В Афганистане резко увеличилось число граждан, подающих заявления на получение загранпаспортов. Если раньше в Кабуле ежедневно изготавливалась 1 тыс. паспортов, то к настоящему времени их число доходит до 7 тыс. Спасаясь от ужасов гражданской войны, терактов и неистовства фундаменталистов, афганцы идут горными тропами, скрючившись, трясясь в рефрижераторах, вагонах и грузовиках. Идут старики, женщины и дети, их мужья и отцы, даже боевики «Талибана» и террористы. Когда-то они таким же нескончаемым потоком шли в соседние Иран и Пакистан, а сегодня оплаченные американцами проводники везут их в Европу. На днях 16-летний Азиз (один из 106 тыс. афганцев, приехавших в этом году в Венгрию) стал героем после того, как спас жизнь мужчине, выпавшему из окна в венгерской столице. Увидев, что у пострадавшего перерезана артерия, юноша моментально среагировал, достал ремень и перевязал руку. И теперь если Азиза повсюду встречают с распростёртыми объятиями и слезами радости на глазах, то к остальным его соотечественникам в лучшем случае относятся с сочувствием. Мигранты сталкиваются с равнодушием, неприязнью, ненавистью и насилием. Такова печальная реальность.
А ведь когда-то венгры тоже спасались массовым бегством из страны. После провала восстания 1956 года 180 тыс. человек искали убежища в Австрии. Да и граждане ГДР до объединения Запада и Востока страны пробирались в Австрию и Западную Германию через Венгрию. Сегодня ни дня не проходит без нападения на лагеря беженцев в Германии, которая пытается справиться с рекордным притоком иностранцев. По данным правительства ФРГ, в первом полугодии было зарегистрировано 150 поджогов и атак, нанесших вред новеньким строениям, возведённым в этом году в ожидании 450 тыс. беженцев. Эти нападения нанесли удар по имиджу страны, предпринявшей столько усилий для того, чтобы искупить своё нацистское прошлое. Инциденты породили социальную напряженность, поскольку многие немцы поддерживают беженцев. «Я ощущаю стыд за ненависть к иностранцам на улицах Германии», — сказал министр юстиции Хейко Маас, уточнив, что количество нападений на убежища для иностранцев удвоилось за шесть месяцев. В 2014 году было зафиксировано 170 таких инцидентов.
Из-за наплыва беженцев ухудшаются отношения между Германией и странами ЕС. Так, министр внутренних дел Томас де Мезьер заявил, что ФРГ может приостановить действие Шенгенского соглашения из-за наплыва беженцев. Мезьер считает, что другие страны союза должны брать на себя больше ответственности за беженцев. В Берлине молчат о причинах небывалого ранее потока мигрантов. Между тем следовало бы вспомнить, что в ходе войн за «югославское наследство» вооруженные силы Германии были впервые (со Второй мировой войны) использованы за пределами страны. Их присутствие в Афганистане, с которым Бонн, а потом и Берлин не имели тесных политических и экономических отношений, имеет принципиальное значение. Оно связано с так называемой новой германской политикой. Одна из целей ФРГ — участие в вооружённых операциях по поддержке своего основного союзника — США.
Германские вооружённые силы в Афганистане по своей численности уступают только США и Англии. Численность каждой из стран показывает степень её оценки руководством НАТО в качестве боеспособной единицы. Например, если Эстония и Латвия выполняют исключительно вспомогательные хозяйственные функции — доставка продовольствия, медицинские и культурные услуги и тому подобное, то германские войска своей мощью, дисциплиной и умением воевать могут оказать эффективное противодействие силам «Талибана» и отдельным отрядам так называемых полевых командиров. Так или иначе, Берлин пожинает сейчас плоды собственной политики, сутью которой является слепое следование в фарватере Вашингтона. Тем временем для США проблемы Германии и других стран ЕС с мигрантами — лишь один из элементов крупной геополитической игры, в которой их ослабление отвечает долговременной цели — новому закабалению Европы и недопущению её связки с Евразией.
Сотни тысяч беженцев и мигрантов в Европе — далеко не стихийное явление. В реальности мы имеем дело с искусственно спровоцированным явлением. Те, кто его вызвали, преследуют определенные цели. Одна из них — вытеснить нежелательных для Западной Европы гостей на восток, в частности, на Украину. На этот счёт у Еврокомиссии есть свой план. Комиссар ЕС по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос заявил, что принять беженцев придётся и Украине. Причём принять не в таких количествах, как маленькая Словакия, а в соответствии с размерами украинской территории. «Наш аналитический центр рассчитал, что Украина способна принять у себя до 100 тысяч мигрантов и больше, так как располагает значительной территорией и, что немаловажно, плодородной землей, где африканцы могут не только создавать свою инфраструктуру, но и заниматься земледелием, чтобы быть самообеспеченными. Кроме того, это может служить отличным стимулом к развитию украинской экономики, так как мигранты в своем большинстве чрезвычайно трудолюбивы», — объявил еврокомиссар. Между тем на самой Украине занимаются самообманом. Некоторые тешат себя мыслью о том, что волны беженцев, подобно кругам на воде от брошенного камня, будут тем слабее, чем дальше от зоны конфликта находится страна транзита и назначения. Другие считают, что «военные беженцы» обычно оседают в соседних с конфликтным регионом государствах, чтобы иметь возможность как можно быстрее вернуться на родину, как только там стабилизируется ситуация. По мнению третьих, чтобы добраться до Украины афганским беженцам придётся преодолеть как минимум четыре границы, так что многие из них «осядут» в среднеазиатских республиках или России.
В свое время Киев предлагал закрыть свою восточную границу и открыть западную, для того чтобы потоки нелегальных иммигрантов из Афганистана не сосредоточивались на Украине, а проходили дальше на Запад: «Пусть сытая Европа почувствует на себе, что такое нелегальная миграция». Однако если раньше большинство нелегальных мигрантов задерживались не на восточных, а именно на западных границах Украины, то теперь ситуация изменилась. Наплыв беженцев из Европы может превратить Украину в очаг международной преступности и фильтрационный лагерь для мигрантов с позорным вытеснением оттуда украинского населения. Понятно, что такая перспектива должна восприниматься как повод для беспокойства российских политических элит. Евросоюз находится на пороге нового переселения народов, теперь уже по канонам интернет-эпохи 2.0.
Борис Саводян