На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 820 подписчиков

Джефри Сакс о реформах 90-ых : - "Может быть, мы просто хотели, чтобы Россия рухнула"

Помните такого советника Гайдара по реформа из США — Джефри Сакса? Он же помогал превращению Польши и Боливии в рыночные государства и там реформы прошли без таких социальных, демографический, производственных потерь как у нас. Предлагаю вашему вниманию некоторые его мысли на тему этих реформ.

О стратегиях реформ

Позвольте мне кратко изложить основные вопросы российской дискуссии о реформе, позицию, которую я занял, и ее результаты.

Это поможет уточнить, во что я действительно верил и что рекомендовал, и сравнить это с тем, что произошло на самом деле.

Я считал, что контроль над ценами должен быть устранен, чтобы обеспечить функционирование спроса и предложения. Это было в основном сделано в начале 1992 года.

Я считал, что денежная масса должна быть ужесточена, а субсидии фирмам следует прекратить. Это стабилизирует цены, но за счет первоначальной безработицы. Этот совет был отклонен. Высокая инфляция сохранялась на протяжении нескольких лет.

Я верил в необходимость сильной системы социальной защиты, частично финансируемой Западом. Это не было выполнено. Система здравоохранения, например, впала в шокирующий коллапс.

Я считал, что Запад должен оказывать масштабную и своевременную иностранную помощь России, как и Польше. США и МВФ отвергли этот совет. Россия попала в глубокий кризис платежного баланса.

Я считал, что Россия должна «коммерциализировать» свои предприятия, превратив их в корпорации с государственной собственностью. Это было вообще сделано.

Я считал, что приватизация в России должна быть быстрой, но прозрачной и основанной на законах. Следует позаботиться о том, чтобы предотвратить коррупцию. Это не было сделано. Приватизаторы вышли за пределы прозрачности и закона. Коррупция и инсайдерские сделки были безудержными.

Я считал, что крупные природные компании должны оставаться в руках государства. Это должно было гарантировать, что российское правительство получит доходы от производства металлов, углеводородов и других ценных товаров. Это не было сделано. Сектор природных ресурсов был коррумпированно приватизирован, породив новую олигархию.

Моей областью ответственности за консультирование была макроэкономика, а не приватизация. Я не нес ответственности за коррупционную приватизацию, хотя меня часто обвиняли в этом. На самом деле я категорически против этого, но я больше не был советником российского правительства, когда это произошло (особенно в 1994-1996 годах).

Три основные области, в которых мой прямой совет остался без внимания, были следующими: необходимость крупномасштабной финансовой помощи для России, которую я считал (и до сих пор считаю) необходимой для формирования политического консенсуса вокруг реформ и для улучшения финансового положения, достаточного для достижения хоть какого-то успеха в борьбе с гиперинфляцией; необходимость сильной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для быстрого прекращения инфляции; и срочность создания сети социальной защиты, особенно в сфере здравоохранения и пенсий, для обеспечения адекватной социальной и политической базы для общественных преобразований и демократизации. Эта страховка может быть профинансирована за счет иностранной помощи, остановки обслуживания долга или других экстренных мер.

То есть социальная защита предполагалась Саксом, но на деле её не было С приватизацией помогали другие и вот они то, вместе с властителями и устроили социальный шоковый голодомор. В США есть помощь малоимущим миллионам людей. У нас не было ничего. Во время самых жутких лет 90-ых приватизаторы объедались и упивались, именно поэтому им нужна такая же «элита» в блокадном Ленинграде и поэтому они везде изничтожают геройство жителей этого города и финансируют всякие позорные опросы, статьи, фильмы. В 90-ых получилось, что они устроили людям блокаду и голод, а карточек не сделали. А теперь в Ельцин-центрах и не только они переписывают историю.

И ещё немного Джефри Сакса из интервью данного после дефолта 1998 года.

Джефри Сакс: — «У Запада были ресурсы, деньги, способность реально помочь смягчить то, что должен был понять каждый, и это будет невероятно бурным и болезненным процессом. Мы едва могли найти пенни в этой стране, чтобы помочь. Может быть, мы просто хотели, чтобы Россия рухнула.

Я не знаю. Просто даже стратегически не ясно, как эти интересы воспринимались. Мы могли бы сделать намного больше. Мы решили не делать этого. Мы внесли свой вклад в этот болезненный процесс. Нет сомнений в том, что после того, как Гайдар был отстранен от премьер-министра в конце 1992 года, уровень коррупции значительно вырос после того, как большинство реформаторов ушли в конце 1993 года, а ресурсы нефти и газа начали распределяться среди друзей правительства. В некотором смысле, шлюзы были открыты для массовой коррупции. Очень больно. ( Не будем забывать, что в страну его пригласил, Явлинский и работал он с Гайдаром и К, так что ругать он его вообщем-то не может).

Я чувствую, что было трагично, что мы на Западе, с нашей властью и нашим богатством, не смогли внести свой вклад в более удовлетворительные изменения в России. И, конечно, я глубоко разочарован тем, что русские элиты были в целом еще более безответственными, чем я мог себе представить, допуская такую массовую коррупцию. В этот период были звезды, люди, которыми я восхищался. Егор Гайдар отдал ему свое сердце и свои необычайные мозги. Он великолепен, и у него было видение, и, возможно, в конце концов это видение восторжествует, хотя путь туда был гораздо более болезненным, чем когда-либо.

Я считаю, что 1990-е годы в России были катастрофически дорогостоящими. Не то чтобы все потеряно. Не то чтобы Россия не могла стать нормальным обществом, у нас даже есть новости о том, что экономика начинает быстро расти прямо сейчас. Будем надеяться, что это реально. Но даже если Россия выйдет из беспорядка, даже если демократия выживет, даже если все рыночные реформы укоренятся, и все это возможно, чтобы быть уверенным, 1990-е годы были настолько излишне дорогостоящими, что я никогда не смогу смотреть на это и чувствую, что все закончилось хорошо в конце. Я думаю, что мы упустили огромные шансы.»

Недавно нам вручили 138 место по Восприятию коррупции кого-то очередного Западного НКО. Предлагаю почитать. кто её насаждал у нас.

Коррупция в России по версии Джефри Сакса

ИНТЕРВЬЮЕР: Когда вы говорите о масштабной коррупции, можете ли вы дать аудитории представление о том, что это значит? Что конкретно вы имеете в виду?

Джефри Сакс: В России уровень коррупции действительно редкий в мире. Во многих обществах есть коррупция. Но у России было три вещи, которые были довольно редким сочетанием.

Во-первых, у него не было гражданского общества, организованной оппозиции правительству, которое могло бы приручить правительство, которое могло бы дисциплинировать правительство, которое могло бы сохранять его честным. Таким образом, у вас были элиты, которые могли действовать без ограничений со стороны судебной власти, Ассоциации адвокатов, религиозных групп или других организованных групп.

Второе, что у вас было, была элита, которая выросла в такой аморальности, и я думаю, что нужно сказать аморально, окружение в советской системе… Хорошо, теперь мы в системе частной собственности, мы будем воровать Это. И это был более безжалостный вид коррупции, чем я видел в большинстве мест. В других местах, возможно, они тоже были, но Россия находилась в довольно далеком конце процесса.

Третье, что у России было много, чтобы украсть. И это редкая комбинация, потому что есть много коррумпированных мест, которые не так много можно украсть, но у России была эта необычайная комбинация огромных запасов природных ресурсов, и они были в руках государства. Итак, у вас были все эти элементы. У вас были нефть, газ, никель, хром, алмазы, золото. Они как бы в руках государства для взятия. Не было никаких сдерживающих влияний гражданского общества, и не было этики в самом правительстве, что вы не касаетесь этого материала.

Так что случилось то, что в 1994 году, а в еще большей степени в 1995 и 96 годах, некоторые из наиболее ценных месторождений природных ресурсов, которые были вложены в эти корпоративные формы, были просто отданы, по сути, тем людям, которых мы теперь называем олигархами, которые стали миллиардерами за одну ночь. Нелегко стать миллиардером за одну ночь… У них был другой способ стать миллиардером за одну ночь, и это должно было быть в кругу Кремля и быть способным захватить одну из этих ресурсных компаний.

Источникhttp://www.pbs.org/wgbh/comman...

Картина дня

наверх