На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

Как большевики распродавали Эрмитаж: Бриллиантовая комната, рака Невского и другие шедевры

После революции 1917 года в руках молодой Советской власти оказались несметные сокровища. Речь шла даже не о деньгах, а о предметах старины и искусства, которые находились в России. Картины великих художников, ювелирное наследие царской семьи, иконы и книги, имеющие огромную ценность. Многие ценители искусства были разочарованы решением властей продавать на заграничных аукционах шедевры изобразительного искусства и уникальные предметы старины. Чем было вызвано такое решение и оправдало ли оно себя впоследствии?



Эрмитаж после революции

 
В былые времена. / Фото: www.liveinternet.ru

В былые времена. / Фото: www.liveinternet.ru



Сразу после октябрьской революции в Эрмитаж было передано множество произведений искусства, которые были национализированы большевиками из частных коллекций. Также в музей перешла коллекция академии художеств и часть предметов интерьера из Зимнего дворца.

 
Комплекс зданий Эрмитажа. Вид с Дворцовой набережной. / Фото: www.online-knigi.com

Комплекс зданий Эрмитажа. Вид с Дворцовой набережной. / Фото: www.online-knigi.com



Однако в 1921 году Ленин подписал постановление «О составлении государственного Фонда ценностей для внешней торговли». И тогда стали составлять списки произведений искусства, которые могут быть проданы на заграничных аукционах. Не миновала эта участь музеи по всей стране, в том числе и Эрмитаж. При этом предметы старины, шедевры живописи не только включали в списки, но и вывозили из выставочных залов и хранилищ музеев.

Молодой стране нужны были деньги, а кредиты давать ей никто не собирался, так как советская власть официально отказалась от долгов царской России.

Первые потери

 
Диадема «Русская красавица» императрицы Александры Федоровны, 1841 год. Была продана. / Фото: www.golos.io

Диадема «Русская красавица» императрицы Александры Федоровны, 1841 год. Была продана. / Фото: www.golos.io



Первой от действий властей пострадала Бриллиантовая комната, в которой хранилось ювелирное наследие царской семьи. Уникальные изделия из драгоценных металлов, украшенные удивительными камнями, представляли собой не только ювелирную, но и историческую ценность, так как комната основана была ещё Петром І. Всего в коллекции насчитывалось 284 предмета.

В 1923 году большинство предметов бесследно исчезли, а после в Амстердаме и Антверпене были выставлены на продажу уникальные драгоценные камни, в которых русские эмигранты сразу узнали экземпляры из Бриллиантовой комнаты.

 
Дворцовая анфилада. На первом плане Бриллиантовая комната. / Фото: www.culture.wikireading.ru

Дворцовая анфилада. На первом плане Бриллиантовая комната. / Фото: www.culture.wikireading.ru



Разразившийся скандал приостановил продажи, однако не отменил их. Вместо открытых торгов стали проводить закрытые, куда приглашали для осмотра драгоценностей лишь избранных. Там же и озвучивали цену.

Из всего собрания коронных драгоценностей царской семьи сохранился 71 предмет.

Шедевры на продажу

 
Государственный Эрмитаж. / Фото: www.rbsmi.ru

Государственный Эрмитаж. / Фото: www.rbsmi.ru



Чтобы получить деньги на запланированную индустриализацию страны, руководством было принято решение официально продавать предметы искусства по линии Внешторга. Самый известный аукцион, на который съехались многие коллекционеры и ценители искусства, прошел в Берлине в 1928 году.
И здесь тоже не обошлось без скандала. Русские эмигранты узнавали свои личные вещи в каталоге предметов, выставленных на продажу. Поначалу на них наложили арест, но после сняли и проведению аукциона не препятствовали. Ссориться с Советским Союзом никто не хотел. Аукцион позволил получить весьма солидную сумму, а для советских властей послужил сигналом к массовой продаже ценностей.

Однако из-за больших объёмов ценностей, появившихся на рынке, цена на антиквариат упала. Тогда и было принято решение о начале продаж самых настоящих шедевров.

 
Уникальная рака Александра Невского. / Фото: www.golos.io

Уникальная рака Александра Невского. / Фото: www.golos.io


Нешуточная борьба развернулась между властями и Эрмитажем из-за уникальной раки Александра Невского. Рака имела огромную историческую ценность, ведь в XVIII веке её отлили из самого первого серебра высшей пробы, добытого в России.

Однако чиновники требовали выставить раку на продажу. Они намеревались выручить за неё весьма приличную сумму, ведь серебра в ней было целых полторы тонны. Позже вместо продажи раку решили переплавить. Архивы музея до сих пор хранят уникальные документы, которые являются свидетельством той борьбы, которую вели сотрудники Эрмитажа за сохранение исторической святыни. И всё же они смогли отстоять это произведение искусства, правда, им пришлось передать сотрудникам Внешторга полторы тонны серебра взамен раки.

Утраченные произведения искусства

 
Галуст Гюльбенкян. / Фото: www.wikimedia.org

Галуст Гюльбенкян. / Фото: www.wikimedia.org



К началу 1930-х годов множество шедевров живописи из Эрмитажа были проданы. При этом мировые шедевры продавались тайно, их просто предлагали купить известным иностранным коллекционерам. Первым покупателем стал британский финансист и известный коллекционер Галуст Гюльбенкян. Он лично составил список тех картин, которые он хотел бы приобрести, при этом в него вошло множество действительно мировых шедевров.

 
Дирк Боутс «Благовещение», около 1465-1470, теперь находится в  музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. / Фото: www.i.pinimg.com

Дирк Боутс «Благовещение», около 1465-1470, теперь находится в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. / Фото: www.i.pinimg.com



В результате нескольких сделок он стал обладателем 51 произведения искусства, в том числе картин: Дирка Боутса «Благовещение», «Портрета Титуса» и «Афины Паллады» Рембрандта, «Портрета Хелены Фоурман» Рубенса.

 
Эндрю Меллон. / Фото: www.artchive.ru

Эндрю Меллон. / Фото: www.artchive.ru



Позже через консорциум немецкого торговца Фрэнсиса Маттисона 21 картину приобрёл американский банкир Эндрю Меллон. В основанной ним галерее оказались «Мадонна Альба» Рафаэля, «Обнаружение Моисея» Веронезе, «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» Рембрандта, «Поклонение волхвов» Боттичелли и многие другие.

 
Рафаэль «Мадонна Альба», Национальная галерея искусства, Вашингтон. / Фото: www.golos.io

Рафаэль «Мадонна Альба», Национальная галерея искусства, Вашингтон. / Фото: www.golos.io



Позже разным покупателям было продано ещё множество бесценных сокровищ. Всего для продажи было отобрано 2880 произведений искусства, из них 59 были мировыми шедеврами. После запрета на продажу музейных ценностей в Эрмитаж вернулось лишь малая часть тех картин, которые продать не удалось. 48 бесценных произведений были безвозвратно утрачены для России. А деньги, вырученные за продажу музейных ценностей, не покрыли и одного процента расходов на индустриализацию.



Кто-то вычислил, что придётся потратить 8 лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя на осмотр каждого экспоната хотя бы минуту. Но разве ограничишься одной минутой, когда перед тобой уникальные шедевры ювелирного искусства из коллекции Государственного Эрмитажа! Порой не верится, что эти предметы сделаны руками человека. 


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/241218/41747/

Картина дня

наверх