На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 823 подписчика

По волнам нашей памяти! Наши старые пластинки

Предлагаю Вам сегодня вспомнить пластинки, которые мы слушали в нашем славном прошлом

Записи в нашей стране в то время выпускала только одна фирма - «Мелодия».
Ассортимент грампластинок, доступных широким массам, был хоть и довольно велик, но довольно-таки уныл. Просто так в магазинах продавались:
- сборники речей Ильичей;


- классическая музыка;


- детские сказки и замечательные аудиоспектакли (чего не отнимешь — постановки были отменными, начитывались и напевались они лучшими тогдашними артистами, музыка порой была очень доставляющей), музыка и песни из мультфильмов;




- записи Большого детского хора Гостелерадио;

- советская эстрада ТВ Хиль, Кобзон, Лещенко, Пугачёва, Ротару, «Весёлые ребята», «Песняры» и прочие всякие «Самоцветы» с «Голубыми гитарами»;




- одобренные цензурой иностранные исполнители, преимущественно из стран Варшавского договора (пластинки, при этом, были импортные — «Супрафон», «Балкантон» и т.

д.), но изредка и западные (пластинки в 95% случаев — не фирмА, а мелодиевские переиздания) — эстрада, кое-какое диско, немного рока и или этого вашего джаза;


- в конце 80-х появились в продаже пласты с отечественными рок музыкантами.




Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», образованная в 1964 году и обладающая монопольным правом на производство и распространение грампластинок в СССР, имела в 80-х годах в своем распоряжении уже восемь заводов: Московский (МОЗГ), Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский, Бакинский, Таллиннский завод музыкальных кассет, а также 8 студий грамзаписи, расположенных в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Вильнюсе, Таллинне, Ташкенте, Тбилиси и Риге. Существовали также еще и две звукозаписывающие студии в Киеве и Ереване.



Кроме того, «Мелодии» принадлежали и предприятия оптовой торговли (так называемые, Дома грампластинки, число которых к тому времени достигло восемнадцати: по одному - в столицах союзных республик и несколько в РСФСР), распределявшие грампластинки и аудио-кассеты по магазинам страны.



На территории бывшего Советского Союза грампластинки, выпускаемые фирмой «Мелодия», продавались в более чем 35 тысячах торговых точках страны, большая часть которых (около 65%) распространялась через сеть государственных магазинов (около 3 тысяч), 13% от общего количества реализовывались через 12 тысяч торговых предприятий потребкооперации, а 10% - через 20-тысячную сеть киосков «Союзпечати».



К сожалению, грампластинки не были выделены в особый вид товара, а магазины практически не несли никакой ответственности за их хранение и были материально не слишком заинтересованы в их реализации.



К тому же, до 1976 года тираж новых пластинок, выпускаемых на «Мелодии», определяли редакторы фирмы, от мнения которых зависело, ЧТО и СКОЛЬКО следует выпускать.



Подобная практика привела к тому, что к середине 70-х годов этот процесс принятия решений стал настолько субъективным и неэффективным, что для придания ему хоть какой-то видимости объективности и обоснованности в 1976 году было принято решение об образовании, так называемой, тиражной комиссии.



В состав этой комиссии входили представители Министерства культуры СССР, Министерства торговли СССР и РСФСР, представители Союза композиторов, Центросоюза, В/О «Международная книга», работники фирмы «Мелодия» и ее ведущих предприятий, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций.



Возглавлял же эту комиссию зам. генерального директора фирмы «Мелодия».



К сожалению, доля пластинок с новыми записями составляла всего 5% от общего объема выпускаемой фирмой «Мелодия» продукции.



К тому же, крайне неэффективный механизм социалистической системы ведения хозяйства (от этапа определения потребительского спроса до поступления готовой продукции в магазины) на практике приводил к тому, что на весь этот производственный цикл требовалось столько времени, что новые пластинки к моменту их продажи уже успевали морально устареть и потерять статус популярных.



Все это, в результате, создавало, так называемый, ДЕФИЦИТ, а с другой стороны - приводило к появлению огромных залежей никому не нужной продукции.



Выпуск же в СССР лицензионных долгоиграющих пластинок (лонгплеев) зарубежных исполнителей начался в 1973 году, когда наше государство присоединилось ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве.



Причем, тиражи издаваемых в СССР лицензионных пластинок определялись специальной комиссией, (так называемым Советом по лицензиям, организованным при фирме «Мелодии», в который входили композиторы, музыковеды, исполнители, работники Министерства культуры, фирмы «Мелодия», а также некоторые московские филофонисты), на основе договоров, заключаемых с зарубежными фирмами грамзаписи (лейблами) внешнеторговым посредником «Мелодии» - В/О «Международная книга».



Вполне естественно, что условиями этих договоров выпуск лицензионных пластинок в СССР ограничивался не слишком большими для нашей страны объемами, причем без права их повторных переизданий, но на практике эти требования соблюдались далеко не всегда.



Если же говорить о технологии производства виниловых пластинок на фирме «Мелодии», то она была следующей.



В студии с помощью специального станка Ortofon магнитная фонограмма преобразовывалась в механическую запись на лаковом диске (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке).



Диск отправлялся на завод, там он гальваническим способом покрывался тонким слоем серебра, и после этого с него снималась первая и единственная негативная копия.



С помощью этой негативной копии изготавливались семь никелевых позитивных оригиналов.



С каждого из этих оригиналов можно было снять 20 матриц (итого 140), с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тысяч экземпляров. (Максимальный тираж - понятие достаточно условное. По разным причинам матрица не всегда полностью использовалась).



Если же этот тираж был недостаточен, то с семи позитивных никелевых оригиналов снимали не матрицы, а 49 негативных копий (по семь с каждой), с каждой из этих копий изготавливали семь позитивных никелевых оригиналов (итого 343) и потом 6860 матриц (343х20), обеспечивающих максимальный тираж в 6 миллионов 860 тысяч экземпляров.



В этом случае грампластинка являлась шестой копией лакового диска, а чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания...



Цены на грампластинки в СССР были следующие:
Миньон моно – 70 копеек.
Миньон стерео в анонимной обложке – 85 копеек.
Миньон стерео в нормальной обложке – 1 рубль.



Диски-гиганты:
В анонимной обложке моно – 1 рубль 60 копеек.
В нормальной обложке моно – 1 рубль 85 копеек.
В анонимной обложке стерео – 1 рубль 90 копеек.
В нормальной обложке стерео – 2 рубля 15 копеек. То же самое с олимпийской символикой – 3 рубля.
В целлофанированной обложке – 2 рубля 70 копеек. То же самое с олимпийской символикой – 3 рубля 50 копеек.
Лицензионные диски фирмы «Мелодия» - от 2 рублей 70 копеек до 4 рублей.
Пиратские диски фирмы «Мелодия» - 2 рубля 15 копеек (Вы не поверите, но «Мелодия» любила пиратить песни с западных дисков, не платя авторских отчислений).





































Текст для поста позаимствован отсюда: источник и отсюда источник

dubikvit

Картина дня

наверх