности два новейших реактивных бомбардировщика Ил-28.

В августе 1952 г. В.И. Сталин был зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба. Интереса к учебе не проявлял, на занятия ходил мало, мотивируя тем, что он уже окончил одну академию – академию войны.

После смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 г. у Василия Сталина началась проблемы с новой властью. Почти сразу после смерти отца его вызвал министр обороны СССР Николай Булганин и отдал распоряжение уехать из Москвы – командовать авиацией одного из отдаленных округов. Однако Василий Сталин приказу не подчинился.

26 марта 1953 г. генерал-лейтенант авиации В.И. Сталин был уволен в запас без права ношения военной формы. Обратившись в китайское посольство с информацией о том, что его отца отравили, и просьбой о выезде в Пекин, Василий Сталин фактически подписал себе приговор. 28 апреля 1953 г. он был арестован и обвинен в клеветнических заявлениях, направленных на дискредитацию руководства страны.

Кроме того, в ходе следствия его обвинили в злоупотреблении служебным положением, рукоприкладстве, интригах, в результате которых погибли люди. Во время следствия Василий дал признательные показания по всем, даже самым нелепым пунктам обвинения. Следствие длилось 2,5 года. Все это время он был под стражей.

Василия Сталина приговорили к 8 годам тюремного заключения за «антисоветскую пропаганду» и злоупотребление служебным положением.

Содержался во Владимирском централе, где числился как «Василий Павлович Васильев». В тюрьме тяжело заболел, фактически стал инвалидом.

Протестуя против необоснованного содержания под стражей, неоднократно писал письма Хрущеву, Ворошилову, Булганину и другим руководителям страны, с просьбой разобраться в его деле. Ответов на письма не получал.

9 января 1960 года был досрочно освобожден из тюрьмы и вызван на прием к Н. С. Хрущеву.

21 января 1960 г. приказом Министра обороны СССР был изменен приказ от 26 марта 1953 г., и теперь он был уволен с правом ношения военной формы и пенсионным обеспечением. Ему дали трехкомнатную квартиру в Москве, назначили пенсию, подняли вопрос о возвращении изъятого при аресте личного имущества.

16 апреля 1960 года Василий Сталин был вновь арестован - «за продолжение антисоветской деятельности». Это выразилось в посещении им посольства КНР, где он якобы сделал «клеветническое заявление антисоветского характера». Был возвращен в места лишения свободы «для отбытия оставшейся части наказания», год находился в Лефортовской тюрьме.

28 апреля 1961 г. Василий Сталин был освобожден из тюрьмы в связи с отбытием срока наказания. Ему было запрещено жить в Москве и Грузии, а также носить фамилию «Сталин», в паспорте он стал именоваться «Джугашвили».

Местом его жительства был определен г. Казань, закрытый для посещения иностранными гражданами.

Василий Иосифович Сталин (Джугашвили) скончался 19 марта 1962 г. По заключению врачей, от отравления алкоголем. В 1998 году Капитолина Васильева, его третья жена, присутствовавшая на его похоронах, поставила под сомнение версию отравления алкоголем и сказала, что вскрытия не было.

21 марта 1962 года Василий Сталин был похоронен на Арском кладбище в Казани. В 2002 г. его тело было перезахоронено на Троекуровском кладбище в Москве, рядом с последней женой Марией Игнатьевной.

На памятнике начертано: «ДЖУГАШВИЛИ Василий Иосифович. 21.03.1921 – 19.03.1962 гг.».

* * *

Награды:

Орден Красного Знамени (1942); Орден Александра Невского (11.03.1943); Орден Красного Знамени (02.07.1944); Орден Суворова II степени (29.05.1945); Орден Красного Знамени (22.06.1948); Медаль «За боевые заслуги» (1948 – за 10 лет службы); Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За взятие Берлина»; Медаль «За освобождение Варшавы»; Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Орден «Крест Грюнвальда» (ПНР) (1945); Медаль «За Одру, Нису и Балтику» (ПНР) (1945); Медаль «За Варшаву 1939-1945» (ПНР,1945).

Благодарности Верховного Главнокомандующего:

- За овладение городом Лида – крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев на гродненском направлении 9 июля 1944 г.);

- За овладение городом Елгава (Митава) – основным узлом коммуникаций, связывающим Прибалтику с Восточной Пруссией (31 июля 1944 г.);

- За овладение важными опорными пунктами обороны немцев Телыпай, Плунгяны, Мажейкяй, Тришкяй, Тиркшляй, Седа, Ворни, Кельмы (8 октября 1944 г.);

- За овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлиц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфельде, Карлсхорст, Кепеник и за бои в столице Германии Берлине (23 апреля 1945 г.).

- За овладение столицей Германии городом Берлин – центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии (2 мая 1945 г.).

* * *

Малоизвестные факты из биографии Василия Сталина:

- По заключению аттестационной комиссии, курсант Качинской военной авиационной школы Василий Сталин сдал выпускные экзамены по всем предметам и технике пилотирования на «отлично»;

- В первой послевоенной аттестации Василия Сталина от 10.06.1945 г. записано: «Летает на самолетах ПО-2, УТ-1, УТ-2, И-15, И-5, И-153, ЛИ-2, ИЛ-4, МИГ-3, ЛАГГ-3, ЯК-1, ЯК-7, ЯК-9, «Харрикейн», ИЛ-2, «Бостон-3», ДС-3, ЛА-5, ЛА-7. Общий налет – 3145 час. 45 мин.».

Перечень освоенных самолетов – от истребителей до бомбардировщиков – и большое количество летных часов, проведенных в воздухе за штурвалом, говорит о том, что Василий Сталин летать любил, был способным летчиком, и знал толк в избранной им профессии;

- Свой первый орден – Красного Знамени – летчик Василий Сталин получил еще в 1942 г., будучи летчиком-инспектором по технике пилотирования. Обстоятельства подвига можно найти в опубликованных воспоминаниях его приемного брата Артема Сергеева.

Он написал о том, как Василий летел на истребителе без боеприпасов на тыловой тогда аэродром для проверки летной подготовки летчиков, а в это время группа немецких бомбардировщиков стала заходить на этот аэродром для его бомбежки. Василий бросился на них и стал атаковать строй немецких бомбардировщиков в лоб, угрозой тарана заставляя бомбардировщики сворачивать с боевого курса и сбрасывать бомбы мимо цели. Находившийся на аэродроме командующий воздушной армией, не зная, кто в самолете, приказал представить летчика к награждению орденом;

- Василий Сталин, чтобы гарантированно не попасть в плен (после известия о пленении старшего брата Якова), летал на боевые задания без парашюта. Обычно летчик, при посадке в самолет с уже пристегнутым парашютом, помещал его в чашу сиденья сидел на нем. Поскольку Василий не одевал парашют, то ему сворачивали и клали в чашу сиденья брезент, для нормального обзора из кабины самолета;

- Миф об беспробудном пьянстве Василия Сталина является «заказным», и сильно преувеличен. Приняв в послевоенные годы военно-воздушные силы Московского военного округа, находившиеся по уровню боевой подготовки на предпоследнем месте в СССР, молодой командующий за год вывел авиацию округа на второе место, а затем три года, до своего снятия с должности, уверенно держал первенство. Не то, что алкоголику, а и не каждому командующему-трезвеннику такое под силу. Причем, Василий начал свою деятельность с жесткой борьбы именно с пьянством летчиков;

- Василий Сталин, будучи на посту командующего ВВС Московского военного округа, продолжал летать в качестве пилота, 2 – 3 раза в неделю. Летал на всех типах самолетов, включая Ту-4, новейшем на то время стратегическом бомбардировщике;

- Миф о необоснованно быстром присвоении воинских званий Василию Сталину также сильно преувеличен. Формально он, бывший командир авиационного полка, полковник, имел право на получение звания генерал-майора авиации уже в 1944 г., вступив в должность командира авиадивизии. Но он два года «ходил в полковниках», вплоть до лета 1946 г., когда стал командиром авиакорпуса;

- Во время военного конфликта в Корее туда были посланы истребительные авиационные полки из войск ВВС всех военных округов страны, в том числе и Московского. По результатам воздушных боев с американскими ВВС, полки ВВС из Московского военного округа, подготовленные Василием Сталиным, оказались наиболее боеспособными и результативными;

- В начале 1960-го года, в промежутке между первым и вторым заключением в тюрьму, Василий Сталин написал книгу «От отца не отрекаюсь», которая еще при его жизни была издана в Китае, и лишь недавно в России.

* * *

Мнения современников – Герой России Федор Федорович Прокопенко (1916 – 2007 гг.), бывший летчик-инструктор Василия Сталина:

«…Кто лучше меня, инструктора, мог знать способности курсантов? Возможно, Василий Сталин был недостаточно усидчивый на других занятиях, но там, где дело касалось самолета и полета, летного дела, устройства машины, аэродинамики – у него были только отличные оценки, по всем летным дисциплинам.

И мало того. Мы начали осваивать тогда истребитель И-16. Это очень строгая машина. Василий нас упросил допустить его, и освоил эту машину. Я утверждаю – он летал лучше всех остальных курсантов, был самым сильным из них. Летал смело, инициативно, интуитивно. Выпустили его лейтенантом, и он сразу был назначен в строевую боевую часть.

Он рвался в бой, не думал, что с ним может что-то случиться. Это ему даже мешало, так как Василий забывал о безопасности, чувство самосохранения у него не срабатывало. Он в бой бросался, завидев противника, буквально накидывался на него. У него было тяжелейшее ранение в ногу, вырвавшее его надолго из боевого строя.

В его послужном списке записаны все типы самолетов, какие он освоил. Кажется, он все освоил. Летал на всем, что летало. Попадал в трудные ситуации – однажды в его самолет молния ударила, и машина стала неуправляемой, но он ее посадил все-таки. Сумел он посадить машину и на аэродроме в Куйбышеве, с летчиками на борту, в плохих метеоусловиях, когда за самолетами летали, а другие не смогли.

То есть, он не только сам выходил из сложнейших ситуаций, но и других спасал. И никогда потом не сетовал, не бахвалился. Всегда говорил: «Война есть война, самолет есть самолет, летчик есть летчик. Здесь уж кто кого».

* * *

Память:

- в Беларуси, под Витебском, установлен памятный знак, посвященный летчику Василию Сталину. Надпись гласит: «…Здесь, в 1944 году освобождал Витебскую область от немецко-фашистских захватчиков летчик-истребитель СТАЛИН ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ».

* * *

30 сентября 1999 г., изучив судебные и следственные материалы, Главная военная прокуратура отменила приговор Военной коллегии Верховного суда СССР и сняла с Василия Сталина все политические обвинения.

* * *

На фото: 1943 г. Командир 32-го гв. ИАП гвардии полковник Василий Сталин.

Примечание: фото найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимка произведены автором статьи.

Леонид ИГНАТЕНКО

'

Популярное

))}
Loading...
наверх