На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 850 подписчиков

13. НОСТАЛЬГИЯ – ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ В ПРОШЛОМ В СССР! Часть 13 « Студенчество в СССР – становление личности и путёвка в Жизнь»

  1. НОСТАЛЬГИЯ – ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ В ПРОШЛОМ В  СССР! Часть 13 « Студенчество в СССР – становление личности и путёвка в Жизнь»

 

 

 

То, что написано ниже, я думаю, было у большинства, прочитавших данную тему!  Америку тема не открывает, но о родном СССР немного говорит.

 

Годы у каждого свои, но СССР – Общий!

 

В данном случае - 1972-1977гг.

 

г. Норильск - «Максимальная температура летом может достигать 32°С, а минимальная до -50 °С и ниже. Все это усугубляется местными ветрами, которые нередко становятся причиной «черной пурги» – штормового зимнего ветра скоростью 30-40 метров в секунду, при котором не видно ничего, дальше своего носа.»

 

 

 

В жизни нам постоянно предоставляется право выбора, как в Русских народных сказках: налево пойти, направо или прямо. Одного не даётся: вернуться назад. Можно вернуться, но только в воспоминаниях.

 

Быстро пролетают школьные годы.

 

Восьмой класс. После первых в жизни экзаменов – встаём на распутье, куда пойти учиться: ПТУ, Техникум или в 9 класс.

 

Один друг выбрал учебу в ПТУ на токаря (выучился, потом стал токарем – универсалом высшего разряда), со вторым другом мы выбрали учёбу в Техникуме по специальности ПГС, остальные одноклассники пошли в 9.

 

Чтобы не болтаться по любимому городу без дела до вступительных экзаменов – устроился на работу в столярный цех, помощником или учеником столяра. Первую неделю «сразу повезло»: помогал делать гробы.

 

Может проверка была: столяра они мужики весёлые, с изюминкой – хитрецой. Потом учили делать столы и шкафы, разные стенды и скамьи для спортзалов. Удары молотком по пальцам по первости были, и занозы были, но в дружном коллективе «этим хвалиться» не будешь. Не поймут!

 

Отработав месяц, получил зарплату – 380 рублей! Первая покупка – магнитофон «Весна», переносной! Рублей за 220, вроде.

 

Потом вступительные экзамены.

 

 

Техникум – это уже совсем другая жизнь!

 

Это не школа.

 

Другие взаимоотношения, другой стиль и ритм учёбы, ну всё другое. Хоть мы и были – учащиеся, но Техникум был дневного обучения, находился в здании Индустриального института, вот и звали мы себя все гордо – студенты!

 

Здание института было мне знакомо уже год, вернее его спортзал на шестом этаже,  широкие лестницы с мощными перилами и ступенями из мрамора или гранита. Ступеней было с первого по шестой этаж - 126 шт. Ещё учась в школе, в 6 классе, я был принят в секцию ДЮСШ по волейболу. И целый год, до окончания 8 класса, тренировки шли в спортзале техникума. Разминка начиналась на лестничной клетке: раз пять бегом вниз на первый  этаж и  подъемы вверх на шестой, по - переменно,  то на одной ноге, то на другой, то на руках с поддержкой за ноги напарником. Через полгода тренер нас покинул (стал тренировать команду девушек), я получил удостоверение тренера - общественника и вечерами стал вести секцию волейбола из учащихся техникума, потом автоматически стал участвовать в судействе соревнований и был избран капитаном сборной НВИИ.

 

Спортом занимались почти все учащиеся всех курсов техникума: были мастера спорта по легкой атлетике, хоккею, борьбе, лыжам и горным лыжам. Со спортом и учеба легче давалась.

 

За первый курс прошли программу 9 и 10 классов и освоили первые азы будущей профессии. И главное, я думаю, что тогда нас обучили азам основы информационной библиографии. Кто помнит – это правильное и быстрое ориентирование в нахождении необходимой информации, среди сотен тысяч книг, в библиотеках.

 

Ещё мы изучали работу ЭВМ (компьютеров), основы информатики в Вычислительном центре, недолго и не столь углублённо, чтобы стать впоследствии программистами. Но азы этой науки «грызли».  Было интересно узнать, что вся информация может кодироваться на карточках, называемых перфокартами, посредством пробивания на ней хаотично дырок, с помощью двух цифр - «0» и «1»! Это было не очень понятно, но занятно. Да и компьютеры тогда были в ВЦ огромные. Сотрудники вычислительного центра говорили нам, убеждённо, что скоро наука сделает так, что компьютеры можно будет носить в портфеле.

 

Верилось.

 

 

Количество учащихся после 1 курса, в группе, уменьшилось на 7 или 8 человек – они были отчислены. Остался костяк, который и почти в полном составе дошёл до диплома.

 

В группе были свои комсорг, профорг и староста группы, в частности - я. И решали мы вопросы не для «галочки» (нам было тогда по 15-16 лет).

 

Малый пример: за пропуски и «хвосты по зачетам» должны были отчислить хорошего, умного парня. Ну, были у него кое-какие нелады и семейные неурядицы у родителей. Поддержали, обратились в деканат. Парня оставили учиться. Впоследствии он стал отличным руководителем строительного треста в Красноярске. 

 

А еще и стипендию нам начали платить – 54 рубля! Тем, кто сдал вступительные экзамены на 4 и 5. Появились свои, кровные, учением заработанные деньги! И выплачивалась она все 12 месяцев в году. Хорошистам. Пересмотр о выплате стипендии был персональный после каждого семестра.

 

Помнится, билет до Москвы на самолете стоил – 48 рублей! А для студентов так вообще – 24.

 

Со второго курса учёба пошла бодрее: спецпредметы, курсовые, производственные практики. Калькуляторов тогда не было, не говоря о персональных компьютерах. Многие вычисления мы делали в уме (это одно из достижений Советского образования!)  или быстро производили на листочке бумаги.

 

Самый доступный калькулятор – логарифмическая линейка. Очень интересное устройство, и пользовались мы раньше им часто! Помнится, производили довольно-таки сложные вычисления: умножали, делили, возводили в разные  степени, извлекали корни, находили логарифмы и выполняли всякие тригонометрические вычисления. А, вот как оно работает, сейчас уже без инструкции сразу и не вспомнить.

 

А ещё был арифмометр «Феликс» - чудо вычислительной техники. Он очень пригодился при выполнении курсовых и дипломных работ, хотя его можно было взять только на какое-то время в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. В техникуме их было несколько штук, может с десяток.

 

Потом некоторым, и мне в том числе, стали платить повышенную стипендию – 66 руб. 50 коп.

 

После зимней сессии на неделю решил слетать на Алтай деда с бабушкой проведать. Билеты Норильск-Красноярск-Барнаул на самолет, туда и обратно, обошлись по 27 рублей, от Барнаула до деревни деда (90 км) – 83 копейки на ПАЗике, гостинцы: бутылка водки (3.12), 3 булки настоящего ржаного хлеба (42 коп.), 3 банки сгущенки (1.86), 3кг красной рыбы (3.90). Ну и в остатке около рубля от одной месячной стипендии в 66 руб. 50 коп. Имея в кармане вторую месячную стипендию – чувствуешь себя достаточно уверенно.

 

Практики проходили 1-2 раза в год, по одному месяцу, по-настоящему, на действующих норильских стройках: учились выполнять кирпичную кладку, укладывали бетон, штукатурили. Получалось не сразу, но старались. По окончании практики получали зарплату: рублей по 200 -250. Север! СССР! И факт, что это было.

 

Газета «Заполярная Правда» № 152 от 13.10.011г.

 

Виктор МАСКИН, по материалам архивов Норильска   от 1970Г.: «Но не только сессиями и зачетами жили студенты НВИИ. Вот несколько свидетельств об их труде и отдыхе:

 

        - «ГК КПСС направляет коллектив художественной самодеятельности НВИИ для проведения концертов и лекций по ленинской тематике... по Таймырскому националь-ному округу».

 

        - «Приказ № 81 от 26.06.70 г.: «...Организовать спортивный оздоровительный лагерь для учащихся СТФ НВИИ в г. Феодосии с 4.08 по 23.08.70 г.». Лагерь патриотично назвали «Путоранами»,  на море поехали ребята из малообеспеченных семей. Во исполнение Постановления бюро ГК КПСС и исполкома Горсовета «Об оказании помощи Управлению торговли в уборке урожая в совхозе «Таежный»... направить в совхоз «Таежный» учащихся 2–3–х курсов дневного отделения СТФ сроком до 5 октября 1970 года в количестве 232 человек». С черноморских берегов на урожайные берега Енисея…».

 

 

 

После второго курса весь сентябрь был «трудовой десант» в подшефном совхозе под Красноярском: заготовка картофеля, моркови и капусты для столовых Норильского комбината. Расчет за доблестный труд был натуральным (по мешку каждого овоща) и денежным (от 100 до 200 рублей) в соответствии с выполненными объёмами: кто-то меньше работал, кто-то больше. Учет был персональный и ежедневный, без приписок - по мешкам, заполненным под завязку.

 

Вечерами ходили в клуб на кино и танцы, сидели у костров, пели песни под гитару.

 

Были некоторые не утряски с молодёжью совхоза, но это обычное дело, молодое. На то она и молодость, чтобы закалять характеры. Чаще старались решить вопрос мирным путем, путем переговоров. Не по блатному принципу – бить первым.

 

После совхозных работ возвращались теплоходом по Енисею. Очередная практика жизни закалила и определила: кто и чего стоит!  

 

Прошло ещё полтора года, в этот период  я ушёл в академический отпуск на год, но это другая история, а мои одногруппники продолжили учёбу.

 

И в марте 1976г., после «защиты диплома», все они разъехались по разным городам страны на работу. Так как Техникум был не отраслевой, а всесоюзный, то и распределение было по всему СССР, в тот год по заявке Министерства строительства СССР (а на следующий год, когда я заканчивал техникум, то распределение нашего курса было по заявке Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР), начиная от Керчи и до Владивостока (Керчь, Волгоград, Калининград, Псков, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Хабаровск и Владивосток и т.д.).

 

Все молодые специалисты были обеспечены работой мастерами на линии или в проектных организациях, жильём в общежитиях. Некоторые даже получили ведомственное жильё.  

 

 

 

Рассказанное выше, было для того, чтобы показать частичку, на самом деле Добрых Времен СССР, и подчеркнуть то, что Социальная программа  Советского Государства за счет средств, полученных от добычи Полезных ископаемых (нефть, газ, полиметаллические руды и пр.), была направлена на человека и для человека.

 

Живший в СССР гражданин знал, что Государство:

 

 

  1. охраняет его жизнь;
  2. заботится о его здоровье через бесплатные поликлиники, санатории, дома отдыха и профилактории;
  3. обеспечивает досуг детей в различных кружках при Домах культуры, Домах Пионеров, комнатах школьников;
  4. предоставляет отдых детей в пионерских лагерях и занятия спортом в различных секциях;
  5. старается воспитать человека, звание которого звучит гордо – Человек;
  6. обеспечивает право бесплатного образования, вплоть до Высшего

 

и многое, многое другое.

 

 

Конечно, не всё было идеально в нашем СССР: были и воры, были и хапуги, были и зажравшиеся чиновники, но их было – мизер.

 

Главное было – ПРОГРАММА развития Государства. Целенаправленная. И в этой программе были представлены все направления развития общества.

 

 

 

Всем Вам всего Доброго в Жизни!

 

И с наступающим Новым Годом!

 

 

 

Владимир Гуляев

 

25.12.2015г.

Картина дня

наверх