На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

Врагу не сдаётся «балтийский Варяг»



19 августа 1915 года команда канонерской лодки «Сивуч» повторила подвиг крейсера «Варяга».

Для России военные действия весной-летом 1915 года на западном направлении были неуспешными. Германия значительно усилила восточную группировку, в результате войскам противника удалось прорвать русский фронт и занять часть российских территорий.

Мы оставили Польшу, Галицию, Курляндию (часть современной Латвии). Войска неприятеля вышли к Рижскому заливу, и фронт вплотную подошел к Риге.

Для поддержания Шлокского отряда, который держал оборону Риги и при этом практически не имел артиллерии, командование направило канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец». Вместе с другими кораблями Балтийского флота они участвовали в совместных боевых действиях с сухопутными силами Рижского укрепрайона и оказывали значительную поддержку пехоте.

Германское военное руководство для ускорения операции по захвату Риги направило в Рижский залив эскадру кораблей для ликвидации военно-морских сил России, находившихся в заливе и препятствовавших взятию города.

Попытка прорваться в залив 8 августа 1915 года для 7 немецких броненосцев, 6 крейсеров, 24 миноносцев и 14 тральщиков оказалась неудачной. Силы русских были значительно меньше, но линкор «Слава», канонерские лодки «Сивуч», «Храбрый» и «Грозящий», минный заградитель «Амур» и 16 эсминцев воспрепятствовали проходу немецкой эскадры через Ирбенский пролив.

В последующие дни немцы надежно прикрывали свои тральщики, которые разминировали минные заграждения в проливе. Силы, обороняющие Рижский залив, оказывали напирающим немцам героическое сопротивление, выбили противника из графика наступления, но как совершенно точно отметил капитан 2-го ранга Георгий Старк «с нашими силами мы позицию удержать не сможем, вопрос только времени».

К 18 августа немцы пробили полосу минных заграждений и уничтожили противолодочную сеть. К этому времени все корабли отступили на базу в Моонзунд, дальнейшее их пребывание в заливе было крайне опасным. Лишь «Сивуч» и «Кореец» продолжили работу по установке мин. Приказ покинуть Рижский залив прозвучал слишком поздно, когда в залив уже вошли корабли противника. Шанс выйти из него командиром «Корейца» капитаном 2-го ранга Иваном Федяевским оценивался как один из ста.

Федяевский и командир «Сивуча» капитан 1-го ранга Петр Черкасов приняли решение «в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединено».

6 (19) августа канонерские лодки покинули порт усть-двинской крепости, до вечера им удалось пройти курсом на север, оставаясь незамеченными. Однако около девяти часов они обнаружили приближающиеся немецкие корабли: крейсер «Аугсбург» и два эсминца.

Корабли противника были быстроходней и лучше вооружены, в сумме 17 германских пушек против 12 русских. Столкновения избежать не удалось, «Кореец» с «Сивучем», развив максимальную скорость, попытались уйти. Немцы включились в погоню, при сокращении дистанции с бортовых орудий они открыли огонь, а эсминцы выпустили торпеды. От торпед канлодки уклонились, но немецкая артиллерия достала «Сивуч» и разбила кормовые орудия.

«Корейцу» удалось сбить носовой прожектор с «Аусбурга» и при наступившей темноте, отойти. Отход «Корейца» прикрывал «Сивуч», он принял на себя всю мощь огня немецкого крейсера, к которой вскоре присоединились подошедшие немецкие эсминцы и линкоры «Позен» и «Нассау».

«Сивуч» нанес повреждения «Аугсбургу» и эсминцу, но силы были слишком не равны. Корабль превратился в пылающий факел, лодка потеряла ход и стала погружаться в воду. В таких условиях мичман Михаил Мурзин продолжал вести огонь по противнику из единственного уцелевшего орудия.

Последнее известие, которое отправил командир корабля Петр Нилович Черкасов, сообщало: «Погибаю, но не сдаюсь».

«Сивуч» затонул у острова Кюно (ныне Эстония). Немцы подобрали уцелевших моряков и оказали им помощь. 98 моряков вместе с капитаном Черкасовым погибли, от ран среди 50 подобранных, скончалось еще 8 моряков. Петр Черкасов посмертно был произведен в капитаны 1-го ранга и удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Тот самый один из ста случаев, о котором говорил капитан Федявский, выпал команде его корабля. «Кореец» сел на мель и на следующий день, чтобы корабль не достался противнику, командир принял решение взорвать его. Сведениями о том, что немцы уходят из залива, капитан Федявский не располагал. Немецкая эскадра, методично пробивавшаяся в Рижский залив, ушла из него 20 августа.

Что заставило поменять планы германского командования? Одним из факторов стало упорство русских, малыми силами они сорвали график наступления, уничтожили и вывели из строя несколько немецких кораблей.

«Сивуч», как и «Кореец» изначально строился для Амурской военной флотилии и имена им были даны в честь кораблей, участвовавших в Русско-японской войне. Команда «Сивуча» во главе с капитаном Петром Черкасовым совершила подвиг равный подвигу экипажу знаменитого «Варяга», поэтому эту канонерскую лодку называют «балтийским "Варягом"». Подвиг русских матросов и офицеров навсегда останется в истории.

Кирилл Брагин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх