На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 850 подписчиков

Ещё не знали на земле страшней и радостней дороги…

 

Память. Ещё не знали на земле страшней и радостней дороги…

72 года назад начала работу легендарная Дорога жизни для снабжения продовольствием осаждённого Ленинграда.

 

Память. Ещё не знали на земле страшней и радостней дороги…  - Мемориал «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Фото ИТАР-ТАСС.
 

22 ноября 1941 года на Большую землю по едва окрепшему льду Ладожского озера отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. На следующий день грузовики вернулись с 33 тоннами продуктов. Город встречал водителей, как победителей.

 

Когда провалился гитлеровский план взять Ленинград штурмом, фашисты решили задушить Северную столицу голодом, холодом, артобстрелами и бомбёжками, а затем мёртвый город сровнять с землёй. Об этом прямо говорилось в директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg»):

 

«2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…

 

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

 

 

 

Это и другие свидетельства бесчеловечности общедоступны. Так что сегодняшние политиканы, рассуждающие о том, что Ленинград надо было объявить открытым или сдать, чтобы сохранить от разрушений и громадных человеческих потерь, просто безбожно лгут. И очень жаль, что за подобные провокации, попытки сфальсифицировать историю не предусмотрено ответственности. Ветераны и сейчас готовы рвать подобных «миротворцев», как поступили бы с ними и тогда, свидетельствует доктор исторических наук, профессор Даниил Аль – он вместе с 65 тысячами студентов в первые дни пошёл на фронт, воевал в составе Второй дивизии Народного ополчения Московского района Ленинграда: «Если бы тогда кто-то сказал: давайте сдадим город – его бы растерзали заживо, мокрого места не осталось бы».

 

Ленинград готовился стоять до конца. Создавались рубежи обороны не только по периметру – их, к счастью, так и не удалось преодолеть фашистам, но и внутри города. Жители были готовы драться за каждый дом. На ключевых перекрёстках были возведены доты. Тем не менее, непрерывно работали предприятия, выпуская продукцию для фронта. И всё это – несмотря на артобстрелы и бомбёжки, страшнее которых был только голод.

 

Фашисты со свойственной им педантичностью выполняли чудовищную директиву – задушить город. 8 сентября 41-го, когда пал Шлиссельбург и вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, а спустя пару дней сгорели Бадаевские склады, в городе стала ощущаться нехватка продуктов. При том, что ещё с 1 сентября, до начала осады, в Ленинграде была запрещена свободная продажа продовольствия. Но за первые военные месяцы не успели создать необходимых запасов – в мирное время Северную столицу обеспечивали продуктами «с колёс». И когда 12 сентября подсчитали остатки – ужаснулись: по данным отдела торговли Ленгорисполкома, запасов зерна и муки оставалось на 35 суток, круп и макаронных изделий – на месяц, мяса – на 33 дня, сахара и кондитерских изделий – на два месяца. Нормы продпайка по карточкам с июля и так урезались пять раз, но с 20 ноября оказались минимальными:

 

  • рабочим – 250 граммов хлеба в сутки;
  • служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – по 125 граммов;
  • войскам первой линии – 500 граммов.

 

При этом уже с 24 сентября хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже – до половины из целлюлозы.

 

Единственной ниточкой, связывающей блокадный Ленинград со страной, осталось Ладожское озеро. Но из-за крутого нрава Ладогу ещё с петровских времён старались не использовать для торгового флота – там не оказалось даже пристаней. Однако выбора не было. В считанные дни в сентябре 41-го были сооружены причалы, мобилизованы все силы Ладожской военной флотилии, вообще все суда, способные перевозить грузы. Вокруг водной трассы сконцентрировали истребительную авиацию, подразделения противовоздушной обороны и автодорожные части, чтобы продовольствие, горючее, боеприпасы как можно быстрее привезти с Ладожской пристани в осаждённый город.

 

Первые две баржи с 626 тоннами зерна и 116 тоннами муки прибыли с Большой земли 12 сентября. За два месяца – до конца навигации 1941 года – в осаждённый город водным путём при непрекращающихся штормах, под непрерывными авианалётами было доставлено 60 тысяч тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия, а в обратном направлении эвакуировано около 33 500 ленинградцев.

 

15 ноября движение судов по Ладоге прекратилось – ударили морозы. 20 ноября многокилометровый ледовый маршрут опробовал конно-санный обоз, 22 ноября – колонна полуторок… В первых числах декабря лёд окончательно окреп – и по трассе пошли даже трёхтонные ЗИС-5.

 

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось ни на один день, в ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря увеличить паёк:350 граммовхлеба стали получать по рабочей карточке и200 граммов– по служащей, детской и иждивенческой. А с 11 февраля были введены новые нормы:500 граммовхлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Ещё через пять дней в рацион впервые добавили мясо − мороженую говядину и баранину. Каждый день по ледовой трассе перевозилось примерно шесть тонн грузов.

 

Дорога жизни включала железнодорожный участок от Финляндского вокзала к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее трасса проходила по Ладожскому льду, всего в двух десятках километров от фрицев.

 

Почти 20 тысяч ленинградцев обеспечивали ледовую трассу: отбивали атаки гитлеровских бомбардировщиков, сопровождали обозы с продовольствием и припасами, поддерживали больных и раненых, когда у самих, кажется, не было сил. Крутили баранки грузовиков, бросались спасать драгоценный груз, когда полуторки уходили на дно, месяцами жили на льду в палатках. В круглосуточном режиме работали четыре дорожно-эксплуатационных полка, три отдельных мостостроительных батальона, Сясьский и Ново-Ладожский рабочие батальоны, две рабочие роты, 64-й дорожно-эксплуатационный полк. Прямо на льду устанавливали дорожные знаки, вешки, переносные щиты, мостики, обогревательные и медицинские палатки, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, посты ПВО, средства маскировки.Чтобы транспортный конвейер действовал бесперебойно и потоки в Ленинград и обратно не пересекались, обустроили два кольцевых маршрута, каждый из которых имел два направления – для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города). Протяжённость первого кольца составляла 87 километров, второго – 111.

 

Отражение воздушного налёта на Дороге жизни.1942г.

 

Вспоминает один из руководителей ледовой трассы, в ту пору начальник головной базы дорожного управления Ленинградского фронта майор Андрей Васянович: «Круглые сутки Дорогу жизни надо было содержать, постоянно проверять полосы для движения и создавать новые, потому что движение было плотное и лёд не выдерживал. А работали в основном девушки. 18–20 лет им было! Голодные, худенькие, а грузили ящики со снарядами по 50–60 килограммов. Тогда не было слова "невозможно". Мы все дружили, делились крохами, кусочками сухариков… К девчушкам придёшь в палатку, приободришь, слово доброе скажешь, вынешь им кусочек сухарика. Смотришь на них – и слёзы скупые: как же так, такие молоденькие – и на войне? Но, честно говоря, не до слёз было. Дорога должна была работать день и ночь, в любую погоду. Понимали, что каждый рейс спасает от голода сотни человек. Поддерживали друг друга и держались».

 

Военфельдшер Антонина Азаренко работала на Дороге жизни с первого и до последнего дня ледовой трассы: «Без конца надо было оказывать помощь: и ранения, и обморожения... Очень трудно лечить: люди истощённые, ослаблен организм, раны плохо заживают. Поили хвойным раствором и сами пили вместе с ними. Был в запасе рыбий жир – помогал: дашь немножко жиру, и слабость вроде как приостанавливалась. Некоторых приходилось госпитализировать, отправлять на Большую землю. Но большинство отказывалось. Поправлялись, и как только появлялись хоть какие-то силы – шли работать...»

 

В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала 152 дня – до 24 апреля 1942 года. За это время перевезли 361 109 тонн грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города эвакуировали более 550 тысяч ленинградцев.

 

Вторая навигация по Ладоге – с 23 мая 1942 года – была уже более организованной. По водному пути в блокадный Ленинград доставили более 790 тысяч тонн грузов, из них 353 тысячи тонн продуктов. Для пополнения Ленинградского фронта перебросили почти 290 тысяч солдат и офицеров.Из Северной столицы на Большую землю вывезли около 540 тысяч человек. Но главное, летом 1942 года по дну Ладожского озера проложили трубопровод для снабжения города горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с Волховской ГЭС, частично восстановленной. В условиях блокадного города на заводе «Севкабель» изготовили120 километровтрёхфазного провода. Почти сотню километров провели по лесам-болотам и ещё 20 – уложили по дну Ладожского озера со специальной баржи. В шторм, под обстрелами и бомбёжками, всего за 45 дней! Темпы, немыслимые и для сегодняшнего времени… Уже в декабре 1942-го Ленинград получал электричества в четыре раза больше, чем в феврале.

 

Ледовый путь действовал и вторую блокадную зиму с 19 декабря по 30 марта 1943 года, когда кольцо вокруг города было прорвано.

 

Всего же с сентября 1941-го по Дороге жизни перевезли свыше 1 615 тысяч тонн грузов, из осаждённого города эвакуировали более 1,3 миллиона человек. Тысячи людей заплатили жизнью, чтобы трасса работала без перебоев и подпитывала блокадный Ленинград.

 

Рассказывая об уникальном транспортном коридоре – страшном и кровавом – невозможно обойтись без цифр. На первый взгляд, их многовато в сжатом сюжете. Но если представить, что за каждой – человеческие жизни, становится ощутимее и горечь потерь, и величие подвига, который самые обыкновенные наши соотечественники совершали в осаждённом городе, на фронте, на Дороге жизни – ежедневно, достойно и просто.

 

Ладожский опыт был использован в конце 1943 – начале 1944-го, когда по льду Финского залива, буквально на виду у фашистов удалось перебросить наши дивизии через Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм – для решающего наступления и полного снятия блокады Ленинграда. Но это отдельная история.

Источник

 

Картина дня

наверх