Сегодня хотел бы обратить Ваше внимание на одно из самых известных крылатых фраз, которое имело место быть в истории России.
Благодаря тому или иному событию или случаю, а также своей выразительности, те или иные фразы устойчиво входили в лексику целых поколений. Так случилось и с этим фразеологизмом:
«Наш ответ Чемберлену»
Выражение появилось в связи с угрожающей нотой, которое английское правительство направило в 1927 г. руководству СССР. В 1924—1929 гг. министром иностранных дел Великобритании был Остин Чемберлен.
В то время между нашими странами складывались крайне напряжённые отношения из-за Китая. Там разразилась коммунистическая революция, и Великобритания, в страхе потерять свои позиции, в категорической форме потребовала от Советского Союза прекратить военную и политическую поддержку китайского гоминьдановско-коммунистического правительства. Эти требования содержались в так называемой ноте Чемберлена, направленной в адрес советского правительства.
Лозунг «Наш ответ Чемберлену» появился в советской прессе вскоре после её получения: 27 февраля 1927 года в газете «Правда» появилась статья «Наш ответ на английскую ноту» , а 2 марта там же — заметка «Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену! » (Кантон, или, точнее, Гуан-чжоу-фу — столица провинции Гуан-дун, где произошла революция и создавалось новое китайское правительство) .
Отказ СССР выполнить условия ноты в итоге привёл к полному разрыву дипломатических отношений с Великобританией по инициативе британской стороны. А сам министр стал одним из главных объектом для нападок советского агитпропа: его изображали на карикатурах, плакатах и высмеивали в литературе.
Снопом по Чемберлену. Советский плакат, 1927
«Дави Империализма Гиену
Могучий Рабочий Класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас! »
9 июня Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) организовал под этим названием фонд для сбора средств на оборону СССР и строительство воздушного флота. Так же была названа одна из построенных тогда эскадрилий (еще одна — «Ультиматум» , в ответ на ультиматум лорда Керзона 1923 года) , танковая колонна и др.
Крылатая фраза Наш ответ Чемберлену и сегодня употребляется с размахом, но как правило в шутливой форме, и считается уместным достойным ответом на действия противника, недоброжелателя, конкурента…
«Наш ответ Милибэнду»
Словесную перепалку в ходе телефонного разговора министра иностранных дел России Сергея Лаврова с британским коллегой Дэвидом Милибэндом 13 августа 2008 года по проблеме войны в Южной Осетии некоторые российские средства массовой информации, по аналогии с «Нашим ответом Чемберлену», окрестили «Наш ответ Милибэнду».
Согласно неподтвержденной информации, в ходе разговора Лавров, возмущённый поддержкой Милибэндом позиции президента Грузии Михаила Саакашвили резко сказал следующее: «Да кто ты б… такой, чтобы мне лекции читать».
Глава МИД России Сергей Лавров и глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд
Позже эту информацию опроверг Милибэнд: «…это неправда, что он назвал меня „долбанным“ и так далее».
Лавров прокомментировал данный телефонный разговор следующим образом: «Милибэнд не только отказался признать факт нападения грузинской армии на спящий Цхинвал, но и всячески выгораживал Михаила Саакашвили, как «большого демократа». Дабы ознакомить Милибэнда с несколько иной оценкой, пришлось рассказать ему о характеристике, которую дал Михаилу Саакашвили в разговоре со мной наш коллега из одной европейской страны. Эта характеристика звучала так: «F…ing lunatic», «долбанный псих».