Попалась очередная интересная фотография. Экипаж летчиков-разведчиков сфотографировался около своего Пе-2. У бомбардировщика есть одна характерная деталь – нет одного мотора. Его раздолбили в бою, что не помешало экипажу вернуться на свой аэродром после выполнения задания.
На фотографии слева направо: стрелок-радист Яковлев Никита, летчик и командир звена Батовский Михаил, штурман Шамин Николай.
В тот день, 9 октября 1942 года экипаж возвращался после разведки в районе Ржева и попал в зону сильного зенитного огня немцев. Несмотря на то, что летчик маневрировал, один из снарядов попал в правый мотор и сбил воздушный винт и редуктор. «Пешка» пошла на снижение, больше напоминавшее падение самолета». Немцы огонь прекратили, а Батовскому удалось выровнять самолет и на одном моторе пойти в сторону своего аэродрома.
В итоге он провел самолет на одном моторе 325 километров и благополучно вернулся на свой аэродром и передал добытую разведывательную информацию.
Интересно, что этот же экипаж 31 августа 1942 года тоже остался без одного мотора на своей «Пешке». Тогда у самолета оторвался выхлопной клапан, был разбит картер и загорелся и заклинил один из моторов. Батовский смог сбить пламя и повел машину на одном моторе в сторону своего аэродрома. Разумеется, долетел.
За вылет 9 октября 1942 года Батовского наградили орденом Ленина (в Интернете часто приводят ошибочные данные – что было награждение орденом Красного Знамени. Это неверно, этот орден он получил ранее), а штурмана и радиста орденами Красного Знамени. Наградные документы были подписаны 6 ноября 1942 года.
А 9 ноября 1942 года, через три дня после написания приказа, экипаж погиб. Они вылетали на фотографирование районов Ярцево, Духовщины и Белого. Полет был тяжелым, доставалось от огня зениток. А уже на подлете к аэродрому их машину атаковал «мессер» и сбил. Выпрыгнуть с парашютами экипаж не успел и разбился в падающей машине. Самому старшему из них, Батовскому, было на тот момент 25 лет. А до Победы оставались еще тысячи километров.