Атомный ледокол «Сибирь» во льдах Арктики. Фото: Роман Денисов /Фотохроника ТАСС
25 мая 1987 года атомный ледокол «Сибирь» достиг Северного полюса. Успешный проход судна в экстремальных природных условиях стал возможен благодаря самоотверженности экипажа и техническому достижению Страны Советов в строительстве ледокольного флота.
В самом конце 1977 г. в Советском Союзе вступил в строй атомный ледокол «Сибирь», детище Балтийского завода им. Серго Орджоникидзе. Технические характеристики нового корабля впечатляли: водоизмещение — 21.120 тонн, длина — 147,9 м, ширина — 29,9 м., автономноcть плавания — 7,5 месяцев, мощность — 75.000 лошадиных сил. «Сибирь» стал третьим в мире ледоколом-атомоходом после «Ленина» и «Арктики» и самым мощным в стране. Кроме того, на корабле был просто невероятный для своего времени уровень комфорта: спутниковая связь, обширная библиотека, тренажерный зал, сауна, бассейн. Выпуск судна был приурочен к 60-летию Октябрьской революции, широко отмечавшейся на просторах Страны Советов. Судно было отлично приспособлено для плавания в арктических широтах в любое время года, что давало возможность обеспечивать круглогодичную проводку караванов судов по Северному морскому пути. Уже через год после торжественного спуска на воду, «Сибирь» успешно справилась с возложенной на нее задачей — благодаря отечественному ледоколу впервые была обеспечена круглогодичная навигация на трассе Мурманск-Дудинка.
На десятый год плавания, накануне дня Победы советский ледокол «Сибирь» под командованием капитана 3.А. Вибаха вышел из Мурманска в направлении Северного полюса. Его путь к полярной «макушке» Земли лежал через Баренцево море между архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. Научной экспедицией на атомоходе руководил уже известный советский полярник А.Н. Чилингаров. В районе 87° северной широты ледокол снял с критически уменьшившейся в размерах льдины коллектив дрейфующей советской полярной станции «Северный полюс-27». Через пять дней, 25 мая 1987 г, преодолев тяжелую полосу торосов и четырехметрового льда, атомоход достиг Северного полюса Земли.
«Сибирь» стал вторым после ледокола «Арктика» надводным судном в истории мореплавания, которому спустя десятилетие удалось подойти к вершине планеты. Год прохода к полюсу был выбран отнюдь не случайно: приближался очередной круглый юбилей Октября. Успешное выполнение миссии ледоколом-атомоходом «Сибирь» стало зримым доказательством торжества советской науки и прекрасным подарком для граждан страны, чей экипаж и корабль продемонстрировали уникальные возможности человека и техники. Кроме того, благодаря проходу «Сибири» к Северному полюсу Советский Союз в ответ на все чаще раздававшиеся на Западе голоса о совместном освоении Арктики и даже Севморпути, дал четко и недвусмысленно понять, что считает исключительной своей сферой влияния определенный еще в далеком 1926 г. сектор северных полярных владений СССР.
Ледокол «Сибирь» стал первым в истории кораблем подобного типа, который с 1989 г. стал возить туристов на Северный полюс. Возникший благодаря почину «Сибири» арктический туризм за последнюю четверть века стал невероятно популярным: несколько тысяч любознательных жителей планеты смогли благодаря отечественным ледоколам-атомоходам своими глазами увидеть завораживающие красоты полярных широт.
В новой России ледокол «Сибирь» ждала, увы, не столь славная судьба. В начале смутных 90-х прошлого века из-за неисправности парогенераторов он был законсервирован на стоянке в Мурманске, а в настоящее время, учитывая солидный возраст судна и многолетний простой, готовится к утилизации. Отрадно, что в наши дни в стране на государственном уровне вновь появился неподдельный интерес к Арктике. Ледокольный флот России возрождается и модернизируется. Следует особо подчеркнуть, что до сих пор ни одна страна в мире, кроме России, как правопреемницы СССР не имеет атомного ледокольного флота. Это обстоятельство делает существование отечественных ледоколов c ядерными энергетическими установками на борту особо уникальным явлением в освоении северных полярных широт планеты.