На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 824 подписчика

День рождения русской зенитной ракеты



26 апреля 1953 года с полигона Капустин Яр по самолету-мишени впервые открыл стрельбу зенитно-ракетный комплекс С-25 «Беркут».

Профессиональные военные праздники в нашей стране нередко отмечаются в дни, которые когда-то были датами не самых важных, но наименее секретных событий. Так, например, произошло с Днем зенитно-ракетных войск.

Он отмечается 8 июля в память о том, что именно в этот день в 1950 году в структуре Главного командования противовоздушной обороны было создано управление зенитно-ракетных войск. При этом, что примечательно, ни самих войск, ни даже вооружения для них еще не имелось: постановление Совета министров СССР, которым давался старт разработке первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы, подписано 9 августа 1950 года. Сами же солдаты и офицеры зенитно-ракетных войск (ЗРВ), равно как и создатели отечественных зенитно-ракетных систем, предпочитают считать настоящим днем рождения 26 апреля 1953 года. Это был день, когда первая зенитная ракета, входящая в состав первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут», была запущена по реальному самолету-мишени.

Это событие осталось совершенно незамеченным широкой публикой. Советский Союз всегда отличался слегка маниакальным отношением к вопросам секретности, поэтому о том, что именно случилось 26 апреля 1953 года на испытательном полигоне Капустин Яр в Волгоградской области, знали только сами участники испытаний. Среди них были как представители КБ и заводов, где разрабатывались первые зенитные ракеты, так и солдаты и офицеры разных родов войск, обеспечивавшие боевой запуск. Плюс летчики военной авиации, пилотировавшие самолет Ту-4, служивший мишенью для первой зенитной ракеты. Конечно, в момент старта ракеты экипажа на борту уже не было: пилоты по команде с земли покинули самолет в заданном районе и приземлились на парашютах. Но обойтись без них пока не было никакой возможности: беспилотные варианты самолетов-мишеней только разрабатывались. Как, собственно, и ракеты, для которых они могли потребоваться.

Выбор именно туполевского дальнего бомбардировщика Ту-4, первого советского самолета, способного нести атомное оружие на борту, в качестве мишени был неслучаен. Ведь эта машина создавалась, и из этого никогда не делалось секрета, на основе американского бомбардировщика В-29. Она фактически была его точной копией, но с более мощным оборонительным вооружением, более сильными моторами и отечественной улучшенной радиостанцией. В начале 1950-х «суперкрепости» В-29 и их «наследники», реактивные В-47, согласно планам времен холодной войны, были основным средством доставки американского ядерного оружия на территорию СССР. Так что у советских зенитчиков появилась уникальная возможность отрабатывать запуски первых зенитных ракет на улучшенном варианте их реальных целей.

Что касается самой системы С-25 «Беркут», то ее создание предусматривалось планами советского руководства по разработке зенитного щита вокруг Москвы на случай ядерной войны. Поскольку в то время единственным средством заброски спецбоеприпасов на территорию потенциального противника были только стратегические бомбардировщики, а истребительная авиация ПВО и зенитная артиллерия имели ограничения по высотности, всепогодности и круглосуточности применения, столица требовала совершенно новой системы противовоздушной защиты. И так как работы по ракетной тематике в СССР шли еще с 1930-х годов, а сразу после войны резко продвинулись за счет изучения трофейной немецкой техники, решено было сделать ставку на зенитно-ракетную систему. Причем не только наземного, но и воздушного базирования: по первоначальному плану в «Беркут» планировалось включить зенитные управляемые ракеты наземного старта В-300 и их уменьшенный аналог воздушного старта Г-300, носителями которых должны были стать самолеты с индексом Г-400, а фактически все те же Ту-4. Но в итоге от планов по Г-300 отказались, и первая зенитно-ракетная система обороны Москвы осталась исключительно наземной.

Разработкой ракеты В-300 — главного оружия комплекса С-25 «Беркут» — занималось ОКБ-301 под руководством авиаконструктора Сергея Лавочкина (ныне НПО его имени, легендарный разработчик космической техники). Созданием наземной инфраструктуры для запуска лавочкинского «изделия» занялось КБ спецмашиностроения под началом Владимира Бармина, а генеральным разработчиком стало КБ-1, которым в то время руководили Сергей Берия (сын наркома Лаврентия Берии) и Павел Куксенко. После них бюро возглавил легендарный конструктор Александр Расплетин, чье имя теперь носит знаменитое НПО «Алмаз».

Стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

На постановлении от 9 августа 1950 года, ставшем отправной точкой в истории первой русской ЗРК С-25 «Беркут», рукой руководившего тогда страной Иосифа Сталина было написано дополнение: «Мы должны получить ракету для ПВО в течение года». И в принципе это было выполнено: первый запуск ракеты В-300 на полигоне произвели 25 июля 1951 года. Но запуск единственной ракеты — лишь один из первых шагов к созданию системы, ради разработки которой в структуре Совета министров было создано специальное Третье главное управление. Требовалось отработать, испытать и заставить работать совместно все элементы новой системы, и для этого на полигоне Капустин Яр создали целый испытательный комплекс. В его состав вошли четыре площадки: № 30 (техническая позиция подготовки ракет системы С-25 к пускам), № 31 (жилой комплекс для обслуживающего персонала испытаний), № 32 (можно сказать, основная, поскольку это была стартовая позиция ракет В-300) и № 33 (там разместился опытный образец центрального радиолокатора наведения).

На доводку, подготовку и согласование элементов системы С-25 ушел год с лишним: только 2 ноября 1952 года удалось испытать опытный образец комплекса, отработав стрельбу по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. В январе 1953-го прошла серия стрельб по парашютным мишеням, а 26 апреля того же года ракетой впервые стреляли по самолету-мишени Ту-4. Эти запуски продолжались до 18 мая, после чего в сентябре-октябре по требованию командования ВВС провели еще одну серию контрольных полигонных испытаний со стрельбой по самолетам-мишеням Ил-28 и Ту-4.

Наконец, в январе 1954 года Совет министров принял решение построить в Капустином Яру полномасштабный зенитный ракетный комплекс для повторного проведения госиспытаний. Они начались 25 июня 1954 года, практические стрельбы — 1 октября, и до 1 апреля 1955 года на полигоне произвели 69 пусков по самолетам-мишеням Ту-4 и Ил-28. На этот раз их уже пилотировали командами с земли. Поскольку было очевидно, что одной системой С-25 дело не ограничится и, значит, летающих целей нужно больше, а с ростом их числа возрастает и риск случайной потери экипажа, одновременно с разработкой «Беркута» создали и радиоуправляемые самолеты-мишени.

Строить позиции для первой системы зенитно-ракетной обороны начали одновременно с первыми боевыми запусками ракет В-300, в 1953 году. Собственно, именно системе С-25 Московская область и обязана двумя «бетонками» — Малым и Большим московскими автомобильными кольцами. Эти дороги были предназначены прежде всего для обслуживания боевых позиций системы «Беркут», «нанизанных» на 50- и 90-километровые рубежи, словно бусины на нитки. Когда строительство подходило к концу, в структуре Московского округа ПВО появилось и новое подразделение — Первая отдельная армия ПВО особого назначения, командовать которой назначили знаменитого зенитчика, генерал-полковника артиллерии Константина Казакова. 7 мая 1955 года новая система ПВО Москвы встала на опытное дежурство, которое в июне 1956-го стало постоянным.

Теперь Москва и московский промышленный район были прикрыты полностью: если стрельбу вели все ракетные подразделения, то они могли одновременно выпустить по 3 ракеты по каждой из 1000 сопровождаемых целей! Чтобы управляться с «Беркутом», требовались совершенно по-новому подготовленные офицерские и солдатские кадры, и их подготовку развернули одновременно с тем, как в войска начали поступать элементы системы С-25. Офицеров готовили в Горьковском училище противовоздушной обороны, которое позднее было переименовано в Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище. За подготовку солдат и сержантов взялся специально созданный учебно-тренировочный центр УТЦ-2, расположившийся в Капустином Яру — там же, где впервые был произведен боевой пуск отечественной зенитной ракеты В-300 первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут».

Сергей Антонов

Фото: Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

Источник: rusplt.ru

Картина дня

наверх