Знак качества или качество знака
В 1824 году купцы, имевшие репутацию надежных поставщиков товара безусловного качества для Императорского дома России, стали гордо именоваться «Поставщиками Двора Его Императорского Величества». Носили звание два года, а затем его надо было подтверждать заново.
Ко Двору поставлялось только лучшее, а носить звание было чрезвычайно почетно.
Графический знак был утвержден значительно позже, в 1901 году.А к1915 году Поставщиками Императорского Двора были такие знаменитые марки, как шоколад Теодора Эйнема, ювелирные мастерские Карла Фаберже, мармелад от фабриканта Абрикосова, галоши фабрики «Треугольник», шампанские вина Голицына, печатня и книготорговое дело Сытина и многие, многие другие.
Большевики в 1917 году отвергли все старорежимное в надеждена революционную сознательность масс. Но задор первых пятилеток быстро иссяк, количество производимого упрямо не хотело переходить в качество, и к 60-м годам двадцатого века продукция, произведенная в СССР,не выдерживала никакого сравнения с зарубежными аналогами. Когда это коснулось и стратегически важной области – производства вооружения, государство перешло к решительным действиям. В 1962 году был подписан «Закон о товарных знаках», в 1967 году вышло положение о Государственном знаке качества. А в1970 году,в ознаменование юбилея вождя пролетариата, первый по счету знак качества СССР был присвоен электродвигателям завода имени того же Ильича.
Внешне Государственный знак качества страны Советов выглядел, как пятиугольник с заключеннойв нем перевернутой буквой «К». Она изображала горизонтально расположенные весы на циркуле-балеринке. Такое начертание должно было означать установленное качество продукции, воплощение перехода от измеренияк соответствию.На деле, введенный в оборот знак качества устанавливал соответствие того или иного товара ГОСТу и наносилсяна товары только высшей категории качества.
Право на нанесение изображения знака качества присваивалось на срокдо трех лет на основе аттестационной процедуры. А правила его изображения на этикеткахи упаковке товаров регламентировались Государственным стандартом.
По задумке, введение Государственного знака качества должно было стимулировать производителей в их движениик мировому уровню. Но, увы, этого не происходило.Хотя знак качества подразумевал, возможность увеличения на 10% наценки на товар, его узнаваемости и популярности, привыкшие работать в условиях абсолютного отсутствия какой-либо конкуренции заводы и фабрики продолжали выпуск стандартно безликой продукции. Отношение покупателей к знаку было безразлично-прохладным.
Иная картина наблюдалась, когда в 80-е некоторые товары стали маркироваться слоганом «Made in USSR». Эти редкие образцы, достойные внимания потребителей, уходили на экспорт.Если жекакие-то крохи и доставались родным покупателям, те только удивлялись: «Умеют же, когда хотят». Знаменитая надпись латиницей стала неким брендом, знаком престижа, а как крылатое выражение, знак того времени, живо и сейчас.
После распада в 1991 году Советской державы в России возникла необходимость разработки новой системы стандартов. Документы были приняты 1996 году,но многочисленные попытки создать национальный знак, присуждаемый качественным и популярным товарам, не давали должного результата. Народная марка, Золотая марка, Всероссийская марка качества… Тем временем графическое изображение знака качества СССР не уходилоиз памятии все еще хорошо узнаваемо. Поэтому Минпромторг России выбрал для нового «Знака качества» логотип, очень схожий с советским, аналогичны и задачи знака. Первые товары с этим знаком могут появиться в конце года.