Февральский пленум ЦК ВКП(б) 1935 года принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР и постановил представить соответствующие предложения 7-му Всесоюзному съезду Советов. 7-й Всесоюзный съезд Советов 6 февраля 1935 года, обсудив этот вопрос, постановил внести в Конституцию Союза ССР изменения в направлении:
а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, не всеобщих – всеобщими, многоступенчатых – прямыми, при проведении тайного голосования;
б) уточнения социально-экономической основы Конституции: приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности, как основы советского общества, и др. ).
Была образована Конституционная комиссия под председательством И. В. Сталина, которой было поручено подготовить проект исправленной Конституции.
В отличие от ельцинской Конституции, как отмечают историки, политики, правоведы, принятие Конституции-36 было продиктовано временем. В стране необходимо было закрепить диктатуру пролетариата, социалистическую систему и ввести всеобщее избирательное право. С августа до декабря 1936 года текст проекта обсуждался в трудовых коллективах, общественных организациях, да и просто в семьях. Детально изучалась каждая статья Конституции, а ее принятие было действительно всенародным. Это признано историей, сторонниками и противниками социалистической системы.
Сталинским руководством были предприняты широкомасштабные меры для того, чтобы слова проекта были услышаны всеми советскими гражданами во всех уголках СССР. В проведение данной кампании активно включились государственные и партийные органы СССР. В целях обеспечения всех населенных пунктов текстами проекта новой Конституции он был опубликован всеми краевыми и районными печатными органами.
Основным этапом всенародного обсуждения проекта Конституции было его обсуждение на общих собраниях граждан. При подготовке к ним большое внимание уделялось элементам внешней агитации. На домах крестьян развешивались плакаты с лозунгами на национальных языках. Обязательным требованием к колхозному руководству было вывешивание газет как русскоязычных («Правда», «Советская Сибирь»), так и на национальных языках («Rote Fahne»). Параллельно с подготовкой общих собраний шла работа по организации колхозных кружков для ознакомления крестьян с текстом проекта.
Для организации обсуждения Основного закона и проведения пленумов сельсоветов краевыми и районными органами выделялись агитаторы, входившие в группы краевого партактива, на которых легла основная организационная работа. Подобные группы подготавливались и районными руководителями. Обсуждение законопроекта на общих собраниях проходило в большинстве колхозов в форме ознакомления крестьян с его текстом и решением VII Всесоюзного съезда Советов. Проведению собраний предшествовали «читки» проекта на квартирах колхозников. Документ рассматривался также на собраниях бригад, которые, как и общие собрания, создавали комиссии из членов артели для сбора предложений и поправок. Количество последних являлось критерием оценки работы агитаторов. Поправки, внесенные крестьянами на собраниях, оформлялись в виде подшитых, пронумерованных листов и отправлялись в краевые органы государственной и партийной власти. Там они, в соответствии с главами проекта Основного закона, объединялись в группы.
Отчеты, составленные местными руководителями, говорят о высоком уровне явки крестьян на собрания в первые месяцы кампании. Так, за первые три месяца кампании только в Немецком районе было проведено 128 заседаний кружков, в которых приняло участие 3548 чел. и 130 собраний с явкой на них 6047 крестьян. Низкий культурный и политический уровень пропагандистов, формальное отношение к своим обязанностям, незнание, когда это требовалось, национального языка, приводили иногда к низкой явке колхозников на собрание (17-40 %), к безграмотным ответам на вопросы крестьян.
Так, в одном из районов на вопрос, когда будет коммунизм, последовал ответ докладчика: «Народ у нас скоро будет жить при социализме, а вожди уже живут при коммунизме». В другом районе на подобный вопрос председатель двусмысленно ответил: «До коммунизма мы не доживем, но мы должны много работать, чтобы вожди могли его построить». На вопрос: «Кто такие душевнобольные?»- крестьяне слышали ответ: «Те, которые верят в бога». Приходя домой, крестьяне говорили: «Я дома Конституцию читаю - понимаю, а здесь (на собрании - А. М) ничего не узнаю». Критику краевого руководства вызывало проведение собраний, посвященных обсуждению Конституции в национальных селах, на русском языке.
Недостатки, проявившиеся в работе на местах, привели к критике на всесоюзном уровне. В газете «Правда» было отмечено, что органы не смогли развернуть широкого обсуждения Конституции и не вели учета поправок.
Критическую статью в центральной партийной газете можно считать началом нового этапа в обсуждении законопроекта, в ходе которого были активизированы усилия государственных и партийных органов в том числе и Западно-Сибирского Края. С 26 сентября по 30 октября было проведено восемь заседаний крайисполкома ЗСК, на которых заслушивались доклады восемнадцати райисполкомов. Было исправлено положение и с учетом поправок: если на 10 августа зафиксировано лишь 536 поправок и предложений, то на 10 октября их было - 5319, причем 1456 из них - оформлены в виде отдельного перечня.
Впервые, как писали тогда средства массовой информации, и не только в Советском Союзе, проект Конституции широко и свободно обсуждался народом. Сталин считал, что в обсуждении должен был участвовать каждый взрослый гражданин. В этом заключалась сущность социализма. Повсеместно проходили митинги, собрания, работали многочисленные кружки, где разъяснялись и дискутировались положения будущего Основного Закона. Коллективные и личные отзывы люди направляли в конституционную комиссию. Было внесено 2 млн. поправок, дополнений и предложений, которые систематизировались, учитывались сначала в местных советах, а затем — в высших органах власти республик и Союза. Будущую Конституцию поддерживали искренне, что подтверждают документы того времени и воспоминания.
Высказывались, конечно, и критические суждения, особенно в адрес отдельных депутатов Советов. Нерадивым избранникам пришлось сложить полномочия. Только по РСФСР было отозвано 14 953 депутата различных уровней. В других республиках отзывов было еще больше. Это укрепляло в людях сознание значимости, весомости их мнения на уровне управления государством, поднимало их политическую, общественную, производственную, творческую активность.
Подлинно демократический процесс обсуждения и принятия Конституции-36 высоко оценен многими учеными и политиками, в том числе и зарубежными, и охарактеризован как прорыв в конституционном праве.
История не знала другого подобного примера всенародного обсуждения проекта Основного закона страны. Если при принятии Примерного устава сельскохозяйственной артели в обсуждении было задействовано лишь население сельских районов, то в 1936 г. в исследуемом процессе приняли участие все граждане СССР. Они имели возможность вносить поправки к любым статьям и положениям законопроекта. Приводимые в исследованиях советского периода данные о количестве лиц, принявших участие в обсуждении законопроекта, о числе внесенных поправок, различаются. Большинство исследователей сходятся на том, что в этой кампании приняло участие не менее 75 млн. человек, или около 80 % взрослого населения страны. Но в настоящее время эти цифры очень сложно проверить.
На 21 ноября 1936 г. проект Конституции был обсужден на 164893 пленумах Советов и исполкомов, заседаниях секций и депутатских групп, на предприятиях, в колхозах и учреждениях проведено 458441 собрание,всего внесено 169739 предложений с изменениями и дополнениями в проект Конституции. Анализируя эти данные, необходимо принимать во внимание, то что критерием оценки проведения процедуры обсуждения проекта Конституции 1936 г. являлось число внесенных поправок и количество проведенных собраний.
Обсуждение проекта Конституции продолжилось на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, открывшемся 25 ноября 1936 года. В своем докладе И.В. Сталин, давая анализ внесенных поправок, разделил их на три категории. Первую категорию составляли 75-80 % всех поправок и дополнений. Они касались не проекта Конституции, а текущего законодательства. Ко второй категории относились 15-18 % поправок. Их авторы предлагали внести в законопроект ряд исторических справок и декларативных положений. Эти предложения также не касались непосредственно проекта. К третьей категории относились 8-10 % поправок и дополнений по существу проекта. Значительная часть последних носила редакционный характер и была передана в Редакционную комиссию для учета при окончательном редактировании текста законопроекта.
Около недели ушло у 220 членов Редакционной комиссии на постатейное обсуждение внесенных поправок и дополнений. Редакционная комиссия в ходе своей работы внесла дополнения и изменения в 38 статей проекта Конституции. Большинство поправок носили редакционный характер и не были связаны с поправками, внесенными рядовыми гражданами. Однако в ряд статей были внесены важные дополнения, имеющие принципиальное значение.
Наиболее существенные дополнения касались глав, регулирующих вопросы государственного устройства. В статье 14 была внесена поправка об увеличении объема исключительных полномочий СССР по отношению к субъектам федерации: союзное руководство получило право утверждать образование новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик.
Принципиальным изменениям подвергся текст статьи 35, в которой шла речь о формировании верхней палаты советского представительного органа - Совета Национальностей. По законопроекту, предложенному для обсуждения, она, как и верхние палаты парламентов многих западных стран, формировались за счет представителей, выделяемых парламентами субъектов федерации - Верховными Советами союзных и автономных республик и Советами депутатов трудящихся автономных областей: от каждой союзной и автономной республики - по 10 и 5 соответственно и от автономных областей - по 2 представителя. В соответствии с окончательной редакцией законопроекта депутаты избирались на основе прямых выборов при тайном голосовании.
В окончательной редакции подчеркивалось, что избирательное право в СССР не может быть ограничено расовой и национальной принадлежностью, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью, социальным происхождением и прошлой деятельностью.
Интересно проследить изменение положений статьи 118. В первом варианте речь шла об отсутствии в СССР хозяйственных кризисов. В окончательном - констатировалось стремление государства к их возможному устранению. Тем самым на конституционном уровне была отвергнута идея о безкризисности социалистического общества.
Впервые в советском законе говорилось о неприкосновенности личности, жилища и охране переписки, что должно было, по мнению рядовых граждан.Конституция СССР провозгласила и гарантировала величайшие демократические права и свободы для граждан СССР: право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола и от национально-расовой принадлежности; свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, свободу объединения в общественные организации и общества трудящихся, свободу совести.
Провозглашая равные права для всех граждан, Конституция СССР возложила на них равные обязанности: обязанность соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя.
5 декабря 1936 года Всесоюзный съезд Советов утвердил новую Советскую Конституцию(ссылка на текст) и постановил: день 5 декабря считать всенародным праздником.
Сталинская конституция была выражением того исторического факта, что СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунистическому обществу. «В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты. Это вооружает духовно наш рабочий класс, наше крестьянство, нашу трудовую интеллигенцию. Это двигает вперёд и поднимает чувство законной гордости. Это укрепляет веру в свои силы и мобилизует на новую борьбу для завоевания новых побед коммунизма» (И.В.Сталин). В 1937 году Конституция СССР стала учебным предметом в общеобразовательной школе. Преподавание Конституции СССР имело огромное значение в формировании у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, в воспитании их в духе советского патриотизма, беззаветной преданности Родине, Коммунистической партии.