7 и 16 мая 1985 года был принят ряд законодательных актов ЦК КПСС и Совмина СССР об усилении борьбы с пьянством и самогоноварением, получивших известность как «сухой закон». В канун 30-летия антиалкогольной кампании «Комсомольская правда» взялаинтервью у Михаила Горбачёва. Что же он рассказал?
Сначала несколько цитат:
- Получается, вы были инициатором кампании?
- Нет.
- И в СССР могли запретить алкоголь вообще?
- Были такие мнения. Но победило понимание, что с обществом входить в конфликт нельзя.
- Но в итоге вошли. Это была ваша ошибка?
- Безусловно. Хотя… Лигачев был главным идеологом проведения кампании. Он так и не сумел осознать ошибки.
- А Лигачев был единственным куратором программы?
- Нет, вести дело было поручено еще Соломенцеву.
- Они ее и провалили?
- (Уклончиво.) Да, были очевидные провалы - бюджетные дыры, очереди. Но был и положительный момент - снижение смертности, детей стало больше рождаться. Во время антиалкогольной кампании умерло на 1,6 миллиона человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах.
- Когда вы заметили, что что-то идет не так?
- Почти сразу. Я, когда ездил по стране, заметил: меня везде женщины поддерживали, а вот мужики наоборот. Ясна была картина.
- Как повлияла эта кампания на сами реформы? Может, не будь ее, перестройка пошла бы успешно?
- Такие выводы никто не делал. Но считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно. Думаю, и сейчас надо бороться с алкоголизмом. Если мы забросим это, будет еще хуже.
Налицо два обстоятельства:
Первое, Горбачёв всячески старается снять себя ответственность за эту кампанию и переложить её на Лигачёва, Соломенцева, Андропова, Черненко и чуть ли Брежнева.
Второе, отрицать отрицательные результаты этой кампании нельзя, поэтому Михаил Сергеевич пытается их преуменьшить.
Какие же реальные негативные последствия были у этой программы?
1. Осложнение отношений партии с народом. Явный «антипиар».
2. Серьёзный удар по бюджету – до 30% прямых поступлений в бюджет было связано с государственной монополией на продажу спиртного.
3. Колоссальный рост теневого и чёрного, криминальных секторов экономики. Мощное усиление мафиозных структур, которые позже приняли активнейшее участие в криминальной приватизации государственного имущества после распада СССР.
И это перед планируемыми серьёзными реформами, в том числе экономическими. При этом был известен опыт, например, «сухого закона» в США, приведшего, в том числе к резкому росту числа преступных организаций, увеличению потребления некачественного алкоголя, произведённого кустарными методами и так далее.
Так чем же была антиалкогольная кампания – политической ошибкой или сознательным деструктивным действием?