На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 849 подписчиков

Чему радовались мы в СССР

Прочитал статью 

Почему люди улыбались в послевоенном СССР?

Почему люди улыбались в послевоенном СССР?Почему люди улыбались в послевоенном СССР?   На днях по ТВ опять мелькнул сюжет про Эдуарда Хиля (он же «Mr.Trololo»). Для тех, кто не в курсе, расскажу. Несколько месяцев назад некие американцы обнаружили выложенный в Сети ролик, где певец исполняет вокализ. При этом у него невероятн…

 


 

и захотелось написать о том, что мы действительно в Советском Союзе имели множество поводов для радости.

Итак, что же мне первое вспомнилось?  Вспомнились  сообщения ТАСС  об очередных запусках в Космос.


1957 год, первый спутник, сообщения передают часто по всем радиостанциям Советского Союза, почти одно и то же, но все, кто могут, спешат к приёмникам, обмениваются впечатлениями.

Мы, пацаны  и взрослые, выискиваем в ночном небе светящуюся точку. В ход идёт всё, бинокли и старые подзорные трубы, самодельные из очков и пр. Героями становятся мальчишки,  обнаружившие в ночном небе спутник. Вся страна празднует трудовую победу! Кого?  Всех, всего Советского народа!

1961 год. Юрий Гагарин — первый человек в Космосе. Всеобщий праздник. Кто его объявлял, призывал праздновать? Никаких призывов по радио и в газетах не было. А радовались все и каждый.

И никаких пресловутых мнений, как это сейчас и по СМИ, и в интернете. Честное слово, я не знаю, что было бы, если вдруг прозвучало что-нибудь, мягко говоря, бредовое насчёт сообщений ТАСС. Видимо, сейчас СМИ и интернет заполнились массой сумасшедших, сочиняющих все это. Примеры не привожу, их масса.

И вот сбывается моя мечта. Ясно, под воздействием СМИ и телевидения мальчики стремились в Космос — в лётчики, в физики, и…. А я мечтал стать то инженером-электронщиком, то военным. А тут исполнилось и то и другое. При поступлении вначале был конкурс документов, с тройкой в аттестате даже на экзамены не допускались. Конкурс – 10 человек на место. Были и льготы, и медалисты. Лауреаты  всесоюзных олимпиад по математике или физике могли сдать только 1 экзамен, но надо было получить по нему «отл.». Учитывались и другие документы (я был мастер спорта СССР, член сборной РФ). Увы, пришлось сдавать все экзамены, но в итоге общий проходной бал был превышен.

Ракета-носитель ПРОТОН — с первого старта не имела ни одной аварии, как и ракета СОЮЗ. До середины 90-х…

И вот ракета вывозится из монтажно-испытательного корпуса на стартовую позицию, начинается боевая работа. Для моего подразделения это почти 5 суток в подземном сооружении, ближайшем к старту. И рядовых, и офицеров не хватает, работаем одним расчётом вместо положенных трёх, то есть бессменно — спим урывками, расположившись на раскладушке за аппаратурой по 1 – 3 часа в сутки. С нами и гражданские специалисты, учёные — все  в равном положении. В последние сутки перед стартом к нам присоединяется Председатель Государственной комиссии генерал-полковник. В обычные столовые никто не ходит. На поверхности у входа круглосуточно развёрнуты полевые кухни, в любое время можно поесть всё, что захочешь. По какой-то сложившейся традиции обязательно в меню плов. Каждый день разный (узбекский, таджикский, казахский, сладкий, горький и т.д.), но обязательно вкусный, бесплатно и в неограниченных количествах. Делали по очереди солдаты соответствующей национальности, не специалисты с дипломами и множеством справок, а неформальные. Сейчас в дорогих ресторанах национальных кухонь такой вкуснятины не встретишь. Сейчас господствует конкуренция, то есть, кто больше прибыли в карман положит. А тогда соревновались какая национальность лучше, вкуснее всех накормит. Если повар от национальности один, то заметно было, как почти все солдаты части этой национальности суетились около повара, помогая ему за несколько дней до торжества. Часто пробегали по помещениям, приглашая всех отведать их национальное лакомство.

Последние секунды напряжения. По полутора десяткам каналов шлемофонной связи непрерывные доклады и главный репортаж по громкоговорящей связи. У меня в помещении все каналы, так как здесь Председатель Государственной комиссии. В начале на столе рядом с ним лежала куча шлемофонов, к которым тянулись толстые кабели, но теперь только один и кабелей нет. Это рацпредложение сделали мои срочники. Первый раз, когда генералу сержант протянул «неподключённый» шлемофон, тот был возмущён, но узнав, в чём дело, сразу объявил высшее поощрение — «10 суток отпуска». Фотография у развёрнутого боевого Красного Знамени части у сержанта была, и все значки воинской доблести и первого разряда по спорту. Да и деньги почти 3000 рублей — сержант сдал в части допуск к работе за офицера. Так что мог и подарки из армии привезти, купленные на свои заработанные.

Фотографий много, что особенно ценилось у солдат. Откуда мне это всё известно? А как же, я же был непосредственным начальником, это было моя обязанность, всё проверить перед отпуском срочника. Кстати, не я копался у них, а наоборот, они прибегали ко мне без конца, чтобы проверил, то верно ли погон и нашивки пришиты, то как значки расположил (до миллиметра), то правильно ли швы загладил.

С фотографиями особо было. Друзей много, это пожалуйста. У клуба, пожалуйста. В бассейне, на кроссе, на полосе препятствий …. — пожалуйста. Но чтобы на фото не было даже намёка на то, чем конкретно занимались — на технику, что к Ракетным и Космическим войскам относится. Особенно солдаты волновались за фотографии у памятников. Такие фотки тоже были. И можно, и даже нужно, чтобы они были, но, чтобы не видно было, кому этот памятник или стелла. А таких памятников много. Основные — Королёву,

Неделину, с именами всех погибших и «генералов и рядовых», и гражданских. Но ни одной фотографии мне изымать никогда не приходилось. Солдаты сами понимали, что можно, а что нельзя, а для надёжности, сами приносили всё на дополнительную проверку мне, и, каково было их удивление, когда я часто дополнял их альбомы. Да и какая радость будет от фотографии у стеллы с именами погибших. Мать только расстроится, сильнее переживать будет, а вдруг что с сыном тоже случится. Радость — то, что трудности преодолены, а какие они, не к чему.

Возвращались из отпусков солдаты с обычными подарками из дома (все дружно моментально съедалось!). Но, сержант привёз необычный подарок для подразделения. В группе была полная подшивка советского популярного журнала «Радио». Он из дома привёз подшивку болгарского «Радио». «Радио» на болгарском читали и понимали все солдаты. Особенно любили читать и разбираться в схемах казахи, таджики и др. — там же всё ясно по-русски было. Тогда практически не было рекламы, и даже немногие специалисты знали, что Болгария была в 70-х самым крупным экспортёром микросхем для ЭВМ для всей Европы.

Микросхемы Болгарии в рекламе не нуждались, все западные специалисты знали их высокое качество, а так же то, что поставки будут гарантированы, ведь никакие кризисы плановой экономики Болгарии тогда не были страшны. И вот это было маленькой, но общей радостью в подразделении, не сами журналы, а возможность получать научные знания, что были  изложены болгарами очень популярно и доступно. Кстати, эти знания сразу же применялись, а это поощрялось еще и денежно. При довольствии рядового в 3 — 4 рубля на поощрения в месяц за внедрённые рационализаторские предложения каждый получал дополнительно 20 — 30 рублей. Была ли армия призывной или «профессиональной»? Призывники в Советской Армии становились профессионалами! И это тоже было радостно.

Старт! Всё трясётся, гул неимоверный! По громкой начался посекундный отсчёт полёта. Гул стихает и  через десяток секунд проносится по громкой команда на разгерметизацию входов в подземные сооружения. Все высыпают на поверхность. Опасность взрыва и поражения людей ядами горючего миновала, ракета уже за сотни километров. Все смотрят на чарующее зрелище в небе. Это летящий факел, но рукоять его направлена вверх, а а пламя вниз. И вот звучит первое «УРА!», первая радость для стартовиков. Летящий факел изумительно распадается в разные стороны, и все ждут —  кажется, что проходит вечность, а проходят всего доли секунды и в небе появляется факел поменьше. Всё происходящее означает, что в разные стороны были отведены боковые баки и двигатели, и успешно сработали двигатели следующей ступени. Космический корабль уже на орбите. Наша работа уже давно (менее минуты) закончена, но никто не расходится! Все вместе ждут главной радости.Были ли проблемы? — Да, были, но сейчас не о них. Единственно, могу сказать у меня в подразделении «стариковства» не было. За 4 года, что были срочники в моём подчинении, ни один не получил ни одного взыскания. А во время «боевой работы» призывники творили просто чудеса! Я даже удивлялся.

Спускаемый аппарат ВЕНЕРА — 10

Главная радость — это сообщение ТАСС. Она приходит примерно через час, то есть, когда космический корабль совершил первый виток вокруг земли и попал вновь в зону видимости наземных средств на территории Союза. Вот тогда уже всему миру ясно — в СССР успешно произведён запуск нового космического аппарата. Тогда на старте звучат выстрелы бутылок шампанского (запрещённого! спиртное на площадках запрещено!). Радость — о нас сообщили по радио, о нас узнал весь мир! Узнал о каждом из нас, о тысячах, и о каждом. Не беда, что в сообщении не указывалось никогда ни одной фамилии, все знали, что там сказано о каждом из нас.

А вспомним как будучи мальчишками, мы разносили радостные вести о запусках в Космос – «МЫ ЗАПУСТИЛИ!»  Это «мы» означало, что и пацаны включительно! МЫ – единый народ большой и великой страны….

Вот, к примеру, об исследовании СССР планеты Венера. На фото — спускаемый аппарат ВЕНЕРА — 10, они внешне почти не различались и запускались почти одновременно с ВЕНЕРА -9. Они первыми сели на Венеру в 1975г и передали фотки с ее поверхности.

 


Попался не так давно школьный учебник по физики, а там перечислены все АМЕРИКАНСКИЕ полеты, а снимки, плученные с Венеры, помещены наши. О наших полетах сказано, что они в СССР «были» и все! А ведь американцы вообще фоток с Венеры не могут до сих пор получить, и даже их попытки посадить на поверхность Венеры свой аппарат все были неудачными.

Комбат-Батяня

Картина дня

наверх