На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 850 подписчиков

Строились ли в СССР пассажирские суда?

Странный вопрос, можно сказать - вон их сколько сновало по рекам и морям, на них и о них снимались фильмы, их изображения даже на почтовых марках красовались. Однако не всё так просто.

Подойдём к вопросу основательно, копнём до самых глубоких корешков. Первым пароходом, изначально предназначавшимся для перевозки пассажиров по морю, была деревянная колёсная "Одесса", построенная в Николаеве в 1828 году, имевшая 4 каюты первого класса а также места для 28 пассажиров второго класса и тридцать мест для палубных. Кстати, году в 1975 я как-то шёл из Одессы в Севастополь палубным пассажиром. Дело было летом, так что вполне сносно, переход занял одну ночь с заходом в Евпаторию.

Потом на Балтике в 1829 году построили "Неву" на 40-50 пассажиров, она перешла Атлантикой на Чёрное море. И уже в 1831 году совершила первый международный рейс в Константинополь. И дело завертелось, возникли судоходные компании, а в дополнение к отечественным судам в 1843 году были закуплены британские, как пишется, более надёжные. Вот откуда ещё тянется история насыщения нашего пассажирского флота судами иностранной постройки.

Строились до революции в большом количестве речные пассажирские суда, но мы сделаем упор на море. Когда белые покидали Россию, то помимо военных, угнали массу гражданских судов. Уже в 1927 году на Балтийском заводе началось строительство серии судов типа "Аджария". Они могли брать до 950 пассажиров, планировалось их использовать на Чёрном море. Готовя статью, я наткнулся на такой факт - в основной массе источников говорится, что все пять судов были построенеы в Ленинграде, а вот на сайте "Black Sea news" упоминается, что два из них, «Грузия» и «Крым», строились на верфи фирмы Круппа в Киле.

Немцы же и утопили 4 из этих судов во время войны. особенно была ужасна судьба "Армении", изображённой на верхнем снимке. На ней находилось не менее 4500 раненых и эвакуируемых. Спастись удалось только восьмерым.

После войны произошло пополнение советского пассажирского флота за счёт германских кораблей, полученных по репарациям. Они получили прописку на Чёрном море и Дальнем Востоке. Интересна история с наименованиями крупнейшего из них, 205-метрового лайнера "Советский Союз". В Германии при постройке он получил название "Альберт Баллин" по имени президента судоходной компании «Гамбург-Америка лайн». Суда именно этой компании снабжали углём эскадру адмирала Рожественского. Эта компания с дочерними в некоторые года перевозила до 3 млн. человек. Но в 1918 году после поражения Германии все суда кроме одного были отняты по репарациям. Альберт Баллин не перенёс этого и покончил жизнь самоубийством.

Но он был еврей, а потому с 1935 года лайнер стал называться "Ганза". В 1945 оно затонуло, но было поднято, пять лет восстанвливалось в Германии и отошло СССР под названием "Советский Союз". Однако, когда пришла его пора отправляться на металлолом, под таким названием его порезать не могли и поэтому переименовали в последний раз, в "Тобольск".

Перечислим хотя бы часть из них, имена довольно известные. Дизель-электроход "Россия" (Патрия)

 

Теплоход "Пётр Великий"(Догу). Теплоход "Адмирал Нахимов" (Берлин) - его трагическая гибель известна каждому. Пароход "Илья Репин" (Ругард).
Пароход "Чукотка" (Вагони). 
Пароход "Ильич" (Карибия). Теплоход "Русь"(Кордильера). 
Пароход "Победа" (Иберия). Во время войны была плавбазой Кригсмарине. Это на ней снимался фильм "Бриллиантовая рука" и пел об острове невезения Андрей Миронов.

А здесь в кадр попали "Адмирал Нахимов" и "Россия"

 

Перечислять все суда, полученные по репарациям - займёт слишком много места. Но эти корабли постепенно устаревали и им нужна была замена. Начиная с 1959 года было построено 9 пассажирских судов проекта 592, головное "Киргизстан" и все остальные тоже именовались именами различных советских республик. Изначально они строились с возможностью использования как быстроходные военные транспорты. Были они не очень большими, длина по ватерлинии 94 метра.

 

А вот создать что-либо более престижное было не суждено. В 1960 году была осуществлена попытка проектирования пассажирского лайнера вместимостью 1100 пассажиров по проекту главного конструктор Д.Р. Соколова. Планировалось до 1967 года сдать флоту два лайнера. Проектное водоизмещение - 28 500 тонн, длина - 205 м, скорость хода - 28 узлов. Однако отечественная судостроительная отрасль в этот период была неподготовлена к созданию престижных суперлайнеров с высоким уровнем отделки и комфорта. Высокая стоимость самих судов, их явная нерентабельность на внутренних линиях и недоступность для "трудящихся" по стоимости билетов заставили отказаться от сооружения этих лайнеров .

Стало осуществляться международное разделение труда. Наши клепали военные корабли, в том числе и для братских государств, а из Польши, Болгарии, ГДР поступали пассажирские.

И даже маршал Тито обратился к Брежневу с просьбой разместить заказ на 8 пассажирских судов ледового класса, чтобы спасти загибающуюся судостроительную отрасль Югославии. Ну как же не помочь? Были построены прекрасные суда, плучившие имена наших знаменитых актрис. На снимке "Любовь Орлова"

 

А ещё пассажирские суда для СССР строились в Финляндии, ФРГ и Франции. Вот постренный французами по специальному заказу "Айвазовский" в Босфоре

 

Покупались и готовые суда, выставленные на продажу. Круизный лайнер"Одесса", построенный в Британии, купили у датчан. "Фёдор Шаляпин" и "Леонид Собинов" тоже британской постройки, были куплены уже после почти 20 лет эксплуатации, но после ремонта в Британии же, эксплуатировались как круизные.

Надо сказать,что большинство, как бы это выразиться? наших приличных судов использовались за границей и возили иностранных пассажиров и туристов. Помните, выше я привёл выдержку, где говорится о платежеспособности советских граждан? А эксплуатации подобных судов - дело весьма дорогостоящее и они должны приносить соответствующий доход. Конечно, периодически некоторые из них совершали круизы по Чёрному морю и в более далёкие края с нашими соотечественниками, но это было далеко не главное направление их деятельности.

Но пришли новые времена. Часть этих красавцев украли и отправили на металлолом по цене металлолома, причём в плавильные печи некоторые из них не попали, а таинственным образом воскресли под другими именами и долго ещё использовались заграничными хозяевами. Других изначально продали новым владельцам, которым они стали приносить доход, а не убытки, как под нашим флагом, - короче, сейчас у нас таких кораблей нет и когда будут - науке не известно.

И даже когда возникла необходимость обеспечить паромную переправу в Крым в связи с резко выросшим пассажиропотоком - пришлось закупать и арендовать паромы не первой свежести за границей.

Что касается речного флота - картина примерно такая же. Кое-что строили сами:

 

Но очень много судов покупалось в Словакии, Австрии, ГДР. Однако это уже другая история, возможно, мы ещё к ней вернёмся.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх