Наверняка, каждому советскому человеку хотя бы иногда, но попадался на глаза лозунг "Экономика должна быть экономной", который хоть и представляет собой урезанную цитату из доклада Л. И. Брежнева: "экономика должна быть экономной - таково требование времени", но довольно точно отражает одно из главных направлений экономики того времени.
Совсем другой вопрос - какими путями собирались да и собирались ли вообще стоящие у руля страны воплощать задуманное в жизнь, но определенные меры для удержания единой покупательской способности рубля в рабочем состоянии применялись - это делалось с помощью выравнивания затрат на производство и транспортировку некоторых товаров народного потребления до торговых точек. На формирование цен влияло множество факторов, в том числе климатические условия.
Так в советскую экономику было введено понятие "поясных цен" - в раннем детстве автору этих строк очень нравилось разглядывать упаковки с разными продуктами, на которых стояла маркировка: Цена I пояса - такая-то, цена II пояса - такая... При этом небольшую радость доставляло понимание того, что нам, живущим в этом самом, таинственном и непонятном I поясе, товары обходятся чуть дешевле, чем всем остальным...
Для жителей I пояса, к которому относилась Москва, Ленинград, столицы советских республик и закрытые города, цены на продукты и некоторые другие товары, действительно, были ниже, чем для жителей третьего пояса - Крайний Север, Колыма... Ну а промежуточный уровень цен приходился на всю остальную территорию страны, которая и считалась II поясом. Поясные цены обычно распространялись на продукты и на товары народного потребления, сложные для перевозки: хрупкие, громоздкие и пр.
Вообще, все розничные цены в советском государстве делились на общесоюзные и поясные. Общесоюзные, как это понятно из названия, действовали по всей территории страны и были едиными, вне зависимости от региона их реализации - как правило это были цены на те товары, транспортировка которых не требовала больших расходов: некоторые виды одежды и обуви, малогабаритная бытовая техника, мыло и пр.
С поясными ценами дела обстояли сложнее: так, к примеру, на большинство товаров устанавливались постоянные цены, но если появлялся какой-то новый товар, для которого еще не были утверждены ГОСТы или хотя бы ТУ, то на такую продукцию устанавливалась временная цена, которая могла действовать от 6 до 12 мес. Был и еще один хитрый "финт" советской экономики: если появлялись какие-то новые изделия (одежда, обувь, мебель, ткани) с особым качеством и красотой отделки, которые начинали пользоваться у покупателей повышенным спросом, то на них тоже устанавливали временные цены сроком до одного года.
С экономической точки зрения такой подход объяснялся тем, что временная цена сразу включала в себя надбавку, которая компенсирует затраты на расширение производства (раз товар интересен покупателю, его надо производить больше), материальное поощрение работников отрасли и возможные потери, если вдруг новый товар перестанет пользоваться спросом. Но судя по тому, насколько сложно в советских магазинах можно было купить ту же красивую и элегантную одежду, к примеру, все надбавки уходили исключительно на "поощрение работников отрасли" :)
Огромная армия чиновников и различных ведомств, существовавшие в СССР, без дела не сидела: централизованным руководством ценовой политики занимался Совет Министров; определенными группами товаров (кожаная обувь, мыло, мелкая бытовая техника, ткани, импортные изделия) ведал Государственный Комитет по ценам; ценами на игрушки, швейные изделия, головные уборы, мебель, галантерею занимались республиканские Советы Министров; а товары местного производства находились в ведомстве областных исполкомов и горисполкомов Советов народных депутатов.
Вот таким непростым было формирование поясных и единых цен :)