На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
Пропуск в счастливое время: особенности советского детства
У детей в Советском Союзе не было ни смартфонов, ни планшетов, ни компьютерных игр. Но им никогда не было скучно. Почему? Ответит ведущий программы «СССР. Знак качества» Гарик Сукачев.
Маленький советский человек рос счастливым. Он чувствовал любовь и заботу не только своей семьи, но и всей большой страны. Буквально с первых дней жизни он попадал под опеку государства. Как только ему исполнялось два месяца, его уже ждали в яслях. Женщина должна работать, поэтому всю заботу о ее ребенке брало на себя государство. Его учили жить в коллективе, готовили к школе, в общем, воспитывали из него настоящего советского человека.
С утра до вечера дети пропадали во дворе. Даже крики родителей не могли загнать их домой и остановить игру. Игровой инвентарь был самый простой. Например, бельевую резинку девчонки растягивали на разной высоте и прыгали через нее. Иногда из желающих принять участие выстраивалась очередь. Парни играли, как говорили, «в банки». Ставили их одну на другую, отходили подальше и били. Битой обычно служила палка от старой клюшки. Игрушек было немного, зато имелась богатая фантазия.
В 20-е годы в Советском Союзе начали строить дома с дворами, где имелись свои скверики, детские и спортивные площадки. Жители домов, все вместе, заливали катки, строили ледяные горки, лепили снеговиков и воспитывали своих и чужих детей.
«Двор - это был наш мир, то есть практически мы росли во дворе. Нам некуда было еще пойти, мы жили в этом пространстве. Наш двор - это наша жизнь, наше привыкание к этому миру, со всеми его тревогами, опасностями, радостями», - объясняет народный артист России, актер и режиссер Николай Бурляев.
«Я была деревенская девочка. И поэтому у нас не было, во дворе чтоб собирались. А у нас было поле, лес, у нас была речка, у нас была улица», - добавляет народная артистка России, актриса театра и кино Нина Усатова.
Самыми популярными играми у девочек были «классики». А еще они любили играть в «секретики». Тайно от всех роешь ямку, складываешь на дно красивые фантики и цветочки, сверху все это закрываешь стеклышком. Через некоторое время можешь показать это особо доверенным друзьям.
Своих товарищей по двору дети воспринимали как членов особой «дворовой семьи». В ней были свои неписанные законы: лежачих не бьют, драться до первой крови, предателей и стукачей презирать. И главный закон как у мушкетеров: один за всех и все за одного.
Образование в СССР долгое время считалось одним из самых лучших в мире. В 1958 году американский журнал Life провел эксперимент. В течение месяца иностранные корреспонденты следили за учебой московского ученика и его чикагского ровесника. К их удивлению, перечень предметов в советской школе оказался заметно больше, чем в американской, и наш ученик показал хорошую успеваемость по всем из них. Стремление к образованию в СССР означало возможность войти в интеллектуальную элиту. В конечном счете журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел американского в образованности на 2 года.