На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 820 подписчиков

Суд над немецкими оккупантами и их казнь в Киеве в феврале 1946 года

В 2007-м я уже писала об «украинской Хатыни» — уничтоженном немецкими оккупантами селе Раска в Киевской области.

Допрос Оскара Валлизера, г.Киев, 1946г.

Напомню, что 11 апреля 1943 года во время карательной акции под руководством Оскара Валлизера — коменданта Бородянской ортскомендатуры — была проведена карательная акция в селе Раска Бородянского района Киевской области.

В результате были уничтожены 487 граждан, а само село сожжено дотла. Раска приобрела название «украинской Хатыни».

С 17 по 28 января 1946 г. в Киевском доме офицеров Красной Армии состоялось заседание военного трибунала Киевского военного округа, во время которого было рассмотрено большое уголовное дело о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украины. Перед судом предстали 15 человек, которые во время Второй мировой войны в составе немецкой армии и коллаборационистских формирований оккупационного режима на временно захваченной украинской земле совершили неслыханные преступления против мира и человечности. Среди них — и Оскар Валлизер.

Перед судом военного трибунала Киевского военного округа предстали:

Шеер Пауль — генерал-лейтенант полиции, бывший начальник охранной полиции и жандармерии Киевской и Полтавской областей;

Буркхардт Карл — генерал-лейтенант полиции, бывший комендант тыла 6-й армии на территории Сталинской (ныне Донецкой) и Днепропетровской областей;

Фон Чаммер унд Остен Эккардт Ганс — генерал-майор, бывший командир 213-й охранной дивизии, действовавшей в Полтавской области УССР, а позднее — комендант главной полевой коммендатуры № 392;

Хейниш Георг — обер-штурмфюрер СС, бывший гебитскомиссар (окружной комиссар) Мелитопольского округа;

Валлизер Оскар — капитан, бывший ортскомендант (местный комендант) Бородянской межрайонной комендатуры Киевской области;

Труккенброд Георг — подполковник, бывший военный комендант городов Первомайска, Коростышева, Коростеня и других населенных пунктов УССР;

Геллерфорт Вильгельм — обер-шарфюрер, бывший начальник СД (служба безопасности) Днепродзержинского района Днепропетровской области;

Кноль Эмиль — лейтенант, бывший командир полевой жандармерии 44-й пехотной дивизии и комендант лагерей военнопленных;

Беккенгоф Фриц — зондерфюрер, бывший сельскохозяйственный комендант Бородянского района Киевской области;

Изенман Ганс — обер-ефрейтор, бывший военнослужащий дивизии СС «Викинг»;

Иогшат Эмиль Фридрих — обер-лейтенант, командир подразделения полевой жандармерии;

Майер Вилли — унтер-офицер, бывший командир роты 323-го отдельного охранного батальона;

Лауэр Иоганн Пауль — обер-ефрейтор, военнослужащий 73-го отдельного батальона 1-й немецкой танковой армии;

Шадель Август — обер-ефрейтор, бывший начальник канцелярии Бородянской межрайонной ортскомендатуры Киевской области;

Драхенфельс-Кальювери Борис Эрнст Олег — вахмистр полиции, бывший замкомандира роты полицейского батальона «Остланд».

Допрос Хейниша, г.Киев, январь, 1946г.

 

Вся Украина и весь мир следили тогда за процессом, который был совсем не рядовым. Люди, присутствовавшие в зале суда, стали свидетелями полного изобличения преступлений гитлеровских палачей и их пособников на временно оккупированной украинской территории. Они могли оценить организацию процесса, полноту предварительного и судебного следствия, неопровержимость вины подсудимых, обоснованность и законность приговора.

Украинский писатель Юрий Смолич тогда написал об этом процессе: «Барьер... Поблескивает штык на винтовке стрелка. Тысячи глаз устремлены только на них — зал созерцает их в жутком безмолвии.

Я сижу и смотрю на них. Они в десяти метрах. С такого расстояния они, пожалуй, и расстреливали свои жертвы. Жертвы — мои братья и сестры, мои сограждане, люди с гордой ненавистью плевали им в морды или, быть может, плакали, прощаясь со своей прекрасной, со своей зверски оборванной жизнью...

Ведь они, эти пятнадцать — не просто пятнадцать убийц. Они только пятнадцать песчинок из гигантского фашистского смерча».

Несколько месяцев назад я на eBay попала на оригинальные фото с этого процесса. Сейчас я обнаружила их у себя и выкладываю для ознакомления.

Общий вид зала суда, г.Киев, январь, 1946г.

 

Спецсообщение УНКГБ Киевской области в Киевский обком КП(б)У от 16.04.1945 Года. Про арест предателей Родины

«...РО НКГБ Бородянского района арестован находившийся на нелегальном положении бывший староста с. Раски Ничке Эмиль Карлович, немец, бывший слесарь МТС.

Являясь старостой весь период оккупации, Ничке занимался предательской деятельностью.

В январе 1941 года по доносу Ничке арестованы 8 человек — членов семей партизан, которые были расстреляны, а дома их сожжены вместе с трупами расстрелянных.

В апреле 1943 года Ничке передал в гестапо сведения о том, что большинство жителей г. Раска связано с партизанами и укрывает их. В результате этого 12 апреля 1943 года в с. Раска прибыл карательный отряд, который оцепил село. 487 жителей села были согнаны на площадь и расстреляны, а все дома в селе сожжены фашистами.

При отступлении фашистов Ничке бежал с ними, однако, попав в окружение наших войск, возвратился в Бородянский район, где находился на нелегальном положении...».

Архів тимчасового зберігання документальних матеріалів УСБ України у м. Києві. — Фонд № 5. — Арх. справа 575/9. — Арк. 256.

Г.Киев, 02.02.1946г.

 

 

Мирослава Бердник, «ВРЕМЯ.UA»

Картина дня

наверх