На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

ЭКИПАЖ

 

 

   Самолет У-2 / По-2 («Учебный» - второй, с 1944 г. «Поликарпов» - второй – авт.), созданный в 1928 г. под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, был спроектирован преимущественно для учебных целей. Для боевых действий он не предназначался. Это был биплан, учебно-тренировочный самолет, давший путевку в небо почти всему довоенному поколению летчиков. Этот самолет летчики любили – за легкость пилотирования, простоту конструкции, неприхотливость в эксплуатации.

   В связи с большими потерями советской авиации в начальный период Великой Отечественной войны, По-2 «был призван» в строй боевых самолетов. После небольшой доработки он стал легким ночным бомбардировщиком, который мог брать на борт 200 - 300 кг бомб, в зависимости от дальности полета. В задней кабине самолета расположился штурман экипажа. Боевая работа По-2 составила славную страницу в летописи Великой Отечественной войны. На фронтах действовали несколько авиационных полков, вооруженных ночными бомбардировщиками По-2.

   Однако, в нашем рассказе речь пойдет не о технических возможностях По-2 – в опытных руках они действительно были достаточно большими, поскольку этот маленький самолет бросал бомбы «точечно», с небольшой высоты, а о поведении людей в экстремальной, смертельно опасной ситуации.

   Случай, о котором я расскажу, произошел в феврале 1944 г., с одним из экипажей 97-го гвардейского ночного бомбардировочного полка, воевавшего на 3-м Украинском фронте. По драматизму ситуации и героизму поведения летчиков в ней этот реальный случай из фронтовой жизни достоин создания остросюжетного художественного фильма. Только там – в «реальном кино», через которое прошли герои нашего рассказа, вероятность их гибели была более, чем высокой. И приземление темной ночью в расположении противника, по которому только что отбомбились, тоже стало жуткой реальностью…

   Итак, в ночь с 3-го на 4-е февраля 1944 г. летчик гвардии младший лейтенант ЛЯДОВ Николай Степанович, русский, 1916 г.р., род. г.Ульяновск, ул. Ленина, д. 76, кв. 26, и штурман ИБРАГИМОВ Садры Гарафеевич, татарин, 1918 г.р., род. Татарская АССР, Сармановский район, с. Старый Мензелябаш, вылетели с аэродрома «Кайдаки» (ныне аэропорт г. Днепропетровска – авт.) и взяли курс на юг, к Никополю, небольшому промышленному городу на юге Украины, куда стекались в то время немецкие войска под ударами войск 3-го и 4-го Украинских фронтов (начало Никопольско-Криворожской наступательной операции – авт.).

   Бомбовая нагрузка – четыре бомбы ФАБ-50 (фугасные авиационные бомбы весом 50 кг – авт.), расстояние до цели – 100 км.

   О том, что случилось дальше, рассказали наградные листы младших лейтенантов Лядова и Ибрагимова, хранящиеся ныне в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, что в г. Подольске Московской области. По содержанию описания подвига они идентичны, похожи, как две капли воды (сохранена орфография оригинала – авт.):

   «…В ночь с 3 на 4.02.44 года экипаж мл. лейтенант Лядов с штурманом гв. мл. лейтенантом Ибрагимовым выполняя боевую задачу разведки передвижения войск и техники противника по дороге Никополь – Чкалово в плохих метеоусловиях: сплошная облачность высотой 400 метров, при подходе к населенному пункту Никополь попали под сильный зенитный и артиллерийский огонь и пулеметный огонь с прожекторами. Маневрируя в зоне ПВО противника экипаж вышел из зоны обстрела, но мотор работал с перебоями. Обнаружив колонну автомашин противника экипаж бомбардировал ее. При отходе от цели мотор стал совсем сдавать в работе и остановился. На расстоянии км (1-го километра – авт.) от дороги без освещения фарой и бортовых огней экипаж произвел благополучно посадку. Быстро установив причину остановки мотора, где был перебит бензопровод, подходящий к карбюратору, экипаж проявил хладнокровие, мужество и находчивость. При отсутствии инструмента, ножа перегрыз зубами шланг переговорного аппарата, при помощи его соединил трубки бензопровода, обмотав бинтом, и портянкой запустил мотор. Услышав работу мотора на земле, противник начал обстрел из винтовок и автоматов, но было уже поздно. Экипаж взлетел и благополучно возвратился на свой аэродром. За проявленное мужество, хладнокровие и находчивость при вынужденной посадке на территории противника достоин правительственной награды – ордена Славы 3-й степени (младшие лейтенанты авиации по статуту ордена имели право на эту солдатскую награду – авт.)».

   Редкий случай, когда за вынужденное пребывание на территории, оккупированной противником, последовало награждение, а не наказание…

   В дальнейшем отчаянный героический экипаж распался – летчик мл. лейтенант Николай Лядов, давно мечтавший об истребительной авиации, добился таки перевода сначала в запасной, а затем в боевой истребительный авиационный полк. В конце этого же 1944 г., он не вернулся с боевого задания...

   Гвардии мл. лейтенант Садры Ибрагимов летал в 97-м гвардейском авиационном полку до Победы. Был тяжело ранен.

   После излечения в госпитале штурман вернулся обратно в полк и продолжал летать на боевые задания. Совершил в общей сложности 264 боевых вылета.

   Садры Ибрагимов (на фото - в центре!) был награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, Славы 3-й ст., медалью «За отвагу», медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

   В 1947 г. Садры Ибрагимов демобилизовался из армии. Работал в аэропорту города Нукус Каракалпакской автономной республики, Узбекистан. В 1951-м был назначен начальником аэропорта в городе Актюбинске, Казахстан. Затем вернулся в Татарстан, женился. Достойно трудился всю жизнь – так же, как и воевал. В 1987 г. бывшего штурмана не стало. Несколько лет назад его родственники узнали о легендарном подвиге близкого им человека (я рассказал о нем в СМИ Татарстана – авт.), по праву гордятся им.

 

   Перед нами прошла судьба только одного фронтового экипажа. Но за ней – судьба всего великого военного поколения!..

 

Леонид Александрович ИГНАТЕНКО

краевед, г. Никополь, Украина.

ignatenko1949@mail.ru

 

ФОТО_1: Самолеты По-2 в фронтовом небе.

ФОТО_2: Подготовка По-2 к боевому вылету.

ФОТО_3: Фрагмент наградного листа к ордену Славы 3-й ст.

ФОТО_4: Фрагмент приказа об исключении из списков РККА мл. лейтенанта Н. Лядова.

ФОТО_5: Фрагмент представления к ордену Красной Звезды.

ФОТО_6: Фрагмент представления к ордену Отечественной войны 1-й ст. С. Ибрагимова (был награжден орденом Отечественной войны 2-й ст. – авт.).

ФОТО_7: 1945 г. Фото после Победы. В центре – гвардии мл. лейтенант С. Ибрагимов.

ФОТО_8: 2015 г. Родственники С. Ибрагимова в с.Старый Мензелябаш, Татарстан.

Картина дня

наверх