Были вашими, стали нашими!
Жерар Депардье, получив из рук Путина новенький российский паспорт, неожиданно заставил вспомнить уже, казалось бы, прочно подзабытый пропагандистский прием «явление Большого друга Советского союза», который был придуман большевиками еще в 20-х годах.
Все происходило по одной и той же схеме: всякий раз, когда властям нечего было ответить на критику, на политическом горизонте вдруг появлялся некий благодушно настроенный иностранный гражданин, который тут же принимался расхваливать достижения СССР. Иногда это были знаменитые писатели типа Ромена Ролана, Андре Жида или Луи Арагона, которые ездили с творческим поездками по глубинке, кушали хлеб-соль и фотографировались в национальных костюмах с фольклорными орнаментами. Было немало и тех, кто даже просил у СССР политического убежища, доказывая личным примером всю правдивость страшных историй об ужасах капитализма.
И вот, пока новоиспеченный российский гражданин Депардье совершает свое первое турне по российским городам и весям, мы решили вспомнить о предшественниках знаменитого французского киноактера. Причем, многие из них принесли нашей стране немало пользы.
Джино де Марки
Итальянский режиссер, близкий друг одного из основателей итальянского коммунистического движения Антонио Грамши. Он приехал в СССР в 1921 году, работал на "Мосфильме". Гражданство принял, женившись на советской девушке. Знакомство с Грамши не спасло де Марки от расправы: в 1938 году он был расстрелян как троцкист и итальянский шпион, похоронен на Бутовском полигоне.
Томас Сговио
В 1931 году в советское торгпредство в Нью-Йорке было подано около ста тысяч заявлений от безработных американцев, стремившихся получить работу в Советском Союзе. Во многом это объяснялось экономической ситуацией в Америке того времени. Это был самый пик Великой депрессии, время массовой безработицы и дефицита продуктов питания. Впрочем, тогда у многих американцев были и идеологические причины для эмиграции в СССР. Среди американских эмигрантов были и коммунисты, и профсоюзные активисты, но были и люди, не принадлежавшие ни к какой политической партии. Одним из низ был Томас Сговио, рабочий на заводе Форда, построенном в Нижнем Новгороде. В 1937 году он был арестован, обвинен в шпионаже и саботаже и отправлен в колымские лагеря. Сговио был хоршим художником и знатоком американских гангстерских татуировок – именно благодаря этому обстоятельству он и выжил, став личным ординарцем одного из уголовных авторитетов. После смерти Сталина он был выпущен из лагеря, но был вынужден остаться в СССР. В 1960 году ему было разрешено вернуться в США, где он написал книгу «Дорогая Америка! Почему я обратился против коммунизма», которая была опубликована в 1972 году.
Роберт Людвигович Бартини
Итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший после прихода к власти Муссолини в СССР. Знакомство с Россией для Роберто началось на фронтах Первой мировой войны, когда молодой офицер Ороса ди Бартини был отправлен на Восточный фронт. В ходе Брусиловского прорыва он был взят в плен и отправлен в лагерь под Хабаровском, где, как предполагается, впервые встретился с большевиками. В 1920 убежденный коммунист Роберто вернулся на родину. Он устроился работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», где был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофером, потом он поступил на факультет авиатехники Миланского политехнического института. После фашистского переворота в 1922 году Бартини был объявлен фашистами вне закона , и итальянская компартия переправила его в Советский Союз, где он стал известным авиаконструктором. Физик, создатель экранопланов и свыше 60 моделей самолётов, вдохновитель советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королев, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В 1938 году он был арестован как троцкист и направлен в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т. н. «шарашку») — ЦКБ-29, где он под руководством А. Н. Туполева, также находившегося в заключении, работал над проектом бомбардировщика Ту-2. В 1946 Бартини был освобожден и после смерти Сталина реабилитирован. Остаток жизни Бартини работал авиаконструктором.
Макс Гельц
Гельц родился в 1889 году в семье сельского поденщика, добровольцем пошел на Первую мировую войну, где за храбрость был награжден Железным крестом. В 1918 году в Германии вспыхнула революция, и Гельц создал из фронтовиков отряд «пролетарской самопомощи» — вооруженные винтовками боевики ходили по лавкам и магазинам и занимались обычным рэкетом. В марте 1920 года, когда Германию снова потряс военный путч, Гельц перешел к настоящим боевым действиям, создав Красную армию Фогтланда, превратив часть Саксонии в настоящее Гуляй-поле. Берлинская пресса писала о «немецком Пугачеве», доводя обывателя до панического исступления. Впрочем, после того как в дело вмешался рейхсвер, отряды Красной армии были разбиты, а сам Гельц схвачен и приговорен к пожизненному заключению. Но тут же за освобождение Гельца выступил весь цвет либеральной интеллигенции Германии—от Генриха Манна до Альберта Эйнштейна. В итоге в конце июля 1928 года Гельц был освобожден и стал почетным гостем Шестого конгресса Коминтерна. Его привезли в Ленинград, наградили орденом Красного Знамени и определили учиться в школу Коминтерна—дабы подготовить героя к новым боям Мировой революции. Но этим планам не суждено было сбыться—после возвращения в Германию нацисты организовали на «немецкого Пугачева» покушение. Раненого Гельца снова отправили в СССР. А в сентябре 1932 года его труп был обнаружен на берегу Оки. Убийц так и не нашли. По одной из версий, он был убит по приказу Гитлера, боявшегося возвращения «фюрера»-конкурента в Германию.
Рамон Меркадер
Агент НКВД испанец Рамон Меркадер дель Рио за убийство политэмигранта Льва Троцкого получил в Мексике 20 лет тюрьмы, а в СССР — звание Героя Советского Союза. Заслуженный ликвидатор погребен на Кунцевском кладбище в Москве под именем Рамон Иванович Лопес Являлся сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Работал в здании Центрального партийного архива, нынеРГАСПИ, ул. Большая Дмитровка, 15. Ему была предоставлена государственная дача в Кратово, затем получил четырехкомнатную квартиру недалеко от метро «Сокол». В середине 1970-х гг. переехал на Кубу, где работал по приглашению её руководителя Фиделя Кастро советником министерства иностранных дел. Умер в 1978 году от саркомы.
Долорес Ибаррури Гомес
Деятель испанского и международного коммунистического движения, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны 1936—1939 годов, автор лозунга "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях". На протяжении длительного времени жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство), а её единственный сын, Рубен, вступил в Красную Армию и погиб в Битве под Сталинградом в 1942 году. В 1942—1960 годы — генеральный секретарь, а с 1960 года до конца жизни — председатель Коммунистической партии Испании. После смерти Франко и легализации партий при Хуане Карлосе I вернулась в Испанию и в 1977 году избрана депутатом кортесов.
Назым Хикмет
Турецкий писатель-коммунист Назым Хикмет на родине провел 17 лет в тюрьмах. Бежав в СССР, он получил советское гражданство, стал членом Союза писателей СССР и непременным членом Всемирного совета мира. К любому, даже незнакомому собеседнику в СССР Хикмет всегда обращался словами: "Слушай, брат..." В Москве Хикмет стал знаменитостью в интеллектуальных кругах, он много путешествовал, особенно по странам соцлагеря. Впрочем, жизнь в СССР начала 1950-х годов разочаровала его: Маяковский и Мейерхольд, как и авангардное искусство вообще, редко упоминались и официально не одобрялись. Хикмета раздражала необходимость постоянно упоминать Сталина в стихах и намеренные искажения в переводах его произведений. Ходили слухи, что из советского руководства с Хикметом при необходимости встречался не Сталин, а Маленков, чтобы не провоцировать поэта. О своих чувствах поэт рассказывал друзьям, в частности Илье Эренбургу: «Я очень уважаю товарища Сталина, но не могу вынести стихов, в которых его сравнивают с солнцем. Это не просто плохая поэзия, это плохой вкус». Находясь в Советском Союзе, поэт полностью посвятил себя борьбе за мир.
В 1951 году Назима Хикмета вместе с Пабло Нерудой наградили Международной премией мира. Выступая против войны, он поддержал борьбу греческих киприотов против британского колониального господства и призвал турецкое население острова поддержать освободительное движение, будучи убежденным, что население Кипра должно мирно жить вместе. В 1952 году Хикмет стал членом Бюро Всемирного совета мира.
Сложилась и личная жизнь писателя: сразу же после приезда Хикмет завёл роман с Галиной Григорьевной Колесниковой — молодым врачом, которая занималась им в санатории в Барвихе. Они стали жить вместе, Союз писателей СССР принял её назначение личным врачом поэта. В конце 1955 года Назыма Хикмета за консультацией по поводу албанских народных костюмов посетила делегация из «Союзмультфильма». В составе делегации была кинодраматург и редактор Вера Тулякова. Несмотря на то, что она была замужем и имела дочь, а её покойный отец был на шесть лет моложе Хикмета, тот начал регулярно ходить в «Союзмультфильм» с шоколадом и цветами. В 1960 году он, переписав свою дачу в Переделкино, автомобиль, мебель, радио, телевизор, книги и картины на Галину Колесникову, женился на Туляковой.
В 1963 году Назым Хикмет умер от сердечного приступа. Он был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Муцуо Хакамада
Коммунист и отец Ирины Хакамады. В СССР он работал политруком среди военнопленных, которые, по словам его сына Сигеки, называли его "сибирский император". Неоднозначность в политике предоставления гражданства иностранцам и их обустройстве сохранялась вплоть до развала СССР. Охотно его давали только людям, которые могли оказаться полезными власти, например, шпионам.
Филипп Георгиевич Старос
Американский инженер (настоящее имя Филипп Сарант) . В 1941 году Старос получил степень бакалавра по электронике в университете Купер Юнион в Нью-Йорке, а чуть позже вступил в Коммунистическую партию США. После ареста «Кембриджской пятерки» (ученых-ядерщико, передавших в СССР технологию создания атомной бомбы) в США начались гонения на ученых, симпатизировавших коммунистам. ФБР несколько раз допрашивало Саранта. В конце концов, тот решился бежать в СССР, сменив имя. В 1956 году Старос переехал в Ленинград, где он возглавил лабораторию СЛ-11, которая в 1959 году была расширена в КБ-2 электронной техники. В КБ была разработана ЭВМ УМ-1. В 1969 году награжден Государственной премией СССР. Интересно, что после ряда трений с советскими партийными органами Старос переехал во Владивосток, где возглавлял отдел в Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) Дальневосточного научного центра АН СССР, а затем Институт искусственного интеллекта. Там он создал английский яхт-клуб, клуб английской музыки (в котором сам играл на гитаре и банджо и для которого переводил тексты «Битлз» и «Роллинг Стоунз»), а также английский клуб на филфаке Дальневосточного университета.
Луис Альберто Корвалан Лепе
Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили (1958—1989), обменянный на Владимира Буковского в процессе обмена политзаключённых. После военного переворота генерала Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года Корвалан был арестован вместе со многими другими противниками режима. Содержался сначала в одиночном заключении, затем в различных концлагерях, в том числе на острове Досон. КГБ СССР рассматривало вариант вооружённого освобождения Л. Корвалана с острова Досон. После убийства Виктора Хары он стал наиболее известным чилийским политзаключённым. Во время заключения в 1975 году был удостоен Международной Ленинской премии.
В 1975 году в Болгарии умер его сын Луис-Альберто от последствий перенесенных в тюрьмах Чили пыток. СССР возглавил международную кампанию за его освобождение, а в 1976 году Андрей Сахаров предложил обменять Корвалана на известного советского политзаключённого, диссидента Владимира Буковского. Обмен состоялся, после чего Корвалан получил в СССР политическое убежище. Это стало особым подарком Леониду Брежневу и произошло за день до его 70-летнего юбилея, отмечавшегося 19 декабря 1976 года. Его часто звали «товарищ Лучо».
В 1983 году Корвалан нелегально вернулся в Чили. В ЦКБ Луису сделали три пластические операции, изменив его внешность до неузнаваемости, и по поддельному паспорту профессора из Колумбии он вылетел в Будапешт, а оттуда — в Буэнос-Айрес, после чего перебрался в Чили, где в течение шести лет, до падения диктатуры Пиночета, жил на нелегальном положении. В 1985 году он сумел еще раз побывать в Москве, чтобы пройти курс лечения.
После окончания периода диктатуры, «вернулся» в страну официально.
Арнольд и Лорен Локшины
Семья американских учёных-биологов из США, попросивших политическое убежище в СССР. В 1986 году семья Локшиных стала широко известной из-за того, что попросила политического убежища у СССР, опасаясь преследований ФБР. Руководство СССР удовлетворило их просьбу и предоставило им жилище и работу.
До конца 1990-х годов доктор биологических наук Арнольд Локшин работал в лаборатории Института экспериментальной диагностики и терапии опухолей. Советское гражданство Локшины получить не успели. Лишь в 1992 году по указу Бориса Ельцина им было предоставлено уже российское. Затем след Арнольда Локшина теряется. По одним данным, он развелся с женой и (или) вернулся обратно в США, или же переехал в КНДР.
А вот Лорен Локшин и трое их детей по-прежнему живут в России. Дженнифер работает в Высшей школе экономики.