На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Краткая история АвтоВАЗа

Фотоблог Вадима Кондратьева

March 19th, 2012

chronograph

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну "ФИАТ". 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.



01. Территория будущего автозавода, 1966 год.


02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.



03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.


04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.


05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.



06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.


07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.


08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.



09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.


10.


11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.


12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.


13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.


14. Строительство управления ВАЗа


15.


16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.


17.


18.


19. Киоск "Союзпечать" рядом со стройкой.


20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.


21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались "итальянцу", мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»


22. Первые "Жигули" на конвейере, 1970 год.


23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.


24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».


25. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».


26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя - «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.


27. "Вазовцы" идут на работу.


28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.


29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.


30. Завод с высоты птичьего полёта.


31. Новые машины ждут своего отправления.


32.


33.


34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.


35. 3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.


36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.


37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.


38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.


39. Проектировочный отдел.


40. Заводские будни.


41. Конвейер.


42. Цех сборки двигателей.


43. Столовые ВАЗа.


44.


45.


46. Новые машины на площадках завода.


47.


48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.


49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой "копейки" по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.


50.


51.


52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник "Нива" серийно производится с 1977 года!


53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)


54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)


55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)


56. ВАЗ-2110, или по народному "десятка". (годы выпуска 1996-2007)


57. Первый автомобиль"Лада-Приора" (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.


58. "Лада-Приора" выпускается с 2007 года.


59. "Лада-Калина" выпускается с 2004 года.


60. Самая новая серийная модель Автоваза- "Лада-Гранта", запущена на конвейер в конце 2011 года.


Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров - 150 км, технологическое оборудование - 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей - 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона - 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций - 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.
 

 

Картина дня

наверх